пятница, 11 марта 2016 г.

Перенесение Гохмейстерства в Мариенбург

Окончательная потеря Святой Земли в 1291 году лишила 3 великих рыцарских ордена их первого, достопмятного поля деятельности. Если они желали дальше следовать своему прежнему назначению, то должны были искать новые базы для войны с язычниками. Тамплиеры воздержались от этого, удалились на запад и были уничтожены там 22 годами позже. Рыцари ордена иоаннитов после некоторых колебаний выбрали важный остров Родос своей операционной базой. Они больше ничего не могли сделать отсюда для Святой Земли, зато тормозили медленно но неотвратимо продвигающегося вперед по Малой Азии религиозного врага на суше и на море. Они героически делали это до 1521 года. Вытесненные превосходящими силами турок с Родоса, они выбрали Мальту резиденцией Ордена и долго вели отсюда дальнейшую борьбу, особенно против пиратских государств Северной Африки.

Для Тевтонского Ордена потеря Св.Земли не была особым ударом, так как его интересы с 1230 все больше концентрировались в окрестностях Балтийского моря, так что Восток для него давно уже был скорее бременем. Борьба на северо-востоке предлагала куда большие возможности для далеко идущей деятельности и создания настоящего государства ордена. Для ордена вопрос после 1291 года заключался в том, где же магистры и верховные сановники ордена должны будут иметь резиденцию в будущем. Братья ордена пришли под парусами, как уже упоминалось, после падения Акры в Венецию.

Здесь пока что и оставались верховные сановники, даже если один или другой должен был отъехать, он возвращался сюда снова. Великие магистры же мало когда были в Венеции. Из этого факта, видимо, и следует то, что Венеция не стала столицей ордена. Сам по себе город был бы благоприятен, если бы орден думал о дальнейшей борьбе против ислама: Венеция лежала посередине между немецкими и итальянскими баллеями ордена, была сильно связана своей торговлей с Востоком, и была весьма благоприятно настроена к каждой союзной державе, собирающейся бороться против ислама. Все же Венеция была только вынужденным местом пребывания, в расчет принимался больше Рим, как резиденция Великого Магистра. Мысль о завоевании Св.Земли еще довольно долгое время продолжала жить, однако, на западе. Но, тем не менее, Тевтонский орден не кажется особо расположенным к предприятиям на Востоке. В дальнейшей перспективе не подходили на роль центра ни Венеция, ни Рим, так как итальянские баллеи чем дальше тем больше должны были становиться приложением к немецко-балтийской области, если орден хотел только там развивать свою деятельность. Таким образом оставался только выбор, быть ли резиденции Великого магистра непосредственно в зоне операций или в старонемецком глубоком тылу. Для военного ордена последнее было предпочтительнее.

Вопрос перенесения резиденции Великого магистра действительно горячо обсуждался в ордене. Это следует из того, что генеральный капитул ордена счел необходимым занять определенную позицию относительно данного вопроса. Им предписывалось: „Мы также постановляем, что никто не должен иметь власти переносить главный дом с одного места на другое, кроме тайного совета магистров и капитулов, 3 орденских земель - Германии, Ливонии и Пруссии и ландкомтуров вельшских (романских = прим мое) стран. Мы также постановляем, что магистр не имеет власти отсылать ландкомтура и госпитальера из главного дома, кроме как по совету с капитулом." Так как руководство ордена было в это время, по крайней мере теоретически, в Венеции, видимо, следует из этого постановления, что могущественные силы внутри ордена возражали против перенесения резиденции магистра на север. Должно быть, это возвратившиеся из Св.Земли воевавшие ранее там братья ордена и с ними все „Вельшские баллеи", которые осознавали, наверное, что их влияние станет очень незначительным, как только руководство ордена окажется далеко на севере.

Решение спорного вопроса произошло скорее, чем можно было ожидать и было настолько вынуждено, что не допускало другого выхода. В 1305 году начиналась война на уничтожение против Ордена Тамплиеров. Она велась с тяжелейшими обвинениями против его рыцарей, но вскоре приняла характер выступлений против идеи рыцарских орденов вообще. Против нее выдвигался тезис: у рыцарских орденов больше нет права на существование после потери Св.Земли. Собственно, этот упрек не касался Тевтонского ордена. Но он находился как раз в это самое время в тяжелой борьбе за власть с архиепископом Риги, и немного позже - с Польшей. Она должна была создать ему многих могущественных противников у Святого Престола. Судьба ордена Тамплиеров должно быть, наводила на соответствующие мысли, - Тевтонский орден в Венеции рано или поздно может постичь та же самая судьба. Ее можно было предотвратить только перенесением руководства орденом на север. Подготовка к нему происходила настолько тайно, что об этом ничего не узнали не только современники, но и в наше время ведущиеся о ней обсуждения блуждают в темноте. В сентябре 1309 года Великий магистр Зигфрид фон Фейхтванген произвел торжественный въезд в славный Мариенбург на Ногате.

Стратегически-политические соображения, видимо, побудили орден к выбору этого места: Мариенбург лежал в точке пересечения самых важных водных и сухопутных путей Пруссии, судоходной Ногаты, в то время самого полноводного рукава Вислы, и великого пути с запада на восток страны. Низовья Вислы великолепным строительством дамб начали превращаться в житницу страны и тем самым - в важнейший фактор финансирования ордена и главный экономический столп государства ордена. В отношении общего расположения области ордена, которая протянулась от Чудского Озера до земель за Вислой, Мариенбург лежал, конечно, сильно эксцентрически, так как его удаление от западной границы составляло менее 200 км, а от северо-восточной границы - напротив, почти 900 км. Так как, однако, общий для Пруссии и Ливонии центрально расположенный пункт лежал в Понеманье, то из-за экономической бедности этой области он просто не мог приниматься в расчет, и выбор Мариенбурга может быть признан совершенно безупречным. Общая система водных путей отсутствовала у орденского государства, так как 4 главных водных магистрали - Вислау, Прегель, Неман и Двина текут примерно параллельно друг к другу. Это было, наряду с узостью государственной территории в сравнении с ее длиной, основное препятствие для образования настоящего центра и унификации обоих орденских земель. Понеманье, постепенно осваиваемая болотистая местность, было слишком бедно, а замок Мемель - слишком незначителен, чтобы смочь использовать его положение в центре обеих стран.

Комментариев нет:

Отправить комментарий