В 2012 году, по данным Российской книжной палаты, в стране действовали 5884 издающие организации. В это число входят все издающие организации, приславшие в течение года хотя бы один экземпляр выпущенной ими книги в традиционной печатной форме в Российскую книжную палату. Среди них к активно действующим издательским структурам мы относим издательства, выпускающие не менее 12 книг в год (в среднем по одной книге в месяц), или издательства, совокупный годовой тираж которых составляет не менее 12 000 экз. (в среднем 1000 экз. в месяц). Издательств, выпустивших в 2012 г. 12 и более наименований книг и брошюр, насчитывалось 1324, а издательств, чей совокупный годовой тираж в 2012 г. превысил 12 000 экз. – 1167.
По сравнению с 2011 годом число издающих организаций в России сократилось на 1,8%. При этом число издательств, выпустивших в 2012 г. 12 и более книг и брошюр, сократилось по сравнению с 2011 г. на 3,8%, а число издательств, совокупный тираж которых в 2012 г. превысил 12 000 экз., сократилось по сравнению с 2011 г. на 9,8%. При этом в сравнении с 2008 г. число издательств, совокупный
тираж которых в 2012 г. превысил 12 000 экз., сократилось к настоящему времени более чем на 20%.
Сегодняшняя издательская система России представлена, в подавляющем большинстве, мелкими и средними компаниями. Так, из 5884 действующих в России издательств, более трети (35,2%) – это издающие организации, выпустившие в 2012 г. всего лишь одну книгу. Издательства, выпустившие меньше 12 книг за год (т. е. в среднем менее одной книги в месяц), составляют более 3/4 (77,5%) всех
издающих организаций России. И лишь менее одного процента издательств выпускают более 500 названий книг в год.
Если из общего числа издательств, выпускающих больше 12 названий книг и брошюр в год (1324 издательства), вычесть издательства высших учебных заведений (университетские), то останется всего 855 издательств. Кроме того, если из этого общего числа также вычесть издательства научных центров, музеев, библиотек, религиозных организаций – т. е. издающие организации, не являющиеся
самостоятельными хозяйствующими субъектами, а находящиеся в составе более крупных организаций, то останется всего 701 независимое издательство, формирующее современный издательский рыночный продукт.
Анализ структуры сегмента активно действующих издательств (по числу выпускаемых названий) показывает, что подавляющее большинство (около 70%) здесь составляют издательства, выпускающие от 12 до 49 книг. Издательства, выпускающие от 50 до 499 названий книг и брошюр, занимают 30% от общего числа активно действующих компаний, и лишь около 2% – это издательства, выпускающие более 500 названий ежегодно.
Можно видеть, что почти треть издательств страны за год выпускают книги совокупным тиражом, не превышающим 1 тыс. экз., а годовой тираж более 3/4 (80,2%) существующих в России издательств не превышает 12 000 экз. Только у двух процентов издательств совокупный годовой тираж превышает 500 тыс. экз.
Из числа активно действующих (по тиражным показателям) издательств у более чем 60% годовой тираж составляет от 12 000 до 49 000 экз. И только у 10% активно функционирующих издательств годовой тираж превышает 500 000 экз.
В рейтинге издательств по числу выпущенных названий не произошло ничего экстраординарного: в очередной раз сменился лидер из «большой двойки» – на первую строчку рейтинга вышло издательство «Эксмо», выпустившее в 2012 г. 8423 книг и брошюр, второе место досталось издательству «АСТ», для которого 2012 год был не из лёгких, с показателем 7032 названия. При этом за прошедший год
число выпущенных изданий в «Эксмо» сократилось на 6,3%, в то время как у «АСТ» – более чем на четверть. Третье место (по-прежнему с большим отставанием от лидеров) заняло издательство «ОЛМА Медиа Групп», включающее в себя с 2011 г. издательство «Просвещение» (2129 названий книг и брошюр).
Что же касается рейтинга российских издательств по тиражным показателям, то здесь впервые за много лет произошла сенсация, а именно – смена лидера. На первое место по совокупному годовому тиражу вышел не один из представителей «большой двойки» – «АСТ» или «Эксмо», на протяжении многих лет оспаривавших друг у друга первую строчку рейтинга, а третий игрок – компания «ОЛМА Медиа Групп», тираж книг и брошюр которой превысил в 2012 г. 63 млн экз. Следует отметить, что за год совокупный тираж объединённой с «Просвещением» «ОЛМЫ», занимавшей по итогам 2011 г. третью строчку в рейтинге, сократился примерно на 6,5%, в то время как показатели других лидеров рынка – «Эксмо» и «АСТ» «просели» более существенно – на 16% и 28% соответственно. Именно это, пожалуй, и привело к тому, что многолетние фавориты рейтинга оказались в 2012 г. на второй и третьей позициях соответственно. Однако если суммировать показатели формально объединённых «Эксмо» и «АСТ», то их совместный итог, даже с учётом 22%-ного сокращения по отношению к 2011 году, будет более чем в 1,5 раза выше, чем у «ОЛМЫ».
В целом же за 2008-2012 гг. доля ведущей двадцатки издательств в совокупном книгоиздательском репертуаре страны несколько снизилась, а по тиражу – заметно выросла.
В докладе по итогам 2011 г. отмечалось, что одновременно с крупными книжными издательствами практику выпуска и продажи книг начали осуществлять издатели прессы. По итогам 2010-2011 гг. в список двадцати крупнейших издателей России по совокупному тиражу входил Издательский дом «Комсомольская правда», запустивший в последние годы ряд книгоиздательских проектов. Однако в 2012 г. по совокупным тиражам Издательский дом «Комсомольская правда» не вошёл в двадцатку крупнейших издательств России, оказавшись лишь на 69-й строчке рейтинга с совокупным тиражом около 1 млн экз.
В 2012 г. крупные книгоиздающие структуры России продолжили наращивать усилия по концентрации издательского бизнеса, в том числе путем слияния и поглощения малых и средних издательств, создания на их базе новых импринтов.
Главной темой обсуждения для участников книжного рынка в 2012 г. стала возможная сделка по слиянию двух ведущих издательств страны – «Эксмо» и «АСТ». Новость о грядущем объединении двух крупнейших издательств страны вызвала широкий резонанс в профессиональном сообществе. Официальное признание ООО «Издательство «АСТ» банкротом произошло в конце ноября 2012 г. Во время проведения процедуры банкротства выяснилось, что дистрибуторские компании, входившие в издательскую группу «АСТ», вели свой бизнес с использованием фирм-однодневок.
Объём сделки по слиянию двух компаний оценить трудно, поскольку стороны сумм не раскрывают. Эксперты оценивают её в 400 млн долл. США без учёта предъявленных «АСТ» налоговых претензий, которые составляют около 8 млрд. руб. (не включая налоговый период 2011-2012 гг.), что превышает годовой оборот «АСТ». Сделка по слиянию «Эксмо» и «АСТ» оформлена в виде трёхлетнего опциона на 100%-ный контроль издающих организаций, входящих в состав «АСТ»; магазины «Буква» при этом в сделку не входят. Несмотря на то, что опцион оформлен ни три года, «Эксмо» рассчитывает исполнить его в течение одного. При этом генеральный директор издательства О.Новиков подчёркивает, что завершение сделки зависит от того, удастся ли спасти бизнес «АСТ», который находится в критическом состоянии после предъявленных компании налоговых претензий. «АСТ» пытается оспорить эти претензии, одновременно запустив процедуру банкротства своих основных дистрибуционных компаний – «Полимикс-центр» и «Пятый океан». Судьба книготорговой сети «Буква» пока не ясна. Во многих магазинах сети идут распродажи ассортимента, ряд торговых точек в регионах был закрыт, а для распространения книжной продукции «АСТ» создала новую компанию «Билония». Вместе с тем, «Эксмо» планирует самостоятельно заняться налоговыми проблемами «АСТ». Однако «Эксмо» пока не обращалось в Федеральную антимонопольную службу для одобрения сделки, так как это потребуется только на этапе реализации опциона.
По словам О.Новикова, его издательство осуществляет управление издательским бизнесом «АСТ» с согласия акционеров издательской группы с начала июня 2012 г.. На ключевые позиции в компаниях группы назначены менеджеры «Эксмо», но при этом об объединении групп речи пока не идёт, «АСТ» сохраняет за собой собственные бренды и редакции с собственной редакционной и экономической политикой. Из бывшей издательской группы выделены четыре тематических направления (художественная, детская, прикладная и учебная литература), в каждом из которых будет работать несколько импринтов. Например, в сегменте художественной литературы выпуском книг теперь занимаются издательство Corpus, редакция Елены Шубиной, а также два новых импринта – «Неоклассик» и «Жанры». Каждому из них дана определённая свобода в формировании авторского портфеля, определения размеров тиражей и т.д. При этом бывшие импринты «АСТ» теперь могут централизованно пользоваться структурными подразделениями «Эксмо» – правовой, финансовой, маркетинговой и другими службами. Таким образом издательства смогут сократить издержки на производство и распространение книжной продукции, им будет легче работать в условиях непрекращающегося кризиса на книжном рынке. По мнению экспертов, это также позволит повысить рентабельность обеих компаний и создаст стимулы для развития новых технологий продвижения и продажи книг.
В случае исполнения указанного опциона приобретение «АСТ» позволит «Эксмо» увеличить долю на книгоиздательском рынке почти вдвое, до 20%. Если опираться на данные Российской книжной палаты по итогам 2012 г., то объединенная компания будет занимать 19,1% рынка по совокупному тиражу (103,1 млн экз.) и 13,2% рынка по числу выпущенных наименований (15455 наименований). По данным исследования «Global Ranking of the Publishing Industry», годовая выручка (доходы) «Эксмо» составила в 2011 г. 195 млн долл. США, а у «АСТ» этот показатель оценивается в 330 млн долл. США.
Похожая ситуация происходит и на книжном рынке в США. В конце октября 2012 г. появились подробности сделки по слиянию двух крупных компаний Random House, принадлежащую немецкому транснациональному концерну Bertelsmann AG, и Penguin (издательская группа, входящая в английский медиаконцерн Pearson, который в последние годы занимает первую строчку в рейтинге ведущих издательств мира). Представители этих медиаконцернов официально подтвердили информацию о том, что ведут переговоры о слиянии своих издательских активов. Новая структура будет носить название Penguin Random House. Random House и Penguin вместе контролируют четверть рынка бумажных и электронных изданий на книжном рынке США и Великобритании. Bertelsmann, по условиям соглашения, получит 53% объединенной компании, а Pearson – 47%.
Слияние двух крупных англоязычных книгоиздателей приведёт к образованию крупнейшей в мире издательской корпорации. Обе компании были пионерами в электронном книгоиздательстве и дистрибуции, но у Random House наиболее сильные позиции в США и Великобритании, а Penguin – самый известный мировой издательский бренд с сильным присутствием на рынках США и развивающихся стран. По итогам 2011 г. выручка Random House составила 1,7 млрд евро, а операционная прибыль – 185 млн евро. Соответствующие показатели издательской группы Penguin составили около 1,25 млрд евро и 140 млн евро. Активы Penguin оценены также в 1,25 млрд евро.
Возвращаясь к российским проблемам, следует отметить, что соотношение долей регионов в географии отечественного книгоиздания в 2012 г. по сравнению с прошлым, 2011 г., практически не изменилось. Доля издательств, действующих в Москве и Санкт-Петербурге, составляет 65% по количеству выпускаемых названий книг и 89% – по тиражам. В российской столице расположено более половины всех издательств страны (причем, практически все крупнейшие издательства). В сравнении с предкризисным 2008 годом доля Москвы по числу выпускаемых в стране названий сократилась на 4% и составила в 2012 г. 57%. По тиражам показатели столицы практически не изменились – на долю Москвы сегодня приходится 85% тиражей. Доля Санкт-Петербурга составляет сегодня 8% выпускаемых названий и 4% общенациональных тиражей.
Доминирование на книжном рынке крупных издательств приводит к тому, что многие популярные авторы, сделавшие себе «имя» в мелких и средних издательствах, затем принимают более выгодные условия крупных компаний. Уделом малых и, в первую очередь, региональных издательств становятся литературные эксперименты с начинающими авторами, а также выпуск книг, ориентированных на узкие целевые группы читателей. Кроме того, ведущие издательские структуры имеют собственные дистрибуторские подразделения, которые эффективно осуществляют продажи и продвижение своих книг, в то время как у региональных оптовиков недостаточно сил, опыта, финансовых и технологических возможностей для осуществления успешных продаж продукции мелких и средних издательств на общенациональном уровне. Как следствие – присутствие в сетевых магазинах книг средних и малых издательств (особенно, региональных) невелико.
В российских регионах сейчас действует более 2,5 тыс. разных по своей форме и структуре издательств. Среди них основное место занимают университетские издательства.
По традиции в докладе приводятся рейтинги мировой книгоиздательской индустрии, что дает возможность определить место России в глобальном издательском сообществе. Указанные рейтинги характеризуют состояние мирового книгоиздания, уровень глобализации и степень концентрации книгоиздательского бизнеса. Составителем рейтингов является австрийский консультант в издательской области, специализирующийся на анализе международных рынков, Рюдигер Вишенбарт (Rüdiger Wischenbart). Он является автором исследования «Global Ranking of the Publishing Industry», проводимого по инициативе профессионального журнала Livres Hebdo (Франция). Исследование, помимо Livres Hebdo, также публикуется в профессиональных журналах Publishers Weekly (США), The Bookseller (Великобритания), Buchreport (Германия).
Мировой рейтинг издательских рынков подготовлен Р. Вишенбартом по инициативе Международной ассоциации издателей (International Publishers Association). Проведенное исследование «Drawing the Global Map of Publishing Markets 2012» является частью более широких исследований Международной ассоциации издателей по созданию глобальной статистической базы издательской индустрии.
В июне 2012 г. появился очередной мировой рейтинг издательств за 2011 г., подготовленный в рамках исследования «Global Ranking of the Publishing Industry». Примечательно, что в данный рейтинг уже во второй раз попали две отечественные компании – издательства «АСТ» и «Эксмо».
По сравнению с 2011 годом число издающих организаций в России сократилось на 1,8%. При этом число издательств, выпустивших в 2012 г. 12 и более книг и брошюр, сократилось по сравнению с 2011 г. на 3,8%, а число издательств, совокупный тираж которых в 2012 г. превысил 12 000 экз., сократилось по сравнению с 2011 г. на 9,8%. При этом в сравнении с 2008 г. число издательств, совокупный
тираж которых в 2012 г. превысил 12 000 экз., сократилось к настоящему времени более чем на 20%.
Сегодняшняя издательская система России представлена, в подавляющем большинстве, мелкими и средними компаниями. Так, из 5884 действующих в России издательств, более трети (35,2%) – это издающие организации, выпустившие в 2012 г. всего лишь одну книгу. Издательства, выпустившие меньше 12 книг за год (т. е. в среднем менее одной книги в месяц), составляют более 3/4 (77,5%) всех
издающих организаций России. И лишь менее одного процента издательств выпускают более 500 названий книг в год.
Если из общего числа издательств, выпускающих больше 12 названий книг и брошюр в год (1324 издательства), вычесть издательства высших учебных заведений (университетские), то останется всего 855 издательств. Кроме того, если из этого общего числа также вычесть издательства научных центров, музеев, библиотек, религиозных организаций – т. е. издающие организации, не являющиеся
самостоятельными хозяйствующими субъектами, а находящиеся в составе более крупных организаций, то останется всего 701 независимое издательство, формирующее современный издательский рыночный продукт.
Анализ структуры сегмента активно действующих издательств (по числу выпускаемых названий) показывает, что подавляющее большинство (около 70%) здесь составляют издательства, выпускающие от 12 до 49 книг. Издательства, выпускающие от 50 до 499 названий книг и брошюр, занимают 30% от общего числа активно действующих компаний, и лишь около 2% – это издательства, выпускающие более 500 названий ежегодно.
Можно видеть, что почти треть издательств страны за год выпускают книги совокупным тиражом, не превышающим 1 тыс. экз., а годовой тираж более 3/4 (80,2%) существующих в России издательств не превышает 12 000 экз. Только у двух процентов издательств совокупный годовой тираж превышает 500 тыс. экз.
Из числа активно действующих (по тиражным показателям) издательств у более чем 60% годовой тираж составляет от 12 000 до 49 000 экз. И только у 10% активно функционирующих издательств годовой тираж превышает 500 000 экз.
В рейтинге издательств по числу выпущенных названий не произошло ничего экстраординарного: в очередной раз сменился лидер из «большой двойки» – на первую строчку рейтинга вышло издательство «Эксмо», выпустившее в 2012 г. 8423 книг и брошюр, второе место досталось издательству «АСТ», для которого 2012 год был не из лёгких, с показателем 7032 названия. При этом за прошедший год
число выпущенных изданий в «Эксмо» сократилось на 6,3%, в то время как у «АСТ» – более чем на четверть. Третье место (по-прежнему с большим отставанием от лидеров) заняло издательство «ОЛМА Медиа Групп», включающее в себя с 2011 г. издательство «Просвещение» (2129 названий книг и брошюр).
Что же касается рейтинга российских издательств по тиражным показателям, то здесь впервые за много лет произошла сенсация, а именно – смена лидера. На первое место по совокупному годовому тиражу вышел не один из представителей «большой двойки» – «АСТ» или «Эксмо», на протяжении многих лет оспаривавших друг у друга первую строчку рейтинга, а третий игрок – компания «ОЛМА Медиа Групп», тираж книг и брошюр которой превысил в 2012 г. 63 млн экз. Следует отметить, что за год совокупный тираж объединённой с «Просвещением» «ОЛМЫ», занимавшей по итогам 2011 г. третью строчку в рейтинге, сократился примерно на 6,5%, в то время как показатели других лидеров рынка – «Эксмо» и «АСТ» «просели» более существенно – на 16% и 28% соответственно. Именно это, пожалуй, и привело к тому, что многолетние фавориты рейтинга оказались в 2012 г. на второй и третьей позициях соответственно. Однако если суммировать показатели формально объединённых «Эксмо» и «АСТ», то их совместный итог, даже с учётом 22%-ного сокращения по отношению к 2011 году, будет более чем в 1,5 раза выше, чем у «ОЛМЫ».
В целом же за 2008-2012 гг. доля ведущей двадцатки издательств в совокупном книгоиздательском репертуаре страны несколько снизилась, а по тиражу – заметно выросла.
В докладе по итогам 2011 г. отмечалось, что одновременно с крупными книжными издательствами практику выпуска и продажи книг начали осуществлять издатели прессы. По итогам 2010-2011 гг. в список двадцати крупнейших издателей России по совокупному тиражу входил Издательский дом «Комсомольская правда», запустивший в последние годы ряд книгоиздательских проектов. Однако в 2012 г. по совокупным тиражам Издательский дом «Комсомольская правда» не вошёл в двадцатку крупнейших издательств России, оказавшись лишь на 69-й строчке рейтинга с совокупным тиражом около 1 млн экз.
В 2012 г. крупные книгоиздающие структуры России продолжили наращивать усилия по концентрации издательского бизнеса, в том числе путем слияния и поглощения малых и средних издательств, создания на их базе новых импринтов.
Главной темой обсуждения для участников книжного рынка в 2012 г. стала возможная сделка по слиянию двух ведущих издательств страны – «Эксмо» и «АСТ». Новость о грядущем объединении двух крупнейших издательств страны вызвала широкий резонанс в профессиональном сообществе. Официальное признание ООО «Издательство «АСТ» банкротом произошло в конце ноября 2012 г. Во время проведения процедуры банкротства выяснилось, что дистрибуторские компании, входившие в издательскую группу «АСТ», вели свой бизнес с использованием фирм-однодневок.
Объём сделки по слиянию двух компаний оценить трудно, поскольку стороны сумм не раскрывают. Эксперты оценивают её в 400 млн долл. США без учёта предъявленных «АСТ» налоговых претензий, которые составляют около 8 млрд. руб. (не включая налоговый период 2011-2012 гг.), что превышает годовой оборот «АСТ». Сделка по слиянию «Эксмо» и «АСТ» оформлена в виде трёхлетнего опциона на 100%-ный контроль издающих организаций, входящих в состав «АСТ»; магазины «Буква» при этом в сделку не входят. Несмотря на то, что опцион оформлен ни три года, «Эксмо» рассчитывает исполнить его в течение одного. При этом генеральный директор издательства О.Новиков подчёркивает, что завершение сделки зависит от того, удастся ли спасти бизнес «АСТ», который находится в критическом состоянии после предъявленных компании налоговых претензий. «АСТ» пытается оспорить эти претензии, одновременно запустив процедуру банкротства своих основных дистрибуционных компаний – «Полимикс-центр» и «Пятый океан». Судьба книготорговой сети «Буква» пока не ясна. Во многих магазинах сети идут распродажи ассортимента, ряд торговых точек в регионах был закрыт, а для распространения книжной продукции «АСТ» создала новую компанию «Билония». Вместе с тем, «Эксмо» планирует самостоятельно заняться налоговыми проблемами «АСТ». Однако «Эксмо» пока не обращалось в Федеральную антимонопольную службу для одобрения сделки, так как это потребуется только на этапе реализации опциона.
По словам О.Новикова, его издательство осуществляет управление издательским бизнесом «АСТ» с согласия акционеров издательской группы с начала июня 2012 г.. На ключевые позиции в компаниях группы назначены менеджеры «Эксмо», но при этом об объединении групп речи пока не идёт, «АСТ» сохраняет за собой собственные бренды и редакции с собственной редакционной и экономической политикой. Из бывшей издательской группы выделены четыре тематических направления (художественная, детская, прикладная и учебная литература), в каждом из которых будет работать несколько импринтов. Например, в сегменте художественной литературы выпуском книг теперь занимаются издательство Corpus, редакция Елены Шубиной, а также два новых импринта – «Неоклассик» и «Жанры». Каждому из них дана определённая свобода в формировании авторского портфеля, определения размеров тиражей и т.д. При этом бывшие импринты «АСТ» теперь могут централизованно пользоваться структурными подразделениями «Эксмо» – правовой, финансовой, маркетинговой и другими службами. Таким образом издательства смогут сократить издержки на производство и распространение книжной продукции, им будет легче работать в условиях непрекращающегося кризиса на книжном рынке. По мнению экспертов, это также позволит повысить рентабельность обеих компаний и создаст стимулы для развития новых технологий продвижения и продажи книг.
В случае исполнения указанного опциона приобретение «АСТ» позволит «Эксмо» увеличить долю на книгоиздательском рынке почти вдвое, до 20%. Если опираться на данные Российской книжной палаты по итогам 2012 г., то объединенная компания будет занимать 19,1% рынка по совокупному тиражу (103,1 млн экз.) и 13,2% рынка по числу выпущенных наименований (15455 наименований). По данным исследования «Global Ranking of the Publishing Industry», годовая выручка (доходы) «Эксмо» составила в 2011 г. 195 млн долл. США, а у «АСТ» этот показатель оценивается в 330 млн долл. США.
Похожая ситуация происходит и на книжном рынке в США. В конце октября 2012 г. появились подробности сделки по слиянию двух крупных компаний Random House, принадлежащую немецкому транснациональному концерну Bertelsmann AG, и Penguin (издательская группа, входящая в английский медиаконцерн Pearson, который в последние годы занимает первую строчку в рейтинге ведущих издательств мира). Представители этих медиаконцернов официально подтвердили информацию о том, что ведут переговоры о слиянии своих издательских активов. Новая структура будет носить название Penguin Random House. Random House и Penguin вместе контролируют четверть рынка бумажных и электронных изданий на книжном рынке США и Великобритании. Bertelsmann, по условиям соглашения, получит 53% объединенной компании, а Pearson – 47%.
Слияние двух крупных англоязычных книгоиздателей приведёт к образованию крупнейшей в мире издательской корпорации. Обе компании были пионерами в электронном книгоиздательстве и дистрибуции, но у Random House наиболее сильные позиции в США и Великобритании, а Penguin – самый известный мировой издательский бренд с сильным присутствием на рынках США и развивающихся стран. По итогам 2011 г. выручка Random House составила 1,7 млрд евро, а операционная прибыль – 185 млн евро. Соответствующие показатели издательской группы Penguin составили около 1,25 млрд евро и 140 млн евро. Активы Penguin оценены также в 1,25 млрд евро.
Возвращаясь к российским проблемам, следует отметить, что соотношение долей регионов в географии отечественного книгоиздания в 2012 г. по сравнению с прошлым, 2011 г., практически не изменилось. Доля издательств, действующих в Москве и Санкт-Петербурге, составляет 65% по количеству выпускаемых названий книг и 89% – по тиражам. В российской столице расположено более половины всех издательств страны (причем, практически все крупнейшие издательства). В сравнении с предкризисным 2008 годом доля Москвы по числу выпускаемых в стране названий сократилась на 4% и составила в 2012 г. 57%. По тиражам показатели столицы практически не изменились – на долю Москвы сегодня приходится 85% тиражей. Доля Санкт-Петербурга составляет сегодня 8% выпускаемых названий и 4% общенациональных тиражей.
Доминирование на книжном рынке крупных издательств приводит к тому, что многие популярные авторы, сделавшие себе «имя» в мелких и средних издательствах, затем принимают более выгодные условия крупных компаний. Уделом малых и, в первую очередь, региональных издательств становятся литературные эксперименты с начинающими авторами, а также выпуск книг, ориентированных на узкие целевые группы читателей. Кроме того, ведущие издательские структуры имеют собственные дистрибуторские подразделения, которые эффективно осуществляют продажи и продвижение своих книг, в то время как у региональных оптовиков недостаточно сил, опыта, финансовых и технологических возможностей для осуществления успешных продаж продукции мелких и средних издательств на общенациональном уровне. Как следствие – присутствие в сетевых магазинах книг средних и малых издательств (особенно, региональных) невелико.
В российских регионах сейчас действует более 2,5 тыс. разных по своей форме и структуре издательств. Среди них основное место занимают университетские издательства.
По традиции в докладе приводятся рейтинги мировой книгоиздательской индустрии, что дает возможность определить место России в глобальном издательском сообществе. Указанные рейтинги характеризуют состояние мирового книгоиздания, уровень глобализации и степень концентрации книгоиздательского бизнеса. Составителем рейтингов является австрийский консультант в издательской области, специализирующийся на анализе международных рынков, Рюдигер Вишенбарт (Rüdiger Wischenbart). Он является автором исследования «Global Ranking of the Publishing Industry», проводимого по инициативе профессионального журнала Livres Hebdo (Франция). Исследование, помимо Livres Hebdo, также публикуется в профессиональных журналах Publishers Weekly (США), The Bookseller (Великобритания), Buchreport (Германия).
Мировой рейтинг издательских рынков подготовлен Р. Вишенбартом по инициативе Международной ассоциации издателей (International Publishers Association). Проведенное исследование «Drawing the Global Map of Publishing Markets 2012» является частью более широких исследований Международной ассоциации издателей по созданию глобальной статистической базы издательской индустрии.
В июне 2012 г. появился очередной мировой рейтинг издательств за 2011 г., подготовленный в рамках исследования «Global Ranking of the Publishing Industry». Примечательно, что в данный рейтинг уже во второй раз попали две отечественные компании – издательства «АСТ» и «Эксмо».
Комментариев нет:
Отправить комментарий