пятница, 10 июня 2016 г.

Эмиль Гуттцайт. 650 лет Хазелау. (Богдановка).

Первая половина 14-ого века была для нашего родного округа Хайлигенбайль временем плодотворной политики колонизации, которая исходила от сановников Тевтонского ордена, прежде всего, от комтуров орденских замков Бальга и Бранденбург. Они приняли решение об основании городов Хайлигенбайль (1301) и Цинтен (1313), дозволили многочисленные чиншевые деревни, в которых оседали немецкие крестьяне, - несколько служилых поместий - владельцы которых были обязаны военной службой, и создали орденские дворы как хозяйственные и мелкие административные центры.

650 лет назад было основано на месте прусского поля 6 километрами восточнее города Хайлигенбайль имение Хазелау. Его область имеет форму нерегулярного четырехугольника, южная граница которого образуется извилистым руслом Ярфта и его притока. Вся территория относится к холмистому ландшафту основных морен - который лежит здесь возвышается в среднем на 70 м над уровнем моря и высочайшей точкой которой является Линденберг высотой почти 77 м. Линденберг зарегистрирована на картах как тригонометрический пункт. Она носит свое имя из-за 3 внушительных лип, которые цвели почти каждый год и далеко испускали свой сладковатый аромат. У ее подножия лежали многочисленные большие и мелкие камни, которые местные жители принимали за остатки прусского жертвенника или гробницы. Доказательств этому невозможно было найти.


Парой сотен метров западнее Хазелау-Кёнигсдорфской школьной тропинки проходил поперек течения ручья, исток которого в "Кёнигсдорфском котле", искусственно раскрытый земляной вал. Народная речь называла его "шведский вал". Но он вероятно не имел ничего общего со шведами, а был, скорее, остатком водоподъемной плотины, которая задерживала текущую воду, образуя пруды для разведения карпов. Ландшафт Хазелау не имеет прудов, они должны были закладываться искусственно. Когда советник Дозе продавал в 1789 году Хазелау, составляла его отцовская доля полшока карпов ежегодно.

В прусское и раннеорденское время называлось огромное пространство в 20 хуфенов (= 336 га), на котором возникли Хазелау и Юркендорф, Натангенским полем. Под "полем" того времени нужно понимать землю прусских поселян или поселение пруссов. Пруссы - аборигены - могли жить и после основания имения Хазелау в его пределах; так как господин имения нуждался в них, как рабочих руках для возделывания полей и ухода за домашними животными. Я могу заключить из позднейшего развития имения, что пруссы сидели в южной части "Натангенского поля", где позже появляется деревня Юркендорф. Хазелау и Юркендорф вместе были величиной 20 хуфенов, по 10 хуфенов на каждую. В пользу существования прусского поселения в Хазелау говорит его принадлежность к каммерамту Натанген в годы 1320 - 1437 - 1442.

Первыми ленными держателями имения Хазелау величиной 20 хуфенов были братья Титц и Конрад фон Хазелау, чье имя было перенесено на их владение. Иммигрировали ли они из Западной Пруссии, где семья Хазелау встречается как колонисты и эпонимы (в 1290, в 1324, в 1335) - или из нижней Австрии (1156 Хазелове), не известно. Австрияк Ульрих фон Хазелау служил позднее Тевтонскому ордену в Тринадцатилетней войне сословий как руководитель наемников.

Во всяком случае, передал ландмейстер Тевтонского ордена в Пруссии Фридрих фон Вильденберг 17 апреля 1320 упомянутым братьям Титцу и Конраду 20 хуфенов на поле Натанген; при этом он подчеркивал верную службу Титца фон Хазелау. Оба брата, их наследники и потомки получали 20 хуфенов в границах, которые комтур Бальги Гюнтер фон Арнштайн подтвердил им, свободно на кульмском праве, т.е. они могли завещать землю своим потомкам по мужской и женской линии. Оба держателя половины лена и их потомки обязуются исполнять замковую службу и в случае войны службу с жеребцом и броней, поставлять замку Бальга с каждого плуга (производственная единица) меру пшеницы и меру хлеба и с каждого хакена (= 2/3 хуфена) меру пшеницы и в знак признания господства кульмский или 5 прусских пфеннигов и воск ежегодно. Среди свидетелей, которые принимали участие в написании грамоты - Альбрехт, священнику в Малом Дексене, комтуры Генрих фон Зенцкау из Бранденбурга и Гюнтер фон Арнштайн из Бальги.

Оригинальный документ от 1320 года, на латыни, не сохранился; когда он обветшал к 1442 году от времени, и был проеден червями, Николас фон Хазелау попросил обновить ему уставную грамоту и перевести на немецкий язык, что магистр Конрад фон Эрлихсхаузен позволил сделать 31 января 1442. После великого чиншевого краха Тевтонского ордена Газелау должен был нести 2 кульмских службы с 1437 года.

2 ноября 1498 передали Генрих Рейсс Плауэн, Великий интендант и комтур Бальги как фогт Натангии, по многочисленным просьбам Георга фон Хазелау 1,5 хуфена в Лаксдене, в помощь его имению и службе.

Когда в 1519 году проводилась перепись плугов и "смотр войск", Андреас Хазелав также появляется среди дворян; он владел 2 плугами и выполнял службу на основании своей грамоты, при смотре войск в вербное воскресенье ему поручено купить другую лошадь, также он должен был владеть копьем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий