Поскольку жизнь приучила, что всегда есть кто-то, решавший проблему до меня, взялся за перевод методичек международного института демократии и поддержки выборности.
http://www.idea.int/
Глава 1. Введение
1. Обзор.
1.1. Цель этой главы
Результаты конституционного строительства должны быть легитимными и принятыми обществом. Но это долгосрочный исторический процесс, который может быть весьма спорным, особенно при наличии тяжелых конфликтов и длящегося социального раскола. Приемлемость его результатов будет сильно зависеть от решений, принятых на начальном этапе. Эта глава призвана заставить вас задуматься и взять хороший старт. Практика конституционного строительства различается в разных регионах и странах. В этой главе освещаются основные проблемы, с которыми им приходилось сталкиваться. Она демонстрирует, что легитимация процесса конституционного строительства и его результатов может быть достигнута путем включения и участия представителей разных групп в его разработке.
В начале работы часто приходится принимать решения двух типов: тех, что связаны с оценкой процесса, например, процедур, институтов, правил, сроков и ответственности за принятие решений, и тех, что касаются его содержания.
В контексте конфликта легитимность зависит от обоих типов решений. Эта глава подчеркивает - контекст является ключевым моментом, когда вы приступаете к конституционному строительству. Она имеет следующую структуру.
(А) Во-первых, определяются общие замечания и основные допущения.
(Б) Во-вторых, на основе краткого обзора мировой практики, найдены общие проблемы, рамочные для контекста конфликта.
(В) В-третьих, последует обсуждение аспектов оценки процесса в части обеспечения легитимного результата.
(Г) В-четвертых, идет обсуждение вопросов содержания, которые вытекают или появляются из описанного выше процесса.
(Д) В-пятых, она вводит в то, как использовать самоучитель, и содержит обзор других глав, которые он включает в себя.
1.2. Общие замечания
1. Конституционное строительство толкуется здесь расширительно как долгосрочный и исторический процесс. Это не разовое событие, не период, когда конституция составляется. Оно протекает через несколько стадий: (а) соглашение о необходимости конституционных изменений и их объемах, которое на практике является обычно частью более глубоких исторических изменений в стране, (б) создание под соответствующие принципы институтов, процедур и правил включения и участия в написании или редактировании конституции, и меры по обеспечению их функционирования; (в) придание Конституции юридической силы или ратификация, и (г) стадия реализации, которая имеет решающее значение, особенно в первые годы после ратификации.
2. Конституционное строительство обычно приводит к «капитальному ремонту» и полной переделке с внедрением новой конституции, хотя и задумывается как существенная ревизия уже существующей. Это особенно верно для периода после 1990 года.
3. Конституционные строители занимаются достижением легитимных результатов, а не только текстом Конституции как таковой. Легитимность конституции является многомерной. Она включает в себя:
- Правовую легитимность - достигается в ходе согласования с правовыми правилами,
принципами и нормами;
- Политическую легитимность - отражается в национальном обсуждении или суверенной
независимости людей, которые принимают конституцию, коллектив которых должен
состоять из числа представителей различных групп;
- Моральную легитимность – воплощается в тесной связи между конституцией
и общими ценностями, которые лежат в нравственной основе государства, кроме того,
Конституция может иметь целями социальное примирение, прощение после длительной виктимизации, социальную интеграцию и моральное возрождение государства.
4. Легитимность конституции подкрепляется процессом ее построения. Она будет расти со временем, если Конституция будет реализовываться с глубоким уважением и как действующий инструмент жизни государства. И процесс, посредством которого Конституция выстраивается, и ее содержание являются ключами к легитимности. Тем не менее, каждый сталкивается с уникальными проблемами в контексте своего конфликта. Преодолев их и соотносясь с контекстом, можно добиться настоящей легитимности.
1.3. Основные допущения
Основные допущения, на которые опирается самоучитель и эта глава.
• Контекст и особенности властной динамики в его рамках имеют первостепенную важность.
• Цель конституционного строительства в поляризованном и конфликтном обществе -
поддержать результаты демократизации.
• Социальный раскол, когда он поляризован в политические идентичности, - это серьезная проблема, которую необходимо преодолеть, чтобы добиться широкого консенсуса в отношении цели и применения конституции.
• Выявление разного рода сил, ведущих к изменениям внутри и вовне государства -
ключевой фактор для процесса конституционного строительства.
• Конституционное строительство происходит в государствах, которые имеют предыдущий опыт конституций, конституционных переходов и конституционного управления; оно редко начинается с чистого листа.
• Конфликтные страны могут быть вовлечены во внутренние вооруженные конфликты или постконфликтную (то есть, когда фактическое насилие закончено) динамику изменений.
• Мировой тренд движения в сторону конституционализма и демократизации должен приниматься во внимание.
1.4. Обзор практики конституционного строительства
Практика строительства конституция варьирует в зависимости от страны и региона. В латиноамериканском регионе она старше, чем в Африке, Азии и даже в некоторых частях Европы. Например, Коста-Рика и Боливия впервые приняли конституции в 1825 и 1826. В 1990-х южноамериканские конституции были либо полностью переписаны, как в Колумбии, Парагвае и Перу, или существенно пересмотрены, как в Аргентине и Уругвае. Эквадор и Боливия за десятилетие несколько раз производили множественные изменения в конституционных формулах.
Ошибки предыдущих процессов, мешающие включению и участию всех социальных групп в конституционное принятие решений, воспринимаются как недопустимые более. Совсем еще недавно южноамериканское конституционное устройство характеризовал беспрецедентно низкий уровень общественного доверия к политическим учреждениям. Движущие силы конституционного строительства включили оппозиционные общественно-политические движения в новые демократические правительства. По контрасту, конституционные изменения в Восточной Европе в конце 1980-х и 1990-х годах провело парламентское большинство, способствуя переходу к демократии и полному принятию европейских конституционных норм. В Венгрии (поправки 1989-90 г.) и Болгарии (1989-91), конституционный процесс способствовал превращению бывших правящих коммунистических партий в социал-демократические. Как будет показано ниже, участники конфликтов и вооруженные мятежники побудили к последним опытам конституционного строительства в африканских странах, таких как Ангола, Бурунди, Чад, Демократическая Республика Конго, Эфиопия, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Южная Африка, Судан и Уганда. С другой стороны, в Кении, Замбии и Зимбабве, конституционный процесс сдвинулся по направлению к демократизации в рамках правовых процедур.
Обстоятельствами, непосредственно предшествующими конституционным изменениям часто обосновывают необходимость в их узаконении через конституцию. В реальности, одна Конституция не поможет достижению желаемых целей, таких как мир, демократия или экономический рост. Конституция не исполняется сама собой: для достижения желаемых результатов заинтересованные группы должны неустанно давить, выторговать и требовать исполнения почти всех положений, уже принятых в конституции. Конституция закладывает основу для достижения конкретных целей. Институты важны, но они имеют значение, когда лидеры и граждане осуществляют надзор за конституционностью.
Именно это стремление к взаимодействию самоучитель рассматривает как «конституционное строительство». Многие реформаторы принимают долгосрочный взгляд на конституционные вопросы. Но краткосрочные партийные интересы, такие как переизбрание на должность, пользование ресурсами, сохранение привилегий и иммунитет от уголовного преследования - часто занимают всех больше конституционного процесса. В этом смысле конституционное строительство есть политика – в нем есть реально выигравшие и проигравшие. При наличии сильного конфликта интересов между краткосрочными и долгосрочными потребностями придется, возможно, и закрывать на кое-что глаза в краткосрочных интересах. Альтруистические результаты обычно политически недостижимы. Из эмпирического опыта, нельзя заставить принять выгодные в долгосрочном плане положения, противоречащие жизненно важным краткосрочным интересам. Многие прагматичные деятели для достижения долгосрочных целей расширяют рамки конституции постепенно, через промежуточные и переходные положения.
2. Общие проблемы, с которыми сталкиваются конституционные строители.
Здесь рассматриваются два вида проблем:
а) конституционное строительство в контексте масштабного насильственного конфликта, что означает слабый политический и институциональный потенциал поддержки.
б) разрядка конфликт в конкретных условиях на основе демократии или демократизации.
2.1. Проблемы, связанные с насильственными конфликтами.
Конфликты характерны для любого общества, и мы пытаемся управлять конфликтами интересов между социальными группами и лицами посредством справедливых правил и нейтральных институтов. Точная диагностика характера и типа конфликта поможет найти соответствующие решения. Насильственный конфликт есть особая категория конфликтов. Часто мы должны включать в процесс стороны, которые принимали участие в насильственных конфликтах, возможно, без явного победителя, или там, где мирные соглашения между государственными органами, оппозиционными группами и вооруженными повстанцами потребовали конституционных изменений. Многие внутренние конфликты порождают важные региональные различия в плане политической поддержки, обучения и разоружения.
Соглашения о конституционном решении недавних вооруженных конфликтов в Колумбии, Демократической Республике Конго, Непале, Шри-Ланке и Судане сместились от традиционных двусторонних переговоров к соглашениям заинтересованных сторон с различными группами, подразумевая, что их вовлечение в грядущий процесс конституционных изменений связаны с опасениями за безопасность и стабильность в качестве приоритетных задач.
Насильственный конфликт сильно влияет на властные отношения в плане концентрации-распыления. Постконфликтные конституционные зоны в Анголе, Колумбии и Мозамбике созданы правительствами, чтобы объединить усилия оперативных отрядов правительственных войск и сил, объявивших о готовности к мирному соглашению. Грубые нарушения прав человека во время конфликта подрывают доверие к попыткам примирения. Например, в Камбодже и Руанде геноцид и последующий процесс примирения, с глубокой подозрительностью к использованию идентичности в политике привели к сильным правовым мерам защиты граждан.
Если при конфликте интересов приняты во внимание как правовые (подробные права меньшинств, автономия), так и политические меры, это минимизирует или исключает принцип «победитель получает все» как фактор политики. Опыт показывает важность опоры на уже существующие структуры вместо использования конфликта в качестве основы, позволяющей начать все с чистого листа. Провал новых институтов может остановить конституционное строительство и вызвать возобновление конфликта.
Распространение насилия в обществе ослабляет правительственный и институциональный потенциал, потому что конфликт истребляет ресурсы и исключает квалифицированное администрирование. Оно также может привести к правительству, которое, хоть и в состоянии управлять страной, не обладает функциональной легитимностью. В обоих случаях граждан подвергаются лишениям в базовых потребностях, и делаются уязвимыми перед потрясениями, включая стихийные бедствия, что приводит к крайней бедности и циклам раскручивания насильственных конфликтов.
Проблемы заключаются в следующем:
• Может быть невозможно начать процесс конституционного строительства внутри страны до мирного соглашения или промежуточных пактов о безопасности на местах, которые остановят насильственные конфликты и позволят начать свою работу. Миротворческая работа может принимать различные формы, но она должна подразумевать процессы, которые ведут к конституционному строительству, или даже зайти так далеко, чтобы оговорить некоторые детали, подлежащие включению в конституцию. Конституционное строительство в Афганистане иллюстрирует это: Боннские соглашения 2001 года устанавливают четвертым шагом в дорожной карте к миру процесс разработки конституции восстанавливающей постоянные институты власти. В Непале временная конституция согласованная политическими партиями в 2006 году уже устанавливала конкретные цели, а именно сформулировать конституцию демократической и федеративной республики. Мозамбик предлагает исключение из обеих ситуаций, так как местное правительство ввело демократическую конституцию в 1990 году, чтобы склонить повстанцев к миру и продвинуть идущие переговоры. Действительно, протокол о всеобщем мире, подписанный в 1991 году был политически доминирующим над Конституцией, но позднее подчинен ей.
• Легкий доступ ко все еще широко распространенному оружию снижает затраты на насилие и может привести к "спойлерам" в случае недовольства по поводу конституционного строительства.
• Приоритетное внимание достижению мира любой ценой создает риски для процесса построения конституции. Например, приоритет прекращения насилия и установления безопасности за счет создания конституционного консенсуса может обречь весь процесс. Стороны Дейтонского мирного соглашения 1995 года согласились с Конституцией Боснии и Герцеговины в качестве приложения к мирному соглашению.
В ретроспективе, этот подход не привел к достаточному политическому согласию между гражданами и составителями конституции, и обоснованно считается причиной последующих трудностей с ее осуществлением там.
• Выяснение взглядов на конституцию тех, кто пострадал от массовых нарушений прав человека, и кто вполне понятно сосредоточен на переселении и справедливости, может оказаться сложной задачей. Многие граждане могут оставаться внутренне перемещенными лицами или за пределами страны, повышая расходы по обеспечению безопасности и транспортные, на включение их в процесс составления конституции.
• Конституционное строительство требует терпения, а угроза насилия означает, что конкретные вопросы должны решаться быстро. Во время мирного процесса его рамки и основные этапы можно переопределить распространением среди граждан информации и стимулированием гражданской дискуссии по конституционным решениям, как это произошло в Ираке (в процессе, приведшем к Конституции 2005 года).
• При решении конфликта, связанного с враждебностью государства, придется сталкиваться с серьезными проблемами, в том числе чрезмерного подчеркивания разделения властей, чтобы успокоить вооруженные группировки или репрессивных правителей, которые могут пожертвовать подотчетностью избирателям ради стабильности. Кроме того, коррупция и злоупотребление властью могут стать сильнее, если делается перекос с пути к созданию подотчетного правительства в направлении сокращения насилия.
• Когда все усилия направлены на ликвидацию состояния вражды, мы будем иметь мало времени на создание правовой основы, руководящей для других аспектов конституционного строительства. Предусмотреть их решение заранее – значит создать предварительные условия уменьшения враждебности.
Там, где царит или недавно царило насилие мы в стартовой фазе сталкиваемся с проблемами обеспечения мира, в узком контексте остановки вооруженного конфликта, но не должны позволять им доминировать в окончательном конституционном соглашении. Опыт разных стран предлагает хорошие практические подходы в этой ситуации.
Некоторые работающие практики:
• проектирование двухступенчатого процесса конституционного строительства:
(I) использование промежуточного или переходного конституционного проекта, специально направленного на стабилизацию и заключение мирного соглашения.
(II) окончательная конституция, делающая сильный акцент на долгосрочных перспективах институционального конструирования.
• Определить конкретные конституционные решения, которые помогут в предотвращении или прекращении насилия, а также эффективно решат другие вопросы, такие как коррупция, подотчетность правительства и нарушения прав человека.
• Где возможно, отделить миротворчество от конституционного строительства, чтобы предотвратить их взаимовлияние и разделить работу. Тогда конституционные вопросы получать адекватное внимание на основе полной информации.
• Практики должны оставить по возможности некоторые проблемы на дальнейшее усмотрение местных сил.
http://www.idea.int/
Глава 1. Введение
1. Обзор.
1.1. Цель этой главы
Результаты конституционного строительства должны быть легитимными и принятыми обществом. Но это долгосрочный исторический процесс, который может быть весьма спорным, особенно при наличии тяжелых конфликтов и длящегося социального раскола. Приемлемость его результатов будет сильно зависеть от решений, принятых на начальном этапе. Эта глава призвана заставить вас задуматься и взять хороший старт. Практика конституционного строительства различается в разных регионах и странах. В этой главе освещаются основные проблемы, с которыми им приходилось сталкиваться. Она демонстрирует, что легитимация процесса конституционного строительства и его результатов может быть достигнута путем включения и участия представителей разных групп в его разработке.
В начале работы часто приходится принимать решения двух типов: тех, что связаны с оценкой процесса, например, процедур, институтов, правил, сроков и ответственности за принятие решений, и тех, что касаются его содержания.
В контексте конфликта легитимность зависит от обоих типов решений. Эта глава подчеркивает - контекст является ключевым моментом, когда вы приступаете к конституционному строительству. Она имеет следующую структуру.
(А) Во-первых, определяются общие замечания и основные допущения.
(Б) Во-вторых, на основе краткого обзора мировой практики, найдены общие проблемы, рамочные для контекста конфликта.
(В) В-третьих, последует обсуждение аспектов оценки процесса в части обеспечения легитимного результата.
(Г) В-четвертых, идет обсуждение вопросов содержания, которые вытекают или появляются из описанного выше процесса.
(Д) В-пятых, она вводит в то, как использовать самоучитель, и содержит обзор других глав, которые он включает в себя.
1.2. Общие замечания
1. Конституционное строительство толкуется здесь расширительно как долгосрочный и исторический процесс. Это не разовое событие, не период, когда конституция составляется. Оно протекает через несколько стадий: (а) соглашение о необходимости конституционных изменений и их объемах, которое на практике является обычно частью более глубоких исторических изменений в стране, (б) создание под соответствующие принципы институтов, процедур и правил включения и участия в написании или редактировании конституции, и меры по обеспечению их функционирования; (в) придание Конституции юридической силы или ратификация, и (г) стадия реализации, которая имеет решающее значение, особенно в первые годы после ратификации.
2. Конституционное строительство обычно приводит к «капитальному ремонту» и полной переделке с внедрением новой конституции, хотя и задумывается как существенная ревизия уже существующей. Это особенно верно для периода после 1990 года.
3. Конституционные строители занимаются достижением легитимных результатов, а не только текстом Конституции как таковой. Легитимность конституции является многомерной. Она включает в себя:
- Правовую легитимность - достигается в ходе согласования с правовыми правилами,
принципами и нормами;
- Политическую легитимность - отражается в национальном обсуждении или суверенной
независимости людей, которые принимают конституцию, коллектив которых должен
состоять из числа представителей различных групп;
- Моральную легитимность – воплощается в тесной связи между конституцией
и общими ценностями, которые лежат в нравственной основе государства, кроме того,
Конституция может иметь целями социальное примирение, прощение после длительной виктимизации, социальную интеграцию и моральное возрождение государства.
4. Легитимность конституции подкрепляется процессом ее построения. Она будет расти со временем, если Конституция будет реализовываться с глубоким уважением и как действующий инструмент жизни государства. И процесс, посредством которого Конституция выстраивается, и ее содержание являются ключами к легитимности. Тем не менее, каждый сталкивается с уникальными проблемами в контексте своего конфликта. Преодолев их и соотносясь с контекстом, можно добиться настоящей легитимности.
1.3. Основные допущения
Основные допущения, на которые опирается самоучитель и эта глава.
• Контекст и особенности властной динамики в его рамках имеют первостепенную важность.
• Цель конституционного строительства в поляризованном и конфликтном обществе -
поддержать результаты демократизации.
• Социальный раскол, когда он поляризован в политические идентичности, - это серьезная проблема, которую необходимо преодолеть, чтобы добиться широкого консенсуса в отношении цели и применения конституции.
• Выявление разного рода сил, ведущих к изменениям внутри и вовне государства -
ключевой фактор для процесса конституционного строительства.
• Конституционное строительство происходит в государствах, которые имеют предыдущий опыт конституций, конституционных переходов и конституционного управления; оно редко начинается с чистого листа.
• Конфликтные страны могут быть вовлечены во внутренние вооруженные конфликты или постконфликтную (то есть, когда фактическое насилие закончено) динамику изменений.
• Мировой тренд движения в сторону конституционализма и демократизации должен приниматься во внимание.
1.4. Обзор практики конституционного строительства
Практика строительства конституция варьирует в зависимости от страны и региона. В латиноамериканском регионе она старше, чем в Африке, Азии и даже в некоторых частях Европы. Например, Коста-Рика и Боливия впервые приняли конституции в 1825 и 1826. В 1990-х южноамериканские конституции были либо полностью переписаны, как в Колумбии, Парагвае и Перу, или существенно пересмотрены, как в Аргентине и Уругвае. Эквадор и Боливия за десятилетие несколько раз производили множественные изменения в конституционных формулах.
Ошибки предыдущих процессов, мешающие включению и участию всех социальных групп в конституционное принятие решений, воспринимаются как недопустимые более. Совсем еще недавно южноамериканское конституционное устройство характеризовал беспрецедентно низкий уровень общественного доверия к политическим учреждениям. Движущие силы конституционного строительства включили оппозиционные общественно-политические движения в новые демократические правительства. По контрасту, конституционные изменения в Восточной Европе в конце 1980-х и 1990-х годах провело парламентское большинство, способствуя переходу к демократии и полному принятию европейских конституционных норм. В Венгрии (поправки 1989-90 г.) и Болгарии (1989-91), конституционный процесс способствовал превращению бывших правящих коммунистических партий в социал-демократические. Как будет показано ниже, участники конфликтов и вооруженные мятежники побудили к последним опытам конституционного строительства в африканских странах, таких как Ангола, Бурунди, Чад, Демократическая Республика Конго, Эфиопия, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Южная Африка, Судан и Уганда. С другой стороны, в Кении, Замбии и Зимбабве, конституционный процесс сдвинулся по направлению к демократизации в рамках правовых процедур.
Обстоятельствами, непосредственно предшествующими конституционным изменениям часто обосновывают необходимость в их узаконении через конституцию. В реальности, одна Конституция не поможет достижению желаемых целей, таких как мир, демократия или экономический рост. Конституция не исполняется сама собой: для достижения желаемых результатов заинтересованные группы должны неустанно давить, выторговать и требовать исполнения почти всех положений, уже принятых в конституции. Конституция закладывает основу для достижения конкретных целей. Институты важны, но они имеют значение, когда лидеры и граждане осуществляют надзор за конституционностью.
Именно это стремление к взаимодействию самоучитель рассматривает как «конституционное строительство». Многие реформаторы принимают долгосрочный взгляд на конституционные вопросы. Но краткосрочные партийные интересы, такие как переизбрание на должность, пользование ресурсами, сохранение привилегий и иммунитет от уголовного преследования - часто занимают всех больше конституционного процесса. В этом смысле конституционное строительство есть политика – в нем есть реально выигравшие и проигравшие. При наличии сильного конфликта интересов между краткосрочными и долгосрочными потребностями придется, возможно, и закрывать на кое-что глаза в краткосрочных интересах. Альтруистические результаты обычно политически недостижимы. Из эмпирического опыта, нельзя заставить принять выгодные в долгосрочном плане положения, противоречащие жизненно важным краткосрочным интересам. Многие прагматичные деятели для достижения долгосрочных целей расширяют рамки конституции постепенно, через промежуточные и переходные положения.
2. Общие проблемы, с которыми сталкиваются конституционные строители.
Здесь рассматриваются два вида проблем:
а) конституционное строительство в контексте масштабного насильственного конфликта, что означает слабый политический и институциональный потенциал поддержки.
б) разрядка конфликт в конкретных условиях на основе демократии или демократизации.
2.1. Проблемы, связанные с насильственными конфликтами.
Конфликты характерны для любого общества, и мы пытаемся управлять конфликтами интересов между социальными группами и лицами посредством справедливых правил и нейтральных институтов. Точная диагностика характера и типа конфликта поможет найти соответствующие решения. Насильственный конфликт есть особая категория конфликтов. Часто мы должны включать в процесс стороны, которые принимали участие в насильственных конфликтах, возможно, без явного победителя, или там, где мирные соглашения между государственными органами, оппозиционными группами и вооруженными повстанцами потребовали конституционных изменений. Многие внутренние конфликты порождают важные региональные различия в плане политической поддержки, обучения и разоружения.
Соглашения о конституционном решении недавних вооруженных конфликтов в Колумбии, Демократической Республике Конго, Непале, Шри-Ланке и Судане сместились от традиционных двусторонних переговоров к соглашениям заинтересованных сторон с различными группами, подразумевая, что их вовлечение в грядущий процесс конституционных изменений связаны с опасениями за безопасность и стабильность в качестве приоритетных задач.
Насильственный конфликт сильно влияет на властные отношения в плане концентрации-распыления. Постконфликтные конституционные зоны в Анголе, Колумбии и Мозамбике созданы правительствами, чтобы объединить усилия оперативных отрядов правительственных войск и сил, объявивших о готовности к мирному соглашению. Грубые нарушения прав человека во время конфликта подрывают доверие к попыткам примирения. Например, в Камбодже и Руанде геноцид и последующий процесс примирения, с глубокой подозрительностью к использованию идентичности в политике привели к сильным правовым мерам защиты граждан.
Если при конфликте интересов приняты во внимание как правовые (подробные права меньшинств, автономия), так и политические меры, это минимизирует или исключает принцип «победитель получает все» как фактор политики. Опыт показывает важность опоры на уже существующие структуры вместо использования конфликта в качестве основы, позволяющей начать все с чистого листа. Провал новых институтов может остановить конституционное строительство и вызвать возобновление конфликта.
Распространение насилия в обществе ослабляет правительственный и институциональный потенциал, потому что конфликт истребляет ресурсы и исключает квалифицированное администрирование. Оно также может привести к правительству, которое, хоть и в состоянии управлять страной, не обладает функциональной легитимностью. В обоих случаях граждан подвергаются лишениям в базовых потребностях, и делаются уязвимыми перед потрясениями, включая стихийные бедствия, что приводит к крайней бедности и циклам раскручивания насильственных конфликтов.
Проблемы заключаются в следующем:
• Может быть невозможно начать процесс конституционного строительства внутри страны до мирного соглашения или промежуточных пактов о безопасности на местах, которые остановят насильственные конфликты и позволят начать свою работу. Миротворческая работа может принимать различные формы, но она должна подразумевать процессы, которые ведут к конституционному строительству, или даже зайти так далеко, чтобы оговорить некоторые детали, подлежащие включению в конституцию. Конституционное строительство в Афганистане иллюстрирует это: Боннские соглашения 2001 года устанавливают четвертым шагом в дорожной карте к миру процесс разработки конституции восстанавливающей постоянные институты власти. В Непале временная конституция согласованная политическими партиями в 2006 году уже устанавливала конкретные цели, а именно сформулировать конституцию демократической и федеративной республики. Мозамбик предлагает исключение из обеих ситуаций, так как местное правительство ввело демократическую конституцию в 1990 году, чтобы склонить повстанцев к миру и продвинуть идущие переговоры. Действительно, протокол о всеобщем мире, подписанный в 1991 году был политически доминирующим над Конституцией, но позднее подчинен ей.
• Легкий доступ ко все еще широко распространенному оружию снижает затраты на насилие и может привести к "спойлерам" в случае недовольства по поводу конституционного строительства.
• Приоритетное внимание достижению мира любой ценой создает риски для процесса построения конституции. Например, приоритет прекращения насилия и установления безопасности за счет создания конституционного консенсуса может обречь весь процесс. Стороны Дейтонского мирного соглашения 1995 года согласились с Конституцией Боснии и Герцеговины в качестве приложения к мирному соглашению.
В ретроспективе, этот подход не привел к достаточному политическому согласию между гражданами и составителями конституции, и обоснованно считается причиной последующих трудностей с ее осуществлением там.
• Выяснение взглядов на конституцию тех, кто пострадал от массовых нарушений прав человека, и кто вполне понятно сосредоточен на переселении и справедливости, может оказаться сложной задачей. Многие граждане могут оставаться внутренне перемещенными лицами или за пределами страны, повышая расходы по обеспечению безопасности и транспортные, на включение их в процесс составления конституции.
• Конституционное строительство требует терпения, а угроза насилия означает, что конкретные вопросы должны решаться быстро. Во время мирного процесса его рамки и основные этапы можно переопределить распространением среди граждан информации и стимулированием гражданской дискуссии по конституционным решениям, как это произошло в Ираке (в процессе, приведшем к Конституции 2005 года).
• При решении конфликта, связанного с враждебностью государства, придется сталкиваться с серьезными проблемами, в том числе чрезмерного подчеркивания разделения властей, чтобы успокоить вооруженные группировки или репрессивных правителей, которые могут пожертвовать подотчетностью избирателям ради стабильности. Кроме того, коррупция и злоупотребление властью могут стать сильнее, если делается перекос с пути к созданию подотчетного правительства в направлении сокращения насилия.
• Когда все усилия направлены на ликвидацию состояния вражды, мы будем иметь мало времени на создание правовой основы, руководящей для других аспектов конституционного строительства. Предусмотреть их решение заранее – значит создать предварительные условия уменьшения враждебности.
Там, где царит или недавно царило насилие мы в стартовой фазе сталкиваемся с проблемами обеспечения мира, в узком контексте остановки вооруженного конфликта, но не должны позволять им доминировать в окончательном конституционном соглашении. Опыт разных стран предлагает хорошие практические подходы в этой ситуации.
Некоторые работающие практики:
• проектирование двухступенчатого процесса конституционного строительства:
(I) использование промежуточного или переходного конституционного проекта, специально направленного на стабилизацию и заключение мирного соглашения.
(II) окончательная конституция, делающая сильный акцент на долгосрочных перспективах институционального конструирования.
• Определить конкретные конституционные решения, которые помогут в предотвращении или прекращении насилия, а также эффективно решат другие вопросы, такие как коррупция, подотчетность правительства и нарушения прав человека.
• Где возможно, отделить миротворчество от конституционного строительства, чтобы предотвратить их взаимовлияние и разделить работу. Тогда конституционные вопросы получать адекватное внимание на основе полной информации.
• Практики должны оставить по возможности некоторые проблемы на дальнейшее усмотрение местных сил.
Комментариев нет:
Отправить комментарий