четверг, 9 июня 2016 г.

Тевтонский Орден в интеллектуальной жизни, искусстве и науке.

Судя по выражению: „inter arma silent musae" (когда говорят пушки, музы молчат) нельзя ожидать от братьев Тевтонского ордена, которые должны были беспрерывно орудовать мечом и мастерком, больших заслуг в интеллектуальной деятельности. Поэтому неуместен упрек, что рыцарские ордена были бесплодны в духовно-историческом смысле. Можно возразить, что в ордене были и братья-священники. Но в своем поведении община всегда направляется, как доказано, ее руководством и элитой. А они образовывались в рыцарских орденах как раз из братьев-рыцарей. Кроме того, братья-священники ордена имели свои задачи: богослужения, подготовку подрастающего поколения ордена и так далее, полностью лежащие на их плечах. Эта деятельность требовала мужчин практических знаний и умений, не ученых.

Тем более отрадно, что процитированный ранее упрек оказался в свете новейших исследований более чем ошибочным и можно уверенно говорить, что Орден имел в искусстве и науке, хоть и не великие, но достойные уважения достижения.

То, что орденское руководство было настроено не враждебно к образованию, сказывается в различных мелочах: например, деньги, которые были выделены на книги, не могли использоваться для других целей; продажа книг была строго-настрого запрещена; книжными вкладами братьев распоряжался лично Дойчмейстер. Руководство Ордена заботилось о необходимой для потребностей братьев литературе. Далее, мы знаем, что подпевание при богослужении предоставлялось братьям-рыцарям, так как „очень многие сильны в латыни". О времени правления магистра Винриха упоминается хвалебно, что тогда в каждом конвенте было несколько братьев, достойных наивысших должностей.

Наконец, об уровне образования братьев говорит то обстоятельство, что на каждой должности должен был вестись точный письменный учет. О настрое Ордена на науку можно заключить из его отношений в Пруссии, где он замещал 3 из 4 епископских кафедр орденскими братьями. Пруссия в 1283 была районом, сильно опустошенным военными действиями. Но затем в ней должна была развиться оживленная интеллектуальная жизнь, так как многие студенты посещали даже иностранные университеты, чтобы повысить квалификацию.

Ливонцы предпочитали университет Болоньи, где вели свои исследования епископы Фридрих фон Книпроде и Йоганн фон Валленроде. В целом документально подтверждено 4028 студентов в иностранных университетах до 1525 года. Из Пражского университета выпускались такие известные люди оттуда, как Риманн, Вихманн, Иоганн фон Маринвердер. В 1409 году десятая часть Пражских профессоров и слушателей происходила из Пруссии, и до 1420 не менее 80 прусских профессоров должны были служить в нем. На переходе от 14-го к 15-ому веку подтверждено наличие деревенских школьных учителей в 33 селах. В так называемых садовых деревнях долины Вислы служка за каждого ученика получал ежегодно 6 пфеннигов жалованья. В кёнигсбергском Кнайпхофе в 1381 году было предписано занятие хоровым пением. Это показывает, что Орден добивалась умственного развития.

Магистр Конрад Целлнер планировал сверх этого учреждение университета в Кульме, план, „для только что колонизированной страны великий и достойный восхищения". Папа дал согласие в 1387. Он стал бы по времени четвертым немецким университетом (после Кёльнского, Пражского и Венского), и играл бы роль интеллектуального центра всей Прибалтики. Крах власти и финансовых возможностей ордена в 1410 году не позволил этому плану осуществиться. Однако, его продолжали преследовать еще в 1430 и 1440 годы.

О библиотеках братьев ордена, этом важном средстве реальной оценки интеллектуального развития, мы осведомлены, к сожалению, слишком мало. То, что орденские библиотеки были довольно богаты как по числу, так и по содержанию произведений, можно заключить из того, что занимавшиеся литературой братья ордена были хорошо знакомы как с теологической, так и со светской литературой того времени. В 1461 году посылалась даже папская комиссия в Пруссию, чтобы скупать или списывать там книги. По Бауэру книжный фонд в 1437 в Мариенбурге состоял из 80 томов, Кенигсберге - 73, Эльбинге - 56, Данциге - 35, причем посчитаны только находящиеся в церкви или в ризнице. Для гроссмейстерского книгохранилище казначей выдал только в 1401 году 57 марок серебра. В 1291 встречаем постановление касательно библиотеки в Чиллене, в 1341 касательно Мюльхаузенской в Тюрингии, в 1343 касательно Бойггенской. В 1302 гохмейстер разрешил комменде Марбург продавать книги другим орденским коммендам для церковных нужд, в 1341 разрешил комменде Эгер сохранить все оставленные в ней книги. В Марбурге было в 1481 году 91 произведение, в Шиффенберге 22 только в комнате комтура.
Указывали в качестве доказательства низкого уровня образования братства на определение правил, что каждый священник и брат мирянин должен подвергнуться наказанию, если не выучит в течение года ритуал мессы или символ веры.

Этот вывод ошибочен. Это были как раз минимальные требования. Можно убедиться в римских источниках, что так звучали требования даже для кандидатов в епископы.

Временная последовательность научной и художественной деятельности братьев ордена получается следующей: Первые, идущие сразу за основанием Ордена десятилетия обнаруживают только несколько коротких исторических сообщений. Их художественная ценность ничтожна, научная напротив велика, так как из них мы узнаем о начале и развитии Ордена.

С роскошного здания церкви Елизаветы в Марбурге в 1234 году начинается выдающаяся архитектурная деятельность, которая произвела к 1300 такие образцы строений готического стиля, как церкви в Заксенхаузене и Нюрнберге, Вюрцбурге, Граце и других местах. В 1300 начинается литературная деятельность. Она вступила при обладающем художественным вкусом магистре Лютере фон Брауншвейг (1330-1335) в фазу своего расцвета, чтобы затем относительно скоро затихнуть. Вместо этого снова наступила чрезвычайно оживленная строительная эпоха, которая достигла апогея в полностью архитектурно развитых формах прусских орденских замков.

Литература Ордена характеризуется своей особой практичностью, так что хотелось бы думать - это был заказ руководства Ордена. Она предлагает содержание необходимое и пригодное почти исключительно для орденской семьи, а именно материалы для религиозного обучения. Для этого наиболее часто используется Писание, как в буквальной передаче, так и в свободных обработках. Затем следуют легенды, жития святых и история Ордена.

Несомненно пристрастие к материалам, в которых сказывался героический или самоотверженный образ мыслей. Это происходило, наверное, благодаря рыцарям, которые составляли большинство братства и были воспитаны в благородной среде. Этот настрой сказывается еще больше в форме. Средневековый преподаватель должен был предлагать материал в легко запоминающейся форме из-за отсутствия учебников. Для этого подходила, прежде всего, рифмованная форма. Занимающиеся литературой орденские братья перелагали Писание и догматику, морали и жития святых, даже чисто исторические факты в привлекательные, доступные даже для необразованных братьев стихи.
Литература Ордена разделяется по содержанию на светскую и религиозную литературу. К обоим этим видам мы и обратимся в дальнейшем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий