четверг, 26 мая 2016 г.

Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад Роспечати за 2012 год. 1.

Согласно данным Российской книжной палаты, в 2012 году российскими издательствами было выпущено 116888 названий книг и брошюр совокупным тиражом 540,5 млн экз. В сравнении с 2011 г. падение числа выпущенных названий составило почти 5% (в 2011 г. по отношению к 2010 г. наблюдался однопроцентный рост этого показателя), а сокращение тиражей – около 12% (в 2011 г. по отношению к 2010 г. сокращение составило 6,3%). В сравнении же с предкризисным 2008-м число выпущенных названий в стране сократилось на 5,2%, а тиражи – почти на 30%. При этом по совокупному тиражу отпечатанной книжной продукции Россия «вернулась» в 2001 год, когда данный показатель составил 542,3 млн. экз.

Показатель объёмов отпечатанной книжной продукции (совокупный листаж), свидетельствующий о размерах загрузки полиграфических предприятий, сократился в 2012 г. по отношению к 2011-му довольно существенно – почти на 12%, а с 2008-го года его падение составило более 36%.




Доля книг в общем ассортименте названий книжной продукции в 2012 г. по сравнению с 2011 г. практически не изменилась, составив 83,8%. Одновременно в общей массе книжной продукции продолжает сокращаться число изданий в переплёте – 30,7% в 2012 г. против 34,5% в 2008 г. по числу названий и соответственно 33,0% против 37,6% по тиражу.

За последний год в общем массиве издаваемой книжной продукции несколько выросла доля переизданий – 15,7% против 13,7% в 2011 г. По тиражам доля переизданий за последний год выросла более заметно – 35,6% против 28,6% в 2011 году и ещё более заметно на фоне 2008-2009 гг. (26,2% и 25,1% соответственно). В сравнении с первым кризисным 2009-м годом доля переизданий в общем объёме издаваемой книжной продукции увеличилась на 2,4 процентных пункта (п.п.) по числу выпускаемых названий и более чем на 10 п.п. по тиражу.

Несколько снизилась за прошедший год доля переводных изданий в общем числе выпущенных названий. В 2012 году она составила по количеству названий 10,7% (против 11,7% в 2011 г. и 11,5% в 2008 г.), а по тиражам сохранилась на уровне 2011 года – 12,5%, почти не изменившись по отношению к уровню 2008 г. (12,2%).

За последний год также выросло число изданий, выходящих в сериях. В серийном оформлении вышло 36,5% названий и более 65% всех тиражей. За годы кризиса число названий книг, выходящих в сериях, уменьшилось на 5,2 п.п., но при этом их совокупный тираж вырос на 6,7 п.п.

Анализ динамики числа экземпляров выпущенных книг и брошюр в расчёте на душу населения показывает, что после своего максимума в 2008 г., составлявшего 5,35 экз. на человека, данный показатель все последующие годы планомерно снижался и к 2012 г. сократился почти на 30% к уровню 2008 г., составив 3,77 экз. При этом темпы падения данного показателя неравномерны и имеют тенденцию к нарастанию.
Средний тираж одного издания по итогам 2012 г. сократился в сравнении с 2011 г. на 7,2% (такое же снижение отмечено в 2011 г. в сравнении с 2010 г.).

Средний объём одного экземпляра издания за 2012 год практически не изменился. За период с 2008 по 2012 гг. средний тираж одной книги сократился на четверть, а средний объём одного экземпляра издания упал на 10,6%.

В первом, как принято считать, «полнокризисном», 2009 году издатели вполне объяснимо стали выпускать больше брошюр (рост выпуска брошюр по числу названий в сравнении с 2008 годом тогда составил 13,7%, а рост выпуска книг – лишь 1,7%), однако уже в 2010 г. выпуск обоих видов издательской продукции продемонстрировал снижение. В 2011 г. количество наименований выпущенных книг сократилось почти на 2%, а число наименований брошюр – увеличилось на 8,3%. Наконец, по итогам 2012 г. оба вида издательской продукции вновь продемонстрировали снижение: число наименований выпущенных книг сократилось на 5%, а число наименований выпущенных брошюр – на 4,4%. В сравнении с предкризисным 2008-м в 2012 г. в стране было выпущено почти на 7% меньше названий книг, но на 3,6% больше названий брошюр.

По тиражам ситуация иная. За прошедший год совокупные тиражи выпущенных книг (согласно инструкции ЮНЕСКО по статистическому учёту выпуска книг и брошюр – изданий объёмом более 48 полос) сократились почти на 13%, в то время как тиражи брошюр (изданий объёмом до 48 полос) – только на 8%. В сравнении с предкризисным 2008 годом сегодня в России печатается на 30% меньше книг и на четверть меньше брошюр. В натуральных показателях совокупный тираж брошюр сократился за годы кризиса более чем на 40 млн экз., а совокупный тираж книг за этот же период упал почти на 180 млн экз.

Говоря о печатных объёмах выпущенной издательской продукции, следует отметить, что за последний год совокупный листаж выпущенных книг сократился на 11,6%, или 773,9 млн л.-отт., а совокупный листаж брошюр – упал на 15,8%, или 49,4 млн л.-отт. В сравнении с 2008 г. печатная масса выпускаемых книг сократилась почти на 40%, при этом листаж выпускаемых брошюр практически не изменился. Таким образом, за пять лет загрузка типографий, выпускающих книжную продукцию, существенно снизилась.



Анализ распределения выпуска книг и брошюр по тиражным группам показывает, что наибольшее снижение числа выпущенных названий и тиражей в 2012 г. произошло в сегменте изданий, выходящих тиражом от 10 до 50 тыс. экз. Если в 2009-2010 гг. шло сокращение продукции, выпускаемой в сегментах тиражей от 1 до 5 тыс. экз. и от 5 до 10 тыс. экз. (в последней из этих категорий находится подавляющая часть издаваемой в стране интеллектуальной литературы и учебников для высшей школы), то, начиная с 2011 г., самыми быстрыми темпами начинает сокращаться «массовый» сегмент художественной литературы. Это отнюдь не означает, что люди стали меньше читать. Именно на рубеже 2010-2011 гг. фиксируется массовый переход читателей от приобретения книг на традиционном бумажном «носителе» в пользу скачивания книг в электронном формате. Однако к замещению потерь издателей от снижения тиражей печатных книг это не ведёт: книги, главным образом, скачиваются потребителями пиратским способом.

В целом за годы кризиса выпуск изданий, выходящих тиражом от 5 до 50 тыс. экз., т. е. составляющих основу массового книгоиздания, сократился почти на 36% по числу выпущенных названий и почти на 40% – по тиражам. За эти же годы значительно увеличился выпуск малотиражной (до 500 экз.) печатной продукции – более чем на 20% по числу названий и почти на 14% – по тиражам.

Доля первых двух сегментов изданий, выходящих тиражом до 500 экз. и до 1000 экз., в суммарном тираже за 2011 год составляет всего около 4%, тогда как по числу названий в них – почти 53%. В то же время значительный объём тиражей (около 30%) дает только 1% наименований изданий, выходящих в тиражной группе свыше 100 тыс. экз. Если уйти от традиционного порядка подсчета, когда общий тираж делится на общее количество изданий, и принимать в расчёт только те издания, которые выпускаются тиражом свыше 1000 экз., то средний тираж выпускаемых в стране и поступающих в каналы книгораспространения рыночных изданий возрастет более чем вдвое – с 4624 экз. до 10 тыс. экз. За пять кризисных лет число изданий, выходящих тиражом менее 1 тыс. экз., увеличилось почти на 20%, а выходящих тиражом свыше 1 тыс. экз. – сократилось почти на 30%.

Если говорить о рыночной составляющей национального издательского репертуара, то под ней, очевидно, следует понимать не всю выпускаемую в России издательскую продукцию, а только те издания, которые поступают к конечному потребителю через каналы книгораспространения.
Большую часть изданий, представленных в ассортименте книготорговых предприятий, составляют книги, выпущенные тиражом от 1000 экземпляров и выше (в настоящее время прослеживается отчётливая тенденция к тому, что ликвидными становятся многие книги, выпущенные тиражом и менее 1000 экз.). Определённую часть ассортимента книготорговых предприятий составляют также брошюры, выпускаемые большими тиражами (учебная, детская, юридическая, справочная и некоторые другие виды литературы). Именно эти издания, по сути, составляют национальный книготорговый ассортимент.


За 2008-2012 гг. в стране вырос выпуск изданий научной и учебной литературы, а выпуск детской и художественной литературы – сократился. Научные издания прибавили почти 23% по числу выпущенных названий (но не прибавили ничего по совокупному тиражу), учебные выросли по числу издаваемых титулов чуть более чем на 5% также при отсутствии роста тиражей. В сегменте художественной литературы в 2008-2012 гг. число выпущенных названий сократилось на 17,5%, а в сегменте детской – на 7,8%. Однако гораздо хуже обстоит дело с динамикой тиражных показателей указанных видов литературы. Так, за последние 5 лет совокупные тиражи выпускаемой художественной литературы сократились почти вполовину (на 46%),а детской – на 34%. На сокращение выпуска тиражей художественной и детской литературы оказал влияние целый комплекс факторов: падение интереса к чтению, финансово-экономический кризис, а также увеличение продаж электронных книг и устройств для их чтения.




На сегодняшний день соотношение долей различных видов литературы в общем выпуске книг и брошюр выглядит следующим образом.



Можно видеть, что за 2008-2012 гг. соотношение долей различных видов литературы в общем выпуске книг несколько изменилось. Так, по числу выпущенных названий в общем издательском репертуаре страны выросли доли научных (на 5 п.п.) и учебных (на 3,4 п.п.) изданий, а доли изданий художественной (на 2,1 п.п.), детской (на 0,3 п.п.) и справочной литературы (на 0,9 п.п.) сократились.
По тиражным показателям отмечается сильное увеличение доли учебной (на 12,7 п.п.) и научной (на 0,6 п.п.) литературы на фоне снижения доли тиражей изданий для детей (на 1,5 п.п.), литературно-художественных (на 4,9 п.п.) и справочных (на 1,2 п.п.) изданий. Таким образом, чтение из досуговой сферы постепенно перемещается в сферу образовательную и профессиональную.



Важная характеристика состояния книгоиздания в стране – показатель среднего тиража. Однако очевидно, что средние тиражи книг в различных сегментах книжной продукции различны. На примере основных тематических разделов литературы проследим динамику изменения среднего тиража изданий в 2008-2012 гг.

Наибольший средний тираж – у изданий детско-юношеской литературы, наименьший – у научных изданий. При этом за годы кризиса наибольшее сокращение средних тиражей произошло в сегментах справочной (-36%), художественной (-35%) и детской (-28%) литературы.
Интересна также динамика показателя количества экземпляров выпущенных книг и брошюр в различных тематических разделах в расчёте на душу населения.



Видно, что наибольшее количество экземпляров книг и брошюр на душу населения выпускается в сегменте учебной литературы. Этот сегмент и меньше всего «пострадал» за годы кризиса – его сокращение составило всего 1%. В значительной степени сократилось за годы кризиса число выпускаемых на душу населения экземпляров изданий художественной (-46%) и детской литературы (-34%).

В прошедшем году количество языков, с которых были сделаны переводы книг на русский по сравнению с 2011 г. не изменилось. В 2012 г. книги выпускались в переводе с 94 языков стран ближнего и дальнего зарубежья и народов России. Из общего числа 12515 переводных изданий 7442 названия (59% всех переводов) – это переводы с английского языка, выпущенные тиражом 42310,0 тыс. экз. (в 2011 г. – 8756 названий, выпущенных тиражом 48865,3 тыс. экз.); 1067 названий – переводы с французского (9% от всех переведенных изданий), которые вышли тиражом 7427,0 тыс. экз. (в 2011 г. – 1285 названий тиражом 9084,1 тыс. экз.); 927 названий, вышедшие тиражом 3513,3 тыс. экз. (в 2011 г. – 919 названий, вышедшие тиражом 4132,4 тыс. экз.), – переводы с немецкого (7% от числа всех переведенных изданий).

Кроме того, в 2012 г. в России было издано 1242 наименования книг в переводе с русского на другие языки общим тиражом 3554,5 тыс. экз. (в 2011 г. – 1185 названий общим тиражом 2256,6 тыс. экз.). В истекшем году также было выпущено 2249 издания на 64 языках народов России и зарубежных стран (в 2011 г. – 3023 изданий на 70 языках). Здесь также лидируют издания на английском языке (811 названий общим тиражом 2764,0 тыс. экз.). По отношению к 2011 г. (817 названий общим тиражом 1884,2 тыс. экз.) число изданий, выпущенных на английском, уменьшилось незначительно – на 6 позиций, или на 0,7%, а совокупный тираж, напротив, увеличился почти на 50%.


Может показаться, что доля переводных изданий в национальном издательском репертуаре России сравнительно невелика – всего 10,7% от общего числа выпущенных названий и 12,5% в совокупной массе всех тиражей. Однако эти цифры характеризуют лишь общую картину выпуска переводных изданий. В различных же сегментах литературы доля переводных изданий различна. Достаточно посмотреть доли изданий отечественных и зарубежных авторов в различных видах литературы в 2008-2012 гг. Доля переводных изданий в сегментах художественной (около 30% по названиями и по тиражам) и детской (свыше 20% по названиями и по тиражам) литературы достаточно велика. При этом за прошедшие пять лет доля переводных изданий в сегменте детской литературы заметно выросла – с 14% до 23% в числе выпускаемых названий и с 11% до 20% в тиражах. Увеличилась доля переводных изданий и в тиражах художественной литературы – с 31 до 34%.




Традиционный луч поноса СУПу за невозможность нормально вставить мои любимые таблички

Комментариев нет:

Отправить комментарий