2.1. Основные тенденции развития системы книгораспространения
После достаточно сложных 2009-2011 годов эксперты не питали больших иллюзий по поводу того, что ситуация в книжной отрасли в 2012 году будет улучшаться. Проблемы одного из крупнейших игроков книжного рынка, закрытие и перепрофилирование большого числа книжных магазинов в течение всего года, а также ставшее уже привычным снижение покупательской активности привели к дальнейшему сокращению объёма рынка.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, объём розничной продажи книг, газет и журналов в России в 2011 году составил 126,6 млрд руб. (см. табл. 13). К сожалению, официальных данных по объёму розничных продаж только книг в 2011 г. (данные за 2012 г. должны появиться в мае 2013 г.) получить не удалось.
У специалистов отрасли по-прежнему не существует единой точки зрения в отношении объёма книжного рынка в денежном исчислении. По мнению генерального директора издательства «Эксмо» О.Новикова, в 2012 г. объём рынка книжной продукции в стране в денежном выражении сократился по отношению к 2011 г. примерно на 5% и составил около 60 млрд руб. Согласно данным отраслевого журнала «Книжная индустрия», в 2012 году падение книжного рынка в денежном (рублёвом) выражении ограничилось 3,7%, и его объём, по мнению экспертов журнала, составил около 79 млрд руб.
По оценкам издательства «Эксмо», падение объёма продаж за период с 2008 по 2012 гг. в денежном выражении составило порядка 22% (см. рис. 41). Что касается продаж в экземплярах, то, по мнению О.Новикова, в 2012 г. вследствие ликвидации большого числа книжных магазинов и усилившегося в последний год перехода покупателей бумажных книг (особенно книг в обложке карманного формата) к чтению электронных, объём продаж книг в экземплярах сократился на 7-9%. В то же время, по данным журнала «Книжная индустрия» падение продаж в экземплярах в 2012 г. было не столь значительным – минус 2,1% к итогам 2011 г.
Эксперты сходятся во мнении, что фактически единственным драйвером активности книжного рынка в 2012 г. стала учебная литература, которая не дала ему упасть ещё сильнее. Основными факторами, которые влияют на снижение объёма рынка, являются:
глобальное падение интереса к чтению;
сокращение числа специализированных книжных магазинов и неспособность альтернативных каналов сбыта заместить возникшие в
связи с этим потери в полном объёме;
рост цен на книги;
замещение бумажных книг электронными;
пиратство в Интернете.
В 2011 г. после банкротства «Топ-книги» рынок сократился приблизительно на 8%. Крупнейшими книготорговыми сетями в России остались магазины «Буква» и «От А до Я», принадлежавшие издательской группе «АСТ», и объединенная сеть «Новый книжный – Буквоед», принадлежащая издательству «Эксмо». В совокупности обе сети насчитывали почти 700 магазинов, расположенных в большинстве регионов России. Однако уже в начале 2012 г. у магазинов сети «Буква» сложилось тяжёлое положение, и её фактический уход с рынка предположительно сократил его объём ещё на 5%.
Более половины торгового оборота отрасли приходится сегодня на независимые книжные магазины, а также на городские и региональные книготорговые сети. Доли интернет-торговли книгами и продажи в супермаркетах не превышают 10% каждая. Роль обычного книжного магазина важна не просто для всей отрасли книгоиздания в целом, но в особой степени – для малых и средних издательств.
По прогнозам издательства «Эксмо», в 2013 г. наибольший рост покажет канал интернет-продаж – его доля увеличится по сравнению с 2011 г. в два раза: с 6% до 13% (см. рис. 42). Рост сетей FMCG будет не столь заметен: с 8% в 2011 г. до 9% в 2013 г. В целом же, доля нетрадиционных каналов вырастет с 14% до 22%. Книжные магазины, в том числе и сети, продолжат сокращать свои объёмы и соответственно долю в общих объёмах продаж. Ожидается сокращение доли книжных магазинов – с 60% рынка в 2011 г. до 50% к 2013 г., региональных сетей, которые в последние четыре года показывали устойчивый рост, а сейчас демонстрируют тенденцию к сокращению – с 12% до 11% (здесь интересна причина – уменьшение площадей под экспозицию книг и замещение другими группами товаров). Доля же федеральных книготорговых сетей может увеличиться за тот же период с 14% до 16%.
Отдельные финансовые показатели организаций, осуществляющих деятельность в розничной торговле книгами, журналами, газетами, писчебумажными и другими канцелярскими товарами (без субъектов малого предпринимательства) в 2011 г., представлены в табл. 14.
Одним из важнейших показателей оценки положения в книгораспространении является число покупателей в книжных магазинах. Из всех крупных книжных магазинов и некоторых розничных сетей страны на протяжении последних трех лет наблюдается отток покупателей. И это при том, что до 2008 г. такого оттока не отмечалось, и ежегодный рост среднего чека составлял 18-20%. Как только позитивная динамика чека перестала компенсировать отток клиентов, в магазинах стало наблюдаться снижение продаж.
По словам генерального директора муниципальной сети магазинов «Московский дом книги» Н.Михайловой, в последние годы число посетителей в магазинах сети сократилось на 15-20%, хотя, как ни странно, средняя сумма чека при этом не снизилась. В свою очередь, генеральный директор издательства «Эксмо» О.Новиков суть проблемы видит в том, что люди все больше предпочитают чтению книг другие медиа – телевидение, радио, Интернет. По данным исследовательской компании «TNS Россия», общее медиапотребление российских граждан в возрасте от 16 лет и старше сегодня составляет около 8 часов в сутки. Из них чтению книг в общем объёме медиапотребления отводится 1,8% (около 9 мин. в день), чтению газет – столько же, а чтению журналов – и того меньше: 1,2% (около 6 мин.).
Сопоставление этих данных с результатами аналогичного исследования 2008 г. показывает, что за последние четыре года доля времени, отводимого среднестатистическим гражданином России на чтение всех видов печатных источников информации, снизилась на 7,2 п.п., в т. ч. книг – на 2,2 п.п., газет – на 3,2 п.п. и журналов – на 1,8 п.п. При этом в структуре медиапотребления российского гражданина за последние пять лет выросла доля телевидения, радио и особенно – Интернета (см. рис. 43).
Одновременно нельзя не отметить увеличения числа читателей, использующих для чтения возможности современных электронных гаджетов. Серьёзной причиной, тормозящей развитие электронного книгоиздания и книгораспространения, является пиратство: сегодня доля контрафактных электронных книг достигает 80-90% от общего числа скачиваний.
По оценке издательства «Эксмо», основанной на собственном анализе розничной реализации, в продажах отдельных видов литературы лидирует художественная литература (39,3%). Далее следуют прикладная (23,9%), детская (15,8%), деловая (13,7%), а также и учебники для школ (7,4%).
По данным Госкомиздата СССР, в 1989 г. в РСФСР насчитывалось 8455 книжных магазинов. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, на начало 2012 года в России функционировало 3817 субъектов, осуществлявших розничную торговлю книгами, из которых более 75% имели статус индивидуальных предпринимателей (см. табл. 15). Точных данных о количестве стационарных розничных книготорговых точек из этого числа нет, однако, по экспертным оценкам, в России в 2012 г. их количество составляло менее 3 тысяч (см. рис. 44). Некоторые эксперты дают оценку в 2,5 тыс. стационарных магазинов. Это почти в два раза меньше, чем существовало в Российской Империи в конце XIX века (в 1898 г. – около 5 тыс. книжных магазинов).
В настоящее время в европейских странах один книжный магазин приходится на 5-6 тыс. жителей, в России – один на 50-55 тыс. жителей, то есть меньше на порядок. За годы кризиса в результате финансовых трудностей в стране было закрыто около 600 книжных магазинов, прежде всего, в регионах. Только за последний год, по мнению некоторых экспертов, ввиду окончательной ликвидации магазинов сети «Топ-книга» и закрытия большой части магазинов сети «Буква» число магазинов сократилось примерно на 400. По мнению ведущих экспертов отрасли, в ближайший год на российском рынке закроется еще не менее 200 книжных магазинов. Так, сеть книжных магазинов «Буква», принадлежащая издательской группе «АСТ» и не вошедшая в сделку по слиянию с «Эксмо», будет реструктурирована, в результате чего число торговых точек может сократиться вдвое.
Книжная интернет-торговля, а также продажа электронных книг в Интернете (где порядка 80-90% книжной продукции – пиратские) не компенсируют потери отрасли от сокращения числа стационарных книготорговых точек.
В 2012 г., наконец, завершилась история, связанная с банкротством некогда крупнейшего книжного ритейлера страны «Топ-книга». В середине июля 2012 г. арбитражный суд Новосибирской области признал банкротом ЗАО «Книгомир» – формального владельца части книжных магазинов, принадлежавших компании «Топ-книга». Объявлена банкротом и самая крупная в Кургане книжная сеть «Курганкнига», основным акционером которой является издательская группа «АСТ». В настоящий момент помещения, принадлежащие магазинам сети, распродаются без сохранения книжного профиля торговых площадей.
Для независимых книжных магазинов также настало непростое время. Один из старейших петербургских книжных магазинов – «Дом военной книги», два года назад отметивший 90-летие, закрылся, поскольку ставка арендной платы за площадь в самом центре города оказалась слишком высока для книжной торговли. В начале апреля 2012 г. в Санкт-Петербурге прекратила свою работу еще одна легендарная книготорговая точка – магазин-клуб «Книги и кофе» на Васильевском острове, основанный петербургским писателем и издателем Александром Житинским.
В начале января 2013 г. под угрозой закрытия оказался один из лучших региональных книжных магазинов «Пиотровский» (г. Пермь) – новые владельцы помещения, которое с 2010 г. по льготной цене арендует магазин, потребовали его освободить. На месте книжного магазина арендодатели планируют открыть бутик модной одежды, детский развивающий центр или аптеку.
В Москве ситуация с независимыми книжными магазинами также крайне непростая. Так, магазины «Гилея» и «Набоков & Ко» после нескольких переездов были вынуждены приостановить свою деятельность. Чтобы выжить, книжным магазинам приходится диверсифицировать свой бизнес. И процесс этот идет крайне активно. Диверсификация захватила почти все книготорговые сети. На книжных полках теперь можно встретить даже напитки и шоколад.
В табл. 16 представлен состав ведущих книготорговых сетей России, а в табл. 17 – состав ведущих книжных оптовиков и библиотечных коллекторов России.
Данные о среднесписочной численности работников организаций, осуществляющих розничную торговлю книгами, журналами, газетами, писчебумажными и канцелярскими товарами, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, за 2011 год представлены в табл. 18.
На фоне продолжающегося кризиса реализации «бумажной» книги по традиционным каналам сбыта обращает на себя внимание рост книжной интернет-торговли. Из табл. 19 видно, что большинство игроков книжной онлайн-торговли за последние пять лет существенно расширили свой ассортимент. Между тем некоторые книжные интернет-проекты вынуждены были закрыться – «Bookean» (компания-владелец – «Топ-книга») и «Soyuzkniga» (компания-владелец – холдинг «Терра-ИПК»).
Ведущим игроком на рынке книжной интернет-торговли по-прежнему является интернет-магазин OZON.ru, доля которого в Интернете оценивается самой компанией более чем в 50%. По словам её представителей, компания не испытывает влияния кризиса, и её бизнес растет как в натуральных показателях, так и в денежном выражении. Основным направлением для OZON.ru, как и прежде, является продажа книг. По состоянию на конец 2012 – начало 2013 г. в ассортименте компании было представлено около 1,8 млн наименований книг, из них 0,4 млн составляют книги на русском языке, а 1,4 млн – книги на иностранных языках (см. рис. 45). Вместе с тем, несмотря на рост числа наименований, представленных в книжном ассортименте OZON.ru, доля книг в общих продажах компании с каждым годом снижается: если в 2009-2010 гг. она составляла примерно 36%, то в начале 2013 г. – около 30%. По словам представителей компании, доля книг в её продажах будет снижаться и дальше, и OZON постепенно начинает позиционировать себя не как «крупнейший книжный интернет-магазин в Рунете», а как «крупнейший онлайн-мегамаркет в Рунете с самым большим книжным ассортиментом».
В 2012 г. OZON.ru расширил сеть по доставке и выдаче заказов в регионах России и Казахстана до 255 городов, где располагается около 2100 пунктов выдачи заказов, включая места выдачи, организованные предприятиями-партнерами. Между тем в последний год участились жалобы клиентов на неоперативность доставки книг и на «некондиционность» товаров, содержащихся в закрытых посылках, в связи с чем книги, покупаемые в подарок, «просто неприлично дарить». В середине 2012 г. средняя посещаемость сайта компании выросла до 700 тыс. человек в день, и в «горячие» сезоны сотрудники магазина с трудом справляются с потоком заказов. Вместе с тем, большинство пользователей всё же мирится с указанными неудобствами, поскольку, как отмечают сами клиенты, «по ассортименту и удобству сайта ОЗОНу просто нет равных». Начиная с 2010 г. OZON.ru уделяет особое внимание направлению, связанному с продажей электронных книг. Рост продаж в этом сегменте в 2011 г. по отношению к 2010 г. составил 40%. Между тем, когда в 2010 г. компания выпустила свой ридер OZON Galaxy и «связала» его со своей электронной библиотекой, данный проект не снискал большой популярности среди покупателей. Компания продала всего несколько тысяч устройств и отказалась от выпуска второй модели OZON Galaxy. В феврале 2011 г. OZON.ru приостановил сотрудничество с компанией «ЛитРес» и сфокусировался на заключении прямых контрактов с правообладателями (издательствами) и самостоятельном формировании ассортимента.
Что касается других представителей рынка книжной интернет-торговли, то здесь, прежде всего, следует отметить деятельность интернет-магазина «Лабиринт» – второго по значимости игрока в сфере книжных интернет-продаж. На данный момент у магазина функционирует курьерская служба, действующая в 300 населенных пунктах России, а также пункты самовывоза почти в 40 городах. Получив первый заказ, каждый покупатель автоматически становится участником дисконтной программы: накопительная скидка постепенно достигает 15%. Заказы на сумму от 800 рублей по Москве доставляются бесплатно. В качестве бонусных программ интернет-магазин регулярно проводит конкурсы, викторины и акции, в которых разыгрываются подарки из его ассортимента (книги, фильмы, музыка, софт, игрушки и др.).
Несмотря на развитие интернет-торговли, по мнению ведущих издателей и книгораспространителей, книжное дело России ждут не самые радостные перспективы, поскольку сегодня отрасль снова стоит на пороге существенного сокращения традиционного канала книгораспространения – стационарных книжных магазинов. Дальнейшее же падение книжного рынка на 5-10% в год будет продолжаться до тех пор, пока не будет локализовано влияние хотя бы одного из существующих негативных факторов – сокращения числа читающих россиян или книжного электронного пиратства.
Рост продаж электронных книг, по оценочным данным, может составить от 100 до 200% в год, однако это в ближайшие годы не восполнит потери от сокращения продаж «бумажных» книг. И, конечно, книжной отрасли, считают эксперты, сейчас крайне необходима поддержка государства.
По традиции в доклад включается рейтинг ведущих мировых книготорговых компаний, который составлен по итогам 2011 г. и который даёт возможность сравнить развитие российского книжного ритейла с мировым книгораспространением (см. табл. 20). Рейтинг возглавляют американский гигант Amazon.com (онлайн-продажи электронных и традиционных книг), американская сеть Barnes&Noble и французская корпорация Fnac, работающая на франкоязычных рынках Европы, Африки и Азии. Далее следуют крупнейшие сети Великобритании, Японии и Германии. В рейтинги 2009-2010 гг. также вошли российские сети «Топ-книга» и «Новый книжный – Буквоед». Между тем следует учитывать, что уже в 2011 г. американская сеть Borders, австралийская Redgroup, как и российская «Топ-книга» прошли через процедуру банкротства.
Подводя итоги, можно с высокой долей вероятности утверждать, что в прогнозных значениях на 2013 г. российский книжный рынок будет характеризоваться следующими трендами:
расчётные показатели падения объёмов продаж печатной книги составят до 5% в денежном и натуральном выражении;
возрастет значимость нетрадиционных торговых площадок – интернет-магазинов различного профиля, супермаркетов потребительского (и прежде всего «детского») ритейла – на фоне снижения пропускной способности стационарной книготорговой розницы;
ключевым фактором, определяющим динамику рынка, остается цена. Активная роль переходит к укрупненным издательским и книготорговым
маркам, которые способны обеспечить большие объёмы при снижении прибыльности бизнеса;
более явным станет тренд движения книжного рынка в направлении специализации: и по издательским программам, и в плане адаптации
издательского предложения под соответствующий канал сбыта.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, объём розничной продажи книг, газет и журналов в России в 2011 году составил 126,6 млрд руб. (см. табл. 13). К сожалению, официальных данных по объёму розничных продаж только книг в 2011 г. (данные за 2012 г. должны появиться в мае 2013 г.) получить не удалось.
У специалистов отрасли по-прежнему не существует единой точки зрения в отношении объёма книжного рынка в денежном исчислении. По мнению генерального директора издательства «Эксмо» О.Новикова, в 2012 г. объём рынка книжной продукции в стране в денежном выражении сократился по отношению к 2011 г. примерно на 5% и составил около 60 млрд руб. Согласно данным отраслевого журнала «Книжная индустрия», в 2012 году падение книжного рынка в денежном (рублёвом) выражении ограничилось 3,7%, и его объём, по мнению экспертов журнала, составил около 79 млрд руб.
По оценкам издательства «Эксмо», падение объёма продаж за период с 2008 по 2012 гг. в денежном выражении составило порядка 22% (см. рис. 41). Что касается продаж в экземплярах, то, по мнению О.Новикова, в 2012 г. вследствие ликвидации большого числа книжных магазинов и усилившегося в последний год перехода покупателей бумажных книг (особенно книг в обложке карманного формата) к чтению электронных, объём продаж книг в экземплярах сократился на 7-9%. В то же время, по данным журнала «Книжная индустрия» падение продаж в экземплярах в 2012 г. было не столь значительным – минус 2,1% к итогам 2011 г.
Эксперты сходятся во мнении, что фактически единственным драйвером активности книжного рынка в 2012 г. стала учебная литература, которая не дала ему упасть ещё сильнее. Основными факторами, которые влияют на снижение объёма рынка, являются:
глобальное падение интереса к чтению;
сокращение числа специализированных книжных магазинов и неспособность альтернативных каналов сбыта заместить возникшие в
связи с этим потери в полном объёме;
рост цен на книги;
замещение бумажных книг электронными;
пиратство в Интернете.
В 2011 г. после банкротства «Топ-книги» рынок сократился приблизительно на 8%. Крупнейшими книготорговыми сетями в России остались магазины «Буква» и «От А до Я», принадлежавшие издательской группе «АСТ», и объединенная сеть «Новый книжный – Буквоед», принадлежащая издательству «Эксмо». В совокупности обе сети насчитывали почти 700 магазинов, расположенных в большинстве регионов России. Однако уже в начале 2012 г. у магазинов сети «Буква» сложилось тяжёлое положение, и её фактический уход с рынка предположительно сократил его объём ещё на 5%.
Более половины торгового оборота отрасли приходится сегодня на независимые книжные магазины, а также на городские и региональные книготорговые сети. Доли интернет-торговли книгами и продажи в супермаркетах не превышают 10% каждая. Роль обычного книжного магазина важна не просто для всей отрасли книгоиздания в целом, но в особой степени – для малых и средних издательств.
По прогнозам издательства «Эксмо», в 2013 г. наибольший рост покажет канал интернет-продаж – его доля увеличится по сравнению с 2011 г. в два раза: с 6% до 13% (см. рис. 42). Рост сетей FMCG будет не столь заметен: с 8% в 2011 г. до 9% в 2013 г. В целом же, доля нетрадиционных каналов вырастет с 14% до 22%. Книжные магазины, в том числе и сети, продолжат сокращать свои объёмы и соответственно долю в общих объёмах продаж. Ожидается сокращение доли книжных магазинов – с 60% рынка в 2011 г. до 50% к 2013 г., региональных сетей, которые в последние четыре года показывали устойчивый рост, а сейчас демонстрируют тенденцию к сокращению – с 12% до 11% (здесь интересна причина – уменьшение площадей под экспозицию книг и замещение другими группами товаров). Доля же федеральных книготорговых сетей может увеличиться за тот же период с 14% до 16%.
Отдельные финансовые показатели организаций, осуществляющих деятельность в розничной торговле книгами, журналами, газетами, писчебумажными и другими канцелярскими товарами (без субъектов малого предпринимательства) в 2011 г., представлены в табл. 14.
Одним из важнейших показателей оценки положения в книгораспространении является число покупателей в книжных магазинах. Из всех крупных книжных магазинов и некоторых розничных сетей страны на протяжении последних трех лет наблюдается отток покупателей. И это при том, что до 2008 г. такого оттока не отмечалось, и ежегодный рост среднего чека составлял 18-20%. Как только позитивная динамика чека перестала компенсировать отток клиентов, в магазинах стало наблюдаться снижение продаж.
По словам генерального директора муниципальной сети магазинов «Московский дом книги» Н.Михайловой, в последние годы число посетителей в магазинах сети сократилось на 15-20%, хотя, как ни странно, средняя сумма чека при этом не снизилась. В свою очередь, генеральный директор издательства «Эксмо» О.Новиков суть проблемы видит в том, что люди все больше предпочитают чтению книг другие медиа – телевидение, радио, Интернет. По данным исследовательской компании «TNS Россия», общее медиапотребление российских граждан в возрасте от 16 лет и старше сегодня составляет около 8 часов в сутки. Из них чтению книг в общем объёме медиапотребления отводится 1,8% (около 9 мин. в день), чтению газет – столько же, а чтению журналов – и того меньше: 1,2% (около 6 мин.).
Сопоставление этих данных с результатами аналогичного исследования 2008 г. показывает, что за последние четыре года доля времени, отводимого среднестатистическим гражданином России на чтение всех видов печатных источников информации, снизилась на 7,2 п.п., в т. ч. книг – на 2,2 п.п., газет – на 3,2 п.п. и журналов – на 1,8 п.п. При этом в структуре медиапотребления российского гражданина за последние пять лет выросла доля телевидения, радио и особенно – Интернета (см. рис. 43).
Одновременно нельзя не отметить увеличения числа читателей, использующих для чтения возможности современных электронных гаджетов. Серьёзной причиной, тормозящей развитие электронного книгоиздания и книгораспространения, является пиратство: сегодня доля контрафактных электронных книг достигает 80-90% от общего числа скачиваний.
По оценке издательства «Эксмо», основанной на собственном анализе розничной реализации, в продажах отдельных видов литературы лидирует художественная литература (39,3%). Далее следуют прикладная (23,9%), детская (15,8%), деловая (13,7%), а также и учебники для школ (7,4%).
По данным Госкомиздата СССР, в 1989 г. в РСФСР насчитывалось 8455 книжных магазинов. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, на начало 2012 года в России функционировало 3817 субъектов, осуществлявших розничную торговлю книгами, из которых более 75% имели статус индивидуальных предпринимателей (см. табл. 15). Точных данных о количестве стационарных розничных книготорговых точек из этого числа нет, однако, по экспертным оценкам, в России в 2012 г. их количество составляло менее 3 тысяч (см. рис. 44). Некоторые эксперты дают оценку в 2,5 тыс. стационарных магазинов. Это почти в два раза меньше, чем существовало в Российской Империи в конце XIX века (в 1898 г. – около 5 тыс. книжных магазинов).
В настоящее время в европейских странах один книжный магазин приходится на 5-6 тыс. жителей, в России – один на 50-55 тыс. жителей, то есть меньше на порядок. За годы кризиса в результате финансовых трудностей в стране было закрыто около 600 книжных магазинов, прежде всего, в регионах. Только за последний год, по мнению некоторых экспертов, ввиду окончательной ликвидации магазинов сети «Топ-книга» и закрытия большой части магазинов сети «Буква» число магазинов сократилось примерно на 400. По мнению ведущих экспертов отрасли, в ближайший год на российском рынке закроется еще не менее 200 книжных магазинов. Так, сеть книжных магазинов «Буква», принадлежащая издательской группе «АСТ» и не вошедшая в сделку по слиянию с «Эксмо», будет реструктурирована, в результате чего число торговых точек может сократиться вдвое.
Книжная интернет-торговля, а также продажа электронных книг в Интернете (где порядка 80-90% книжной продукции – пиратские) не компенсируют потери отрасли от сокращения числа стационарных книготорговых точек.
В 2012 г., наконец, завершилась история, связанная с банкротством некогда крупнейшего книжного ритейлера страны «Топ-книга». В середине июля 2012 г. арбитражный суд Новосибирской области признал банкротом ЗАО «Книгомир» – формального владельца части книжных магазинов, принадлежавших компании «Топ-книга». Объявлена банкротом и самая крупная в Кургане книжная сеть «Курганкнига», основным акционером которой является издательская группа «АСТ». В настоящий момент помещения, принадлежащие магазинам сети, распродаются без сохранения книжного профиля торговых площадей.
Для независимых книжных магазинов также настало непростое время. Один из старейших петербургских книжных магазинов – «Дом военной книги», два года назад отметивший 90-летие, закрылся, поскольку ставка арендной платы за площадь в самом центре города оказалась слишком высока для книжной торговли. В начале апреля 2012 г. в Санкт-Петербурге прекратила свою работу еще одна легендарная книготорговая точка – магазин-клуб «Книги и кофе» на Васильевском острове, основанный петербургским писателем и издателем Александром Житинским.
В начале января 2013 г. под угрозой закрытия оказался один из лучших региональных книжных магазинов «Пиотровский» (г. Пермь) – новые владельцы помещения, которое с 2010 г. по льготной цене арендует магазин, потребовали его освободить. На месте книжного магазина арендодатели планируют открыть бутик модной одежды, детский развивающий центр или аптеку.
В Москве ситуация с независимыми книжными магазинами также крайне непростая. Так, магазины «Гилея» и «Набоков & Ко» после нескольких переездов были вынуждены приостановить свою деятельность. Чтобы выжить, книжным магазинам приходится диверсифицировать свой бизнес. И процесс этот идет крайне активно. Диверсификация захватила почти все книготорговые сети. На книжных полках теперь можно встретить даже напитки и шоколад.
В табл. 16 представлен состав ведущих книготорговых сетей России, а в табл. 17 – состав ведущих книжных оптовиков и библиотечных коллекторов России.
Данные о среднесписочной численности работников организаций, осуществляющих розничную торговлю книгами, журналами, газетами, писчебумажными и канцелярскими товарами, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, за 2011 год представлены в табл. 18.
На фоне продолжающегося кризиса реализации «бумажной» книги по традиционным каналам сбыта обращает на себя внимание рост книжной интернет-торговли. Из табл. 19 видно, что большинство игроков книжной онлайн-торговли за последние пять лет существенно расширили свой ассортимент. Между тем некоторые книжные интернет-проекты вынуждены были закрыться – «Bookean» (компания-владелец – «Топ-книга») и «Soyuzkniga» (компания-владелец – холдинг «Терра-ИПК»).
Ведущим игроком на рынке книжной интернет-торговли по-прежнему является интернет-магазин OZON.ru, доля которого в Интернете оценивается самой компанией более чем в 50%. По словам её представителей, компания не испытывает влияния кризиса, и её бизнес растет как в натуральных показателях, так и в денежном выражении. Основным направлением для OZON.ru, как и прежде, является продажа книг. По состоянию на конец 2012 – начало 2013 г. в ассортименте компании было представлено около 1,8 млн наименований книг, из них 0,4 млн составляют книги на русском языке, а 1,4 млн – книги на иностранных языках (см. рис. 45). Вместе с тем, несмотря на рост числа наименований, представленных в книжном ассортименте OZON.ru, доля книг в общих продажах компании с каждым годом снижается: если в 2009-2010 гг. она составляла примерно 36%, то в начале 2013 г. – около 30%. По словам представителей компании, доля книг в её продажах будет снижаться и дальше, и OZON постепенно начинает позиционировать себя не как «крупнейший книжный интернет-магазин в Рунете», а как «крупнейший онлайн-мегамаркет в Рунете с самым большим книжным ассортиментом».
В 2012 г. OZON.ru расширил сеть по доставке и выдаче заказов в регионах России и Казахстана до 255 городов, где располагается около 2100 пунктов выдачи заказов, включая места выдачи, организованные предприятиями-партнерами. Между тем в последний год участились жалобы клиентов на неоперативность доставки книг и на «некондиционность» товаров, содержащихся в закрытых посылках, в связи с чем книги, покупаемые в подарок, «просто неприлично дарить». В середине 2012 г. средняя посещаемость сайта компании выросла до 700 тыс. человек в день, и в «горячие» сезоны сотрудники магазина с трудом справляются с потоком заказов. Вместе с тем, большинство пользователей всё же мирится с указанными неудобствами, поскольку, как отмечают сами клиенты, «по ассортименту и удобству сайта ОЗОНу просто нет равных». Начиная с 2010 г. OZON.ru уделяет особое внимание направлению, связанному с продажей электронных книг. Рост продаж в этом сегменте в 2011 г. по отношению к 2010 г. составил 40%. Между тем, когда в 2010 г. компания выпустила свой ридер OZON Galaxy и «связала» его со своей электронной библиотекой, данный проект не снискал большой популярности среди покупателей. Компания продала всего несколько тысяч устройств и отказалась от выпуска второй модели OZON Galaxy. В феврале 2011 г. OZON.ru приостановил сотрудничество с компанией «ЛитРес» и сфокусировался на заключении прямых контрактов с правообладателями (издательствами) и самостоятельном формировании ассортимента.
Что касается других представителей рынка книжной интернет-торговли, то здесь, прежде всего, следует отметить деятельность интернет-магазина «Лабиринт» – второго по значимости игрока в сфере книжных интернет-продаж. На данный момент у магазина функционирует курьерская служба, действующая в 300 населенных пунктах России, а также пункты самовывоза почти в 40 городах. Получив первый заказ, каждый покупатель автоматически становится участником дисконтной программы: накопительная скидка постепенно достигает 15%. Заказы на сумму от 800 рублей по Москве доставляются бесплатно. В качестве бонусных программ интернет-магазин регулярно проводит конкурсы, викторины и акции, в которых разыгрываются подарки из его ассортимента (книги, фильмы, музыка, софт, игрушки и др.).
Несмотря на развитие интернет-торговли, по мнению ведущих издателей и книгораспространителей, книжное дело России ждут не самые радостные перспективы, поскольку сегодня отрасль снова стоит на пороге существенного сокращения традиционного канала книгораспространения – стационарных книжных магазинов. Дальнейшее же падение книжного рынка на 5-10% в год будет продолжаться до тех пор, пока не будет локализовано влияние хотя бы одного из существующих негативных факторов – сокращения числа читающих россиян или книжного электронного пиратства.
Рост продаж электронных книг, по оценочным данным, может составить от 100 до 200% в год, однако это в ближайшие годы не восполнит потери от сокращения продаж «бумажных» книг. И, конечно, книжной отрасли, считают эксперты, сейчас крайне необходима поддержка государства.
По традиции в доклад включается рейтинг ведущих мировых книготорговых компаний, который составлен по итогам 2011 г. и который даёт возможность сравнить развитие российского книжного ритейла с мировым книгораспространением (см. табл. 20). Рейтинг возглавляют американский гигант Amazon.com (онлайн-продажи электронных и традиционных книг), американская сеть Barnes&Noble и французская корпорация Fnac, работающая на франкоязычных рынках Европы, Африки и Азии. Далее следуют крупнейшие сети Великобритании, Японии и Германии. В рейтинги 2009-2010 гг. также вошли российские сети «Топ-книга» и «Новый книжный – Буквоед». Между тем следует учитывать, что уже в 2011 г. американская сеть Borders, австралийская Redgroup, как и российская «Топ-книга» прошли через процедуру банкротства.
Подводя итоги, можно с высокой долей вероятности утверждать, что в прогнозных значениях на 2013 г. российский книжный рынок будет характеризоваться следующими трендами:
расчётные показатели падения объёмов продаж печатной книги составят до 5% в денежном и натуральном выражении;
возрастет значимость нетрадиционных торговых площадок – интернет-магазинов различного профиля, супермаркетов потребительского (и прежде всего «детского») ритейла – на фоне снижения пропускной способности стационарной книготорговой розницы;
ключевым фактором, определяющим динамику рынка, остается цена. Активная роль переходит к укрупненным издательским и книготорговым
маркам, которые способны обеспечить большие объёмы при снижении прибыльности бизнеса;
более явным станет тренд движения книжного рынка в направлении специализации: и по издательским программам, и в плане адаптации
издательского предложения под соответствующий канал сбыта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий