Итак, мы с вами остановились на том, что пруссы в 1263 году сняли осаду и ушли. Поселение к северу от замка было сожжено, и его решили не восстанавливать. Город предстояло заложить между замком и Преголей. Однако, как нетрудно догадаться, прежде предстояло укрепить берег и осушить земли.
Город закладывался по плану - в виде четко разбитой на кварталы для застройки решетки. Центральная продольная улица - Ланггассе, вместе с двумя параллельными улицами – Бергштрассе, проходящей по береговому склону, и Вассергассе у Прегеля – образовывала продольную ось города. Их пересекало множество коротких поперечных переулков.
Два незастроенных квартала образовывали рыночную площадь Марктплатц, у которой возвышалась ратуша (рынок Альтштедтишер Маркт). Один квартал на северо-западной стороне оставили для церкви и погоста (площадь Кирхенплатц, названная позднее
площадью Кайзер-Вильгельм-Платц).
С южной стороны, обращенной к реке, а также с западной и восточной стороны город укрепили, но с северной, обращенной к крепости, он не был защищен. Город имел лишь трое ворот: Штайнтор на западе, Лёбенихтшестор на восточном конце улицы Ланггассе и Кремертор, или Коггентор, называемые ещё воротами св. Георга, через которые имелся выход к мосту Кремербрюке, старейшему в Кенигсберге. Этот мост был собственностью Альтштадта, но находившиеся на нём лавки принадлежали Ордену. Маленькие калитки вели к рыбным мосткам Фишбрюке у Прегеля и наверх к крепости.
Собственно город Альтштадт разобран в настоящий момент до основания. От его застройки не сохранилось ничего, и на его месте находится пустырь, пересекаемый Московским проспектом и упирающийся в набережную Преголи.
На ещё не застроенном острове Кнайпхофе горожанам разрешили основать ластадию (от латинского lastagium, что означает корабельный балласт), то есть складировать лес, сено и зерно. Город был также наделён правом рыбной ловли вверх и вниз по Прегелю вплоть до Пайзе и правом пользоваться принадлежавшим Ордену лесом.
Свой город жители строили, наверное, на протяжении примерно двадцати лет, однако вплоть до 28 февраля 1286 года нам об этом почти ничего не известно. В этот день ландмейстер Конрад фон Тирберг в торжественной обстановке вручил в крепости горожанам грамоту об основании города, в которой были закреплены права граждан, в особенности их право на самоуправление по „Кульмскому городскому праву", и которая являлась городской "Конституцией".
Тотчас была сформирована администрация с бургомистром во главе, муниципальным Советом и судом. 12 марта она выпустила своё первое постановление, извещавшее о штрафах за воровство. Среди первых граждан, к сожалению, нам известны имена лишь немногих – были представители известных родов, традиционно представленных в любекском магистрате, однако они были не основателями города, не партнёрами Ордена, как это было задумано ранее, а его подданными, гражданами города, основанного Орденом.
Большинство новых граждан города переселилось сюда из Нижней Саксонии и Вестфалии. Кроме них были выходцы из Померании и Мекленбурга, Силезии, приэльбских земель и прусских городов.
Языком общения был, по всей видимости, нижненемецкий, однако не сохранилось ни одного документа, написанного на этом языке. Администрация пользовалась либо латинским, либо средненемецким – официальным языком Ордена.
Нет сведений и о том, был ли герб присвоен городу или он выбрал его себе сам. Герб представлял собой разделённый горизонтальной чертой щит, на верхней белой половине которого была изображена красная корона, а на нижнем красном поле – белый крест. Цвета красный и белый были, с одной стороны, общими для свободных городов, но, с другой стороны, и цветами Богемии. Красная корона была короной богемских королей, белый крест был антиподом чёрного орденского креста. На старейшей из сохранившихся печатей Альтштадта виден одетый в доспехи рыцарь с короной на голове и жезлом с лилией, не без основания считающийся изображением короля Оттокара.
Хотя резиденция епископа Замландского находилась в Фишхаузене, капитул и кафедральный собор должны были оставаться в Кенигсберге. Поэтому Орден в своей грамоте отдал капитулу Соборной церкви юго-восточный угол Альтштадта южнее улицы Ланггассе и территорию на восточной стороне улицы Бадергассе. Капитул воздвиг там в честь святого Адальберта, покровителя Пруссии, первый кёнигсбергский Кафедральный собор, по всей видимости, деревянное строение; кроме того, построили Соборную школу и жилища для каноников. Тут же располагался и госпиталь «К Святому Духу».
Если первые городские укрепления представляли собой, видимо, один лишь земляной вал с деревянным частоколом, то в период между 1333 –1350 годами жители Альтштадта приступили к замене их каменной стеной с бойницами. Стена была в среднем двухметровой ширины и девятиметровой высоты, нижняя часть её была выложена из валунов, верхняя, где была проложена оборонительная галерея, из кирпича. Примерно к 1370 году сооружение было готово.
Вскоре после этого горожанам разрешили присоединить к укрепленному городу участок, находившийся западнее города (за улицей Коггенштрассе). Каменные ворота Штайнтор снесли, новую западную сторону укрепили особенно прочно и снабдили пятью массивными башнями и тремя воротами. Через ворота Штайндаммертор, или по-другому Николайтор, дорога вела по мосту через городской ров к Штайндамму и церкви св. Николая; ворота Ботентор, или Лаакентор, в конце продлённой улицы Ланггассе вели в Лаак; находившиеся в юго-западном углу ворота Ластадиентор с башней Пфайфентурм вели к альтштадтской ластадии.