пятница, 11 марта 2016 г.

Воспитание в Тевтонском ордене -7. Окончание.

Католики попросят в качестве доказательства высокого духовного воспитания в ордене назвать его святых, будь то те, кто просто превосходил обычную меру установленного Церковью для христианской жизни, те, кто возвысился в светочи, служащие образцом для всего христианского мира, или те, кто „подняты к алтарю". Этот признак величия духа Тевтонскому ордену, как и всем рыцарским орденам, был заказан.

Другие залючают о недостаточности воспитания в ордене из множества зафиксированных нарушений, из исковых заявлений против ордена, из законов ордена и, наконец, из осуждений летописцев. С тем, что нарушения правил имели место в немалом числе, надо согласиться. Так в 1300 г. н.э. один брат в Пруссии был наказан "за утаивание денег"; другой в 1353 году за умалчивание по одному вопросу извергнут из ордена; в 1283 году комтур Фрайбурга заколот братом ордена а в 1330 году та же судьба постигла самого Великого магистра Вернера фон Орзельн. Брат Генрих фон Хоэнхорст был низложен в 1317 году с должности ландмейстера Ливонии, так как он однажды подвергался публичному наказанию и был обвинен в утаивании 169 марок серебра.

После битвы при Танненберге много братьев из прусских замков трусливо бежали прочь, в Германию. Этот список мог бы продолжаться, наверное, еще на сотни случаев. Однако, подобное доказательство не является столь уж значительным, так как для каждого знатока человеческой природы само собой разумеется, что в общности из нескольких тысяч человек в течение 2 столетий накопится много преступлений.

Исковые заявления против ордена возбуждались в 1320 и 1453. В первом орден упрекают в кремации. Подобный случай произошел в сентябре месяце по случаю похода в вражеские земли. Этот, противоречащий освященному древнему обычаю церкви, образ действий был действительно непростителен, так как ничего не мешало рытью могилы летом, что могло бы оправдать их суровой зимой.

Но исковое заявление 1453 года написано врагами ордена, которые собрали все преступления ордена в Пруссии и Ливонии с 1309 по 1450. Читатель данного заявления будет удивлен, как мало за этот длинный период те смогли найти.

Наконец, законы ордена доказывают только, что бегство из ордена случалось нередко, что обедни не всегда усердно читались и, - как самое тяжелое - что при Винрихе фон Книпроде употребление денег у братьев уже встречалось. Так, запрещали Зигфрид фон Фейхтванген и Лютер фон Брауншвейг восстановление падших братьев до возмещения ими нанесенного ущерба, приказывал Вернер фон Орзельн, что братья священники должны лучше исполнять обедню, как установлено, и определял Винрих фон Книпроде, что наследство братьев в деньгах, золоте и серебре должно передаваться наивысшему должностному лицу соответствующего дома. Бегство из ордена должно было быть настолько распространенным, что против него издавались также папские и императорские буллы, как папская булла от 5 февраля 1221, императорская булла от 1336 года.

Наконец, приговоры ордену выносятся почти исключительно во времена, которые в принципе ничего хорошего не находили в „сумрачном" средневековье; они были нарисованы исключительно в темных тонах. Представление об их характере могут дать следующие пассажи: „Орден стал вскоре бандитской шайкой, в которой преступники и бродяги со всей Германии находили себе убежище", „Нужно признать, что вряд ли когда имелось другое государство, которое настолько было лишено всякой нравственной основы." В вину ордену ставили даже лабиринты, проходившие между Элеонской горой и гротом Калварии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий