среда, 29 июля 2015 г.

Довоенные достопримечательности Калининграда. Окрестности вокзала.

Итак, как уже было сказано, вокзал соединяется с бывшим Почтамтом №5. Теперь в этом доме размещены офисы различных учреждений. Расположен к северо-западу от Главного вокзала; связан с ним подземным тоннелем. Размашисто заложенное трёхэтажное здание из красного клинкерного кирпича; узкий фасад выходит на юго-восток к площади перед вокзалом (Райхсплац), а широкий обращён на северо-восток на зелёные насаждения Торнер Штрассе. На первом этаже монументальные обрамления больших оконных проёмов натуральным (естественным) камнем. На втором этаже обрамления окон оформлены в виде ленты, также из натурального камня. На третьем этаже (включая чердачный этаж) поверхности стен с выступающими клинкерными камнями лежащей ромбовидной формы. На главном портале, обращённом к Торнер Штрассе, воспроизводится арочная форма большого вокзального окна. Выше расположен интересный эркер треугольный в плане со своеобразным завершением карниза крыши.





Дальше по правую руку следуют Бранденбургские городские ворота с частью бывшего вального укрепления.Бранденбургские ворота были построены примерно в 1860-м году на месте одноименных ворот первого вального укрепления. Авторы конструкции ворот были поименно неизвестные военные инженеры, проект фасада разработан архитектором Августом Штюлером. Название этих ворот можно толковать двояко – с одной стороны через них прохожит дорога к орденскому замку Бранденбург (пос. Ушаково), с другой стороны – эта же дорога ведет в немецкую землю Бранденбург. Во всяком случае, они не имеют ничего общего с Бранденбургскими воротами в Берлине.
Сейчас это единственные из сохранившихся кёнигсбергских ворот, через которые еще проходит движение транспорта и даже трамвайные пути. Боковые казематы были, скорее всего, переделаны под проходы для пешеходов, потом заделаны кладкой, потом в них размещались магазинчики, теперь там административные учреждения.
На стороне, направленной к городу, до сих пор сохранились два портретных медальона работы скульптора Вильгельма Людвига Штюрмера. Слева изоброжен военный инженер фельдмаршал Герман фон Бойен, герой наполеоновских войн, справа – генерал Эрнст Людвиг фон Астер, участник наполеоновских войн и один из авторов проекта второго вального укрепления.
В конструктивном отношении они соответствуют другим воротам, включая в себя, кроме проезжих частей, оборонительные казематы с окнами и амбразурами. Вполне вероятно, что с внешней стороны они раньше имели кордегардию и столбы с тросолебедочной системой для подъема пролетного строения моста через крепостной ров. Сейчас не осталось никаких следов этих конструкций. Только вертикальные выемки в боковых стенах говорят о том, что и здесь, как в Железнодорожных воротах, когда-то были предусмотрены противоштурмовые конструкции. Можно предположить и наличие боковых пешеходных проходов, перекрытых, как и два центральных, лучковыми арками. Сейчас на их месте стены с тройными разновысотными окнами и арками полуциркульного очертания.
На флангах ворота имеют входы в казематы. Они выполнены в виде двухцентровых арок. Ворота абсолютно симметричны в продольном и поперечном направлениях и в большей степени, чем другие, подражают образцам зодчества готики. Они, оставаясь в сущности низкими и приземистыми, все же создают иллюзию легкого, устремленного ввысь сооружения, что подчеркивается их декоративным оформлением. Лучковыми арками проездов с фасадных сторон обрамляются перспективные порталы двухцентрового очертания, создавая своеобразные ниши с “игрой” светотени. Порталы построены из фигурного керамического кирпича. Над ними расположены вимперги — римские фронтоны. Поля фронтонов (тимпаны) декорированы со стороны города горельефами, с другой стороны — гербами. Грани вимпергов украшены крабами — стилизованными цветками. А завершаются вимперги скульптурно-декоративными стилизованными цветками из песчаника — крестоцветами.
Среди кенигсбергских ворот подобное архитектурное оформление имели только Штайндаммские. У них были каменные “цветки” еще и на фиалах — граненых башенках, увенчанных высокими, остроконечными пирамидками. Фиалами там завершались и фа-садные контрфорсы. В Бранденбургских же воротах роль контрфорсов выполняют треугольные полубашни, ограничивающие и разделяющие проезжие части ворот. Боковые полубашни на уровне вимперга переходят в трехчетвертные и завершаются вместе с центральной ажурными башенками со стилизованными декоративными зубцами. В таком же стиле оформлены и стенки — зубчатые парапеты, соединяющие полубашни. Трехчетвертные и полубашни украшены декоративными нишами с двухцентровыми арками. Карнизы в казематной части ворот выполнены просто — путем выпуска кирпича. Цокольная часть ворот облицована гранитными плитами в технике квадр.



За воротами сохранился жилой дом, как и большинство домов, лишившийся немецкой крыши.




Дальше по этой стороне нет ничего довоенного, и мы переходим вправо от вокзала. Здесь находится парк 40-летия ВЛКСМ, созданный, как и практически все парки города, на месте вального укрепления. Директор городских парков Шнайдер создал на месте старого оборонительного пояса зону отдыха с прогулочными дорожками, газонами, деревьями и каналами. Все это вместе с продолженной променадой вокруг Шлосстайха, новыми зелёными насаждениями вокруг Обертайха и в пригородах, новыми спортивными площадками и бассейнами принесло Кенигсбергу репутацию одного из самых красивых и здоровых городов Германии. То, что город имел средства на эти цели, было результатом инфляции. Насколько большим был моральный и хозяйственный урон, настолько выгодной она оказалась для тех, кто смог преодолеть нормы морали, существовавшие до сих пор в хозяйственной деятельности. К ним относился, благодаря умению и деловитости Ломайера, и кенигсбергский магистрат. И если стало возможным возведение запланированных новых зданий на месте бывших укреплений, то только потому что обербургомистр миллионные суммы выплат военной казне теперь мог выплачивать буквально из своего кошелька. Увы, наши россиянские деляги, напротив, вкладывают свои средства в уничтожение зеленого наряда города.

Так вот, в парке 40-летия ВЛКСМ сохранились фрагменты бывшего рва, валов, и два равелина из трех: Равелин № 2 (Равелин Фридланд) – Калининский проспект – от Фридландских ворот к вокзалу, за ним парк 40-летия ВЛКСМ (первая половина XIX века).


Равелин № 3 (Равелин Хаберберг) – пересечение Калининский проспект – ул. Киевская (первая половина XIX века).


Равелины Хаберберг и Фридланд являлись частью Хабербергского фронта (участок укреплений от Фридландских до Бранденбургских ворот). Они не являлись "островами" в крепостном рву, потому что соединялись с внутренней частью укреплений. По своему виду они скорее похожи на маленькие бастионы. Ныне арендованы коммерческими организациями, находятся в современном парке "40-летия ВЛКСМ".
Кроме того, здесь же находится редюит бывшего бастиона "Прегель". Бастион Прегель находился на востоке Хабербергского фронта, между Фридландскими воротами и Старым Прегелем. Редиют внутри бастиона окружал еще один водный ров. В 1910 году после уничтожения части укреплений от бастиона был оставлен только редюит, все рвы, включая внутренний, были засыпаны.
В нацистское время в редюите разместился склад боеприпасов, в 1960 году там были обнаружены запасы рулонного и листового пороха. Сейчас редюит бастиона арендован коммерческими предприятиями.



Завершают комплекс остатков бывшего вального укрепления Фридландские городские ворота. Пересечение ул. Дзержинского – Калининский проспект (1857 – 1862 годы).
Новые Фридландские ворота были построены немного южнее одноименных ворот первого вального укрепления (весь "южный фронт" укреплений был перенесен с современной улицы Ольштынской в парк "40-летия ВЛКСМ"). Архитектор постройки неизвестен. Их строительство закончилось в последнюю очередь, когда все остальные части оборонительного пояса были уже готовы – в 1862 году.
С вводом их в строй была завершена — за исключением лугового фронта — вальная линия Кёнигсберга. В их оформлении прослеживается возвращение элементов из проектов Штюлера. Однако нельзя считать, что их действительно делал Штюлер. Скорее всего, инженеры-фортификаторы переняли эти элементы с других строений. В общем, Фридландские ворота заложены ещё шире, чем другие ворота. Даже шире, чем Бранденбургские ворота, которые, впрочем, очень похожи на них своими двумя проходами и готическими декорациями.
У Фридландских ворот по сравнению с воротами, построенными ранее, есть два пассажа шириной по 4,39 м (и высотой вершины свода в 4,24 м). Следует полагать, что за прошедшее время на примере других ворот было замечено, что наличие одного прохода при всё увеличивающемся движении способствует возникновению заторов. Если не принимать во внимание второй проход, то конструкция их очень походит на все ранее описанные ворота.

При оформлении перед архитекторами возникло два трудных момента: в случае с Россгартенскими воротами стена, поставленная по городской стороне дала возможность создать впечатление более высокого прохода, что придало им более элегантный вид. А вот у Фридландских ворот эта стена отсутствует, проезды представляются такими, какими они определяются формой свода. Второй конструкционной проблемой было отсутствие средней части. Обычно в здании по средней оси находится окно или ворота. И если этот проём подчёркивается его увеличением или приукрашиванием, тогда проблема оформления в принципе решается. Но если по центру, как в этом случае, надо расположить два совершенно одинаково больших проёма, тогда очень трудно подчеркнуть центр. Здесь, тем не менее, была предпринята попытка. Для чего контрфорс опоры был просто опущен, а оба проёма собраны в одном большом поле, которое и рассматривалось как середина. Над проёмами, впрочем, от концепции отошли: если внизу контрфорса опоры нет, то вверху он был снова введён через другую консоль. Здесь даже была сделана ниша, в которую поставили скульптуру. Так фасад был — довольно скучно — вытянут в длину.

В отличие от других ворот Фридландские имели большее количество казематов с окнами и амбразурами. Их можно с некоторой долей условности назвать бонеткапониром, поскольку со стороны вероятного противника они имели эскарповую стену (внутреннюю стену крепостного рва) с многочисленными амбразурами и дозорным путем за ней. Эта стена, идущая в направлении нынешнего парка культуры и отдыха, сохранилась до наших дней. Фридландские ворота были самыми укрепленными в системе второго вального обвода. Следы этого сохранились, они видимы и сейчас. Так, с внешней стороны ворот просматривается двойная кордегардия с противоштурмовыми устройствами, а металлические решетки высотой свыше трех метров и сейчас закрывают выход к водному рву. Казематы ворот, наряду с ружейными, имели и пушечные амбразуры. Во всех конструктивных элементах фортификационного сооружения просматривается долговечность, массивность, добротность, аккуратность исполнения и мастерство строителей середины XIX века.
Ворота обладают и несомненными архитектурными достоинствами традиционного тогда неоготического стиля. Так, два проезда начинаются с перспективных сложнопрофилированных порталов стрельчатого очертания с наличниками, повторяющими их формы. Наличники, выделяющие лицевой профиль арки из плоскости фасада, можно назвать простым архивольтом, поскольку они заканчиваются у вертикальной части арки — пяты. Они декорированы по граням крабами — стилизованными каменными цветами, имея в верхней точке пирамидки с трехъярусными крестоцветами. Фасадная часть ворот (со стороны города) расчленена по вертикали пятью контрфорсами, завершающимися на уровне декоративного зубчатого парапета остроконечными двухскатными башенками — пинаклями с фиалами. С внешней стороны ворот таких башенок только три. Башенки и зубцы парапета для создания светотени и большей архитектурной выразительности украшены декоративными нишами с многолопастными и двухцентровыми арочками. Под зубчатым парапетом эффектно выделяется лента элемента украшения и горизонтального членения — орнамент из повторяющихся крестов, носящих в старинной архитектуре название безант. Все поле фасадных стен ворот покрыто как бы ромбической сеткой. “Нити” ее выложены из кирпичей другого режима обжига. Из прочих архитектурных элементов ворот можно отметить двухцентровые перспективные арочки окон казематов, стрельчатые арочки дверей и гранитный цоколь системы квадр.

С внешней стороны ворота были украшены статуей великого магистра Тевтонского ордена Зигфрида фон Фойхтвангена, которая была установлена в нише между двумя проездами ворот. Статуя сохранилась, но у нее, как и у большинства немецких скульптур, была отбита голова (ныне голова восстановлена). С внутренней стороны ворот, в аналогичной нише, стояла статуя комтура Фридриха фон Цоллерна. Сейчас эта ниша пустует. Через эти ворота в 1807 году прошли русские войска, сражавшиеся с Наполеоном под Прейсиш-Эйлау и Фридландом.
По городской стороне ворота находятся в хорошем состоянии. Неудовлетворительно выглядит проведённая ещё в немецкое время закладка больших ворот. На внешней стороне Фридландских ворот по-прежнему в наличии мост, исчезнувший у других ворот. Правда, это не прежний подъёмный мост с орденского времени, а длинный новый стальной мост с немецкого времени. К сожалению, он находится в руиноподобном состоянии.
В настоящее время во Фридланских воротах работает небольшой частный музей Истории Пруссии, где экспонируются антикварных вещей и археологических находок.



Угол напротив автовокзала и парка 40-летия ВЛКСМ, где находится остановка городского транспорта - дома сохранившиеся от бывшей Позенерштрассе.




Комментариев нет:

Отправить комментарий