вторник, 21 июня 2016 г.

Восточнопрусские легенды. Дикая Охота в Хайлигенбайле (Мамоново)

Тут пояснение, вероятно, придется давать тем, кто постарше возрастом. Молодые-то в играх и фэнтези должны были с ней столкнуться. Советскому же человеку она может быть известна разве что по книге Короткевича или ее экранизации ("Дикая Охота короля Стаха").

Итак, в одну из 12 рождественских ночей (от Рождества до Крещения, а точнее - Богоявления, иногда время Охоты переносится на Масленицу, Великий Пост или даже Страстную Пятницу) по небу проносятся призрачные всадники. С криками, воплями, визгом, воем и стонами. Это - души мужчин, женщин и детей, встретивших трагическую или насильственную смерть. Тех, кто будет смотреть на нее, Дикая Охота может увлечь за собой (в группу риска попадают также собаки и лошади) и им придется участвовать в Охоте долгие годы, пока не отпустят.

Дикая Охота Одина.

В общем, Дикая Охота не враждебна по отношению к людям, но рекомендуется при ее приближении пасть ниц, а лучше - запереться в доме и помолиться. Тот же, кто будет насмехаться или бросать вызов Охоте, сам напросился - его ждут неминуемые неприятности. А кто не смог сдержать любопытства и сознательно высунул голову в окно - не сможет ее засунуть обратно. Раздуется.

Иногда Охота высылает вестника, который скачет впереди и кричит "Хо-хо-хо! С дороги, с дороги, чтобы никто не был опозорен!". Он обозначается как "Яростный охотник", "Светлый Охотник", "Ужасный Охотник" или "Призрачный Всадник". Кое-где его даже знают по имени.

Предводителем охоты выступают разные персонажи. В Швеции - Один, или некая "Госпожа Леса". В Средней Германии - Госпожа Метелица, в Южной и в Австрии - Перхта. Впрочем, в некоторых вариантах эти дамы не возглавляют охоту, а являются объектом ее травли.


В Северной Германии Охоту ведет Ганс фон Гакельберг (1521-1581). Его фамилию выводят обычно из Hakul-Berend - висельник, висящий на дереве, что возвращает нас опять-таки к папаше Вотану. Саарские легенды считают вожаком Охоты некоего Мальтица, который охотился в Страстную Пятницу и был за это осужден вечно вести охоту. В Пригнице охотится госпожа Гауден на колеснице с 24 своими дочерьми, превращенными в собак.

Немецкие колонисты притащили Дикую Охоту за собой и в Пруссию.
Версия Эмиля Гуттцайта по Густаву Лакайту.

Темными ночами люди, живущие в Раушнике (Тимирязево), Фогельзанге (Закшевец) и Волиттнике (Приморское-Новое) испытывают нечто странное. Они слышат, как что-то шумит, воет, ревет, несется и грохочет, заставляя дрожать от страха. Это Дикая Охота, которая скачет в небесах. Счастливы те, кто может сидеть в доме, предоставляя Дикой Охоте проноситься со свистом мимо за его стенами. Но путник, случайно оказавшийся в полночь на дороге, слышит рядом ржание, движение, дудение рогов, лай, визг, скачку и охотничий клич над своей головой. Он должен вести себя в этот момент очень спокойно и продолжать движение, и тогда с ним ничего не произойдет.

Один крестьянин охотился с Дикой Охотой и из-за этого умер. Другому, присоединившемуся к Дикой Охоте, после охоты бросили ползайца. Вернувшись домой, он бросил ползайца под стол. На следующее утром он обнаружил там пол-человека. Обеспокоенный, он рассказал об этом священнику, и тот посоветовал ему, чтобы он принял участие в следующей дикой охоте и сказал: "Возьмите назад ползайца, я никогда больше не пристану к охоте".

Дикая охота в Волиттнике. По Хорсту Шульцу.


Темными ночами, особенно в "дюжину" между Рождеством и Поклонением Волхвов, люди живущие в Волиттнике и Раушнике, раньше часто испытывали кое-что странное. Они слышали, как что-то на небесах шумит, ревет, несется и грохочет так, что всякая живая тварь трепещет от страха. Это была Дикая Охота, скачущая там, наверху. Радовались тогда, когда можно было сидеть в доме, и оставить дикие призраки просвистеть мимо. Но путник, который случайно ехал в полночь, слышал совсем близко ржание, движение, звуки рога, лай, визжание, скачку и охотничий клич над своей головой. Он должен был вести себя в этот момент очень спокойно и продолжать путь, тогда с ним ничего не происходило.

Но один крестьянин из Волиттника, который присоединился к Дикой Охоте по ее призыву, умер. Другому, который охотился с ней таким же образом, бросили после охоты ползайца. Вернувшись домой, он бросил ползайца под стол, и отправился спать. На следующее утро он обнаружил к своему ужасу, что то была половина мертвого человека. Что теперь было делать? Он поспешил к своему священнику и рассказал ему все. Священник посоветовал, чтобы он снова принял участие в следующей Дикой Охоте и крикнул: "Заберит назад того зайца, я никогда больше не прибуду к охоте!". Он сделал так, и при его возвращении половина трупа исчезла.

Комментариев нет:

Отправить комментарий