вторник, 15 марта 2016 г.

Борьба за консолидацию орденского государства - 1.

Впервые завоеванные пограничные районы требовали концентрации всей власти в одних руках. Это правило понимали и строго соблюдали Карл Великий и немецкие короли. Тевтонский орден и епископ Альберт фон Апельдерн, завоеватели Пруссии и Ливонии, избавленные от любой вышестоящей власти, энергично организовывали единые государства в отдаленных от тела Империи марках. Теоретически же они были не более чем первые среди равных, руководителями федеративных государств. В Ливонии так было заведено с самого начала. В Пруссию Святым Престолом были перенесены применяемые в Ливонии государственно-правовые принципы. Вследствие чего так называемое государство Тевтонского ордена состояло из областей ордена и епископов. Так как епископы Кульма и Ревеля располагали только доменами, в Пруссии имелись епископские территории в Помезании, Вармии и Замланде, в Ливонии - территории Курляндии, Риги, Дерпта и Эзель-Вик. В Пруссии могущество ордена было превосходящим с самого начала, так как ему присуждались две трети страны. Оно еще больше увеличилось с инкорпорацией трех соборных капитулов. В Ливонии его положение было сначала значительно слабее, решающее преобладание было достигнуто здесь в 1346 году с приобретением датской северной Эстонии.

Между прусской и ливонской федерациями существовало с самого начала что-то вроде военного союза, вынужденного необходимостью тесного военного сотрудничества. После присоединения меченосцев к Тевтонскому ордену то же самое, по идее, должно было бы случиться с обеими странами. Однако, этого не произошло. Имела место, пожалуй, все та же военная кооперация, но не по-настоящему унифицированная политика. Для этого не было предпосылок и историческое развитие обеих стран было совершенно различным. В Пруссии Тевтонский орден darüberhin благодаря его перевесу и великолепной организации без боя и тихо добился далеко идущей гегемонии: епископы отказались от собственной внутренней и внешней политики и принимали участие в союзах, договорах и войнах ордена. Серьезный спор разгорелся только однажды при Гохмейстере Винрихе фон Книпроде об окончательном пересмотре границ с Епископством Эрмланд. Сверх того, орден, для которого не могло быть и речи о насильственном присвоении епископских областей, не хотел ставить на карту свое существование и хотел сделать епископства полностью зависимыми от себя. Единственным средством было занять епископские кафедры и соборные капитулы собственными братьями и добиться исключительного права на эти места. Сначала необходимо было попытаться возвести орденских священников на епископские кафедры.

Только если они окажутся достойными, можно было надеяться, что Святой Престол дарует исключительное право замещения, называемое в церковном праве инкорпорацией. Св. Престол пошел навстречу желаниям ордена без долгого промедления. Так  уже в годах 1246 и 1249 были изданы папские дозволения передать одну из прусских епархий священнику Тевтонского ордена. В 1253 году мы встречаем братьев ордена Ансельма и Хайденрайха как епископов Вармии и Кульма, в 1254 - Генриха Штритберга как епископа Замланда, в 1263 стал брат ордена Эдмунд епископом Курляндии. Ансельм Эрмландский (Вармийский) и Эдмунд Курляндский правили долго, до 1290 и 1276 года, сответственно, и настолько успешно, что братья ордена не имели больше никаких особых хлопот о занятии епископских кафедр. Об Ансельме, который был также папским легатом для Прибалтики, Польши и Богемии, говорит даже неблагоприятно настроенный к ордену Эйхгорн: „Эрмланд бесконечно многим ему обязан." Конечно, узаконенная инкорпорация епископств удалась гораздо позже и только в архиепископстве Рижском и епископстве Ревель. Добивался ли ее орден вообще, мы не можем установить из-за недостатка информации. Об инкорпорации Рижского Архиепископства будет сказано далее, а епископство Ревель орден инкорпорировал в 1347 году.

Напротив мы знаем, что он упорно добивался инкорпорации соборных капитулов. Причина ясна: Если соборные капитулы будут укомплектованы братьями ордена, руководство ордена может рассчитывать на верность саттелитов во внутренней и внешней политике, что было ему очень по сердцу, а также будут гарантированы результаты епископских выборов в благоприятном для него смысле. До инкорпорации соборных капитулов дошло, однако, только в восьмидесятые годы 13-ого столетия. Причина лежала не в противодействии епископов или Св. Престола, а в вызванном великим восстанием разрушении церковных отношений. Церковная организация настолько им нарушилась, что не менее чем 26 временных прусско-балтийских епископов жили в течение долгих лет в Германии как беженцы. Так что уже в 1248 году папа вынужден был разрешить епископам орденских земель прием низовых приходов в империи, чтобы предоставить им средства к жизни. Вследствие этого до учреждения соборных капитулов дошло довольно поздно. Кульмский капитул учрежден в 1255 году с расширенным составом в 40 каноников, но вступил в жизнь, однако, лишь 1 февраля 1264 года с 24 канониками; Помезанский и Замландский капитулы возникли только в 1284 году; в Эрмланде он учрежден в 1254 году с 28 канониками, но существовал в составе только 16 каноников с января 1260 года, в Курляндии капитул учрежден в 1246 году папой, но из-за произошедшего великого восстания должен был создаваться заново с нуля в 1290 году. Из старых эстонских и ливонских капитулов орден не был в состоянии никого поглотить и даже, кажется, не пробовала этого сделать. Они имели на момент прибытия Тевтонского ордена довольно устойчивые и старые традиции. Напротив, епископы Кульма, Помезании и Замланда сами просили о инкорпорации их капитулов, пожалуй, чтобы придать им большую надежность в находящейся под угрозой стране. Таким образом кульмский капитул фактически создан 1 февраля 1264 года и присоединился к ордену; помезанский капитул основан в феврале 1284 в Мариенвердере 6 священниками ордена; замландский образован  26 августа 1284 года  6 священниками ордена из тюрингской комменды Мюльхаузен; куршский учрежден в 1290 году с резиденцией в Пильтене и сразу занят священниками ордена. Так как ни епископ Замланда Кристиан, ни назначенные в его капитул братья ордена из Мюльхаузена на переселение в Пруссию не решились, Гохмейстер Конрад фон Фейхтванген приказал в 1294 году переизбрать капитул, а именно из орденских священников Пруссии. Орден не смог достичь инкорпорации эрмландского соборного капитула. Тем самым как раз самое могущественное епископство в Пруссии осталось  довольно независимым. В Эрмланде орден в 1444 году благодаря Папе получил 2 канониката, но отказался от них из-за встреченного сопротивления в 1453. По случаю инкорпорации соборных капитулов необходимо было определить положение каноников относительно сановников ордена. Так, устанавливалось, что они должны были подчиняться только ландмейстеру, но только в том отношении, что у него было бы право присутствия и совместного решения, если речь идет о увеличении количества мест каноников. Когда по позднему обычаю кооптировались неорденские священники в инкорпорированные капитулы, орден настояла, чтобы право решения о допущении такового остается за ним. То, что кооптируемые посторонние священники при принятии сана и должности каноника должны были принять правила и одежды ордена и стать тем самым братьями ордена, само собой подразумевалось, в принципе, и было узаконено в 1394 году папской курией. Само же правило применялось уже при выборах кульмского капитула в 1323.

Комментариев нет:

Отправить комментарий