вторник, 7 июня 2016 г.

Управление государством Ордена-3. окончание

Орденское правительство стремилось, прежде всего, к здоровым социальным отношениям. Не позволяло оно „могущественного дворянского сословия, но также и никакого угнетаемого сословия". Подданные защищались от притеснения и обмана, как, например, в указе касательно десятины: Десятинщик, то есть сборщик десятины, должен проводить сбор каждого десятого снопа в точно определенный срок после объявления о сборе урожая; при просрочке с его стороны крестьяне могут сами выбирать каждый десятый сноп в присутствии 2 свидетелей. Или касательно ремесла: каждое изделие должно нести штемпель изготовившего его мастера.

Нищенствование значительно ограничивалось. Местные могли просить милостыню только в своей епархии, иностранцы только с письменного разрешения деревенского старосты, у которого должен был отмечаться каждый иностранец.

Правительство ордена особенно сильно противилось пагубному ростовщичеству. Великий магистр Винрих снизил процент до 10%, Великий магистр Конрад Целлнер до 8,3%. Далее он установил, что требование более высокого процента должно повлечь за собой потерю капитала и процента и ссуда признается законной только при ее заверении перед шеффеном.

От налогового гнета каждый подданный был защищен законами, которые дышат „духом мягкости и гуманности".

Во времена всеобщих бедствий таких, как наводнения, пожары и погодные катаклизмы, предоставлялись налоговые льготы, предоставлялась материальная помощь. В военное время руководство стремились к защите подданных, как указывает ранее приведенное разведывательное донесение. Кроме того, "пленники часто выкупались с значительными издержками".

Против роскоши и неумеренности действовали законы, которые запрещали продажу спиртных напитков на розлив после полуночи, чревоугодие наказывалось денежными штрафами; горожанкам запрещалось носить шелковую одежду или серебряные пряжки.

Наконец, больничное дело кажется организованным в орденских странах образцово: специалист называет его „апогей средневекового стремления к милосердию". Доказано существованиее 7 госпиталей для Данцига, для Торна - 6, для Эльбинга и Кенигсберга по 4, для Кульма - 2. Сам орден должен был содержать в своих землях 81 больницу. В какой степени больницы, лазареты и дома престарелых в стране были задокументированы, нельзя установить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий