вторник, 7 июня 2016 г.

Управление государством Тевтонского ордена - 2.

В области финансов основным принципом было: твердая валюта - надежный государственный доход. Валюта регулировалась несколькими предложениями Кульмской уставной грамоты, а именно:
1. В стране должна быть только одна монета;
2. Из марки серебра должны чеканиться 60 шиллингов или 720 пфеннигов;
3. Монета должна обновляться​только раз в десять лет, из расчета за 14 старых 12 новых монет.

По Вачиньскому прусская марка была уже в 1251 установлена в 185 грамм, и была легче, чем общеупотребительная в старой империи кельнская марка, но тяжелее, чем польская марка.
Эта валюта была единственной действующей на площади около 80 000 км.кв., так как она также была принята епископами Пруссии и Курляндии. Епископы Вармии и Курляндии стремились чеканить только собственные монеты. Епископы Кульма, Помезании и Самбии совсем отказались от чеканки монет, в Вармии и Курляндии чеканились те же самые монеты, что и у Тевтонского ордена, только с другим изображением.

Каким благом такая валютная политика являлась для страны, показывает сравнение с метрополией, где в обращении находилось 300 типов монет, монеты заменялись (в принудительном порядке) часто ежегодно, обмен монет производился по бросовым ценам и порча монеты была частой.

Орденское руководство стойко придерживалось зафиксированных в Кульмской уставной грамоте принципов монетного дела. Вследствие этого, валюта орденских земель пользовалась таким доверием у людей, что они сами отказывались от улучшений, таких как большая дифференциация монет и даже золотые монеты. Орден пытался ввести шоттер, полушоттер, вирхен, которые, соответственно, должны были чеканиться в количестве 24, 45 и 180 из марки серебра. Жалобы на монету, звучавшие до 1410 никогда не касались орденских монет.

Монеты чеканились в Торне, Эльбинге и Данциге, а порой и в Кенигсберге.

Государственные доходы состояли из доходов с доменов, от янтаря, а также денежных и натуральных сборов, таких как с пашни и земель, с охоты и рыбалки, с мельниц и паромов, торговых лавок и т.д. Это фискальное бремя было как для аборигенов, так и иммигрантов знакомой и само собой разумеющейся вещью. Орден же заслуживает похвалы уже за то, что он установил права и тягло раз и навсегда, сохранил их неизменными и заменил одиозные поборы в натуральной форме на умеренный денежный оброк.

Какова была доля упомянутых статей дохода в государственном бюджете, трудно определить. Домены ордена включали в себя около 140 000 га. Из их доходов должны были удерживаться деньги на содержание и все потребности собственно Ордена, а также на содержание административного аппарата и действующей армии.

Как предусмотрительно подходило к этой статье орденское руководство свидетельствует тот факт, что до 500 000 тонн зерна постоянно находилось на хранении в замках Ордена.

Из регалий только янтарь оказался по-настоящему доходным, чистая прибыль от него составляла 4000 марок серебра в год.

Доходы от натуральных и денежных повинностей не могут быть точно определены. Но мы знаем, что ячменный оброк один в 1380 принес 15 800 шеффелей ячменя и 7700 марок серебра и в 1404 году - 6300 шеффелей и 8029 марок серебра. Отсюда можно сделать вывод, что к 1380 уже шел активный процесс перевода натурального оброка в денежный, прогрессирующий в дальнейшем.
С мельниц страны, отдававших две трети доходов, орденская казна получала ежегодно 56 000 шеффелей зерна и 15 000 марок серебра.

От пошлин Орден в кульмской уставной грамоте полностью отказался. Кто знает, какой экономический ущерб наносила масса разнообразных пошлин (имеются в виду прежде всего внутренние таможенные пошлины - прим. мое), взымавшихся за пределами орденских земель, может вознести правительству ордена за этот отказ только горячую похвалу.

Только фунтовую пошлина приходилось терпеть в орденских землях. Эта повинность, введенная Ганзейским союзом, была предназначена для покрытия основных расходов по обеспечению морской торговли. Так как орден усердно принимал участие в ее обеспечении, Ганза отдавала ему определенную долю доходов в орденских землях.

Фунтовая пошлина получила свое название от того, что со всех погружающихся и разгружающихся в портах товаров взымалась после взвешивания. Она взымалась в 14-м веке только в случае необходимости, но в 15-м веке - постоянно.

Государственные финансы в Пруссия были централизованы: натуральный и денежный оброк округи доставлялись к пфлегеру, а от него -комтуру. Тот должен был покрывать все потребности округа своей комменды, а все излишки отсылать в кассу орденского казначея. Это была центральная казна под руководством казначея, которого контролировали Великий Комтур и Великий Магистр. Управление финансами велось на основе точного учета в кассовой книге. Платежи могли быть сделаны только с письменного указания казначея. Указания сдавались на хранение в "сокровищницу", т.е. в хранилище.
Тайное изъятие денег из хранилища было исключено, так как оно было закрыто тремя разными ключами, которые хранились у Великого Магистра, Великого Комтура и казначея.

В кассу казначея, фактически, государственную казну притекало ежегодно более 34 000 марок серебра. Этого было достаточно не только для обычных расходов и обширной инвестиционной программы, но и значительных покупок земли. На последнее только с 1380 по 1410 было отпущено 200 000 марок серебра. И все равно в 1410 в кассе все еще было не менее 150 000 марок серебра. Орденская касса не знала экономики залога и займа. Недостатком можно считать разве то, что никакого предварительного бюджета не составлялось. Практически же это не имело большого значения, потому что руководящие чиновники были точно информированы о довольно постоянных доходах и расходах. Поэтому было верным утверждение, что касса казначея предлагает "великолепный и доходящий до мельчайших деталей подробный обзор управления финансами".

Поскольку государственные служащие и "постоянная армия" не получали никакой зарплаты, а государственное управление в то время затрагивало лишь несколько отраслей общественного жизни, 34 000 мароксеребра были очень большой суммой, учитывая цены на 1400 год: 1 шеффель пшеницы или ржи (900 кг) - 3 шиллинга, 1 бык - 8 шиллингов, 1 тонна пива (261 литров) - 7 шоттов, еще в 1412 году, когда прусская марка потеряла половину стоимости, 8 поросят стоили 11 шиллингов, 16 гусей - 8 шиллингов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий