пятница, 20 мая 2016 г.

Развитие Орденских земель - 1.

Как суверен большей части Пруссии и как ключевая сила в Ливонии Тевтонский Орден вел активное развитие имеющихся в наличии зачатков религии, экономики и обороны. В каких объемах и насколько успешно, будет показано далее.
Религиозное развитие.
В религиозном развитии у Тевтонского Ордена была только второстепенная роль помощника епископов, в первую очередь ответственных за это дело. Ему вменялось в обязанность предоставлять в распоряжение Церкви необходимые материальные средства и рабочие руки. Как далеко он был готов идти в этом отношении, указывают установления Кульмской уставной грамоты и мирного договора 1249 года. В уставной грамоте Орден обязался снабдить учреждаемые в Кульме и Торне приходские церкви 88 и 44 хуфенами или 1300 и 650 га земли. Так же приходские церкви должны были сооружаться во всех немецких деревнях и субсидироваться 4 хуфенами. Эта дотация церкви должна была изыматься не из городской или деревенской марки, а из земельной части орденских братьев. Обе городских приходских церкви многим покажутся чересчур богато субсидированными по сравнению с деревенскими. Нельзя забывать, что из дотации они должны были наряду с расходами на церковь также содержать капитул.
В мирном договоре 1249 Орден обязывал жителей Помезании, Вармии и Натангии к строительству 23 приходских церквей. Сам он должен бы „после размежевания страны и по достижении некоторого уровня благосостояния" строить в своей области церкви, субсидировать их и убирать настолько красиво, что пруссы лучше пошли бы молиться в них, чем в леса. 3 области в сумме занимали примерно 10 000 км2Вначале они довольствовались немногими центральными приходскими церквями.
Существовавшие вплоть до периода реформации церкви в Дрексене, Крукене, Лавдте, Реддене и Трукхейме, в которых проповедовали  на прусском, вероятно, происходят из этого раннего периода.
Следовательно, Орден был вполне готов следовать своему долгу создания домов Божьих.
В Курляндии епископ и Орден с 1250 совместно вели строительство 11 церквей. В собственно Лифляндии и Эстляндии, как уже замиренных областях церковное строительство уже довольно далеко продвинулось на момент прибытия Тевтонского Ордена.
Во время Великого восстания 1260 сельские приходские церкви и городские церкви во внутренних землях Пруссии и Курляндии были уничтожены. После восстания сразу началась работа по их восстановлению. Она предусматривала снова для каждого большого селения приходскую церковь, субсидируемую из орденских земель. Орден придерживался тем самым образца метрополии, где существовали немногие центральные церкви, к которым зачастую было приписано множество деревень. Средневековому человеку долгая дорога к его приходской церкви не могла быть нежелательна сама по себе, так как она связывала его с миром и его новостями и предлагала удобный случай для покупки и продажи. Деревенские церкви были снабжены в Пруссии 4 хуфенами, в Курляндии 4 хакенами, это 66 и 33-40 га соответственно.
Сверх этого у курляндских священников было право на 36 фудеров сена, по 30 шеффелей хлеба, ячменя, зерна и на 18 шоттов серебра, на бесплатное жилище и отопление и маленькую денежную и натуральную плату за каждого приходского ребенка старше 14 лет.
Городские приходские церкви снабжались совершенно по-разному. О числе сооруженных приходских церквей можно предполагать только оценочно: для Пруссии на 1378 - 675 приходских церквей, для Помереллии на 1333 - 60, для собственно Лифляндии - 79, для Эстляндии - 45, для острова Эзель -10 и для Курляндии - 28.
На стиль церковного зодчества Ливонии у ордена едва ли было влияние, так как к его прибытию там уже существовала собственная традиция. Прусские церкви, напротив, кажутся словно перенесенными в сакральное орденскими замками. Это придает им некоторую степень своеобразного высокохудожественного обаяния. Деревенские церкви нередко грандиозны по размерам помещений.
В орденских землях церковная служба и миссионерство были очень затруднены первоначально вследствие того, что миссионеры и священники должны были считаться с наличием 9 различных языков: в Пруссии с польским, немецким и древнепрусским, позже также с кашубским, в Ливонии с куршским, земгальским, латгальским, ливским и эстонским. В соответствии с современными церковными принципами миссия и организованная духовная служба должны были бы вестись на различных родных языках. Было ли так и в каком объеме это происходило, не исследовано. Мы знаем единственно, что в Пруссии вплоть до времен реформации существовали церкви, в которых проповедовали по-прусски и что в Браунсберге и Хейльсберге существовали учреждения по подготовке прусских студентов и теологов. Далее, что один брат ордена в Мариенбурге в 1350 написал „Эльбингский вокабуляр", прусский словарь, и много позже священник Абель Вильд - прусский катехизис. Но если читаем в Самбийском церковном уставе 1302 о том, что пруссы могли исповедоваться в крайнем случае через прусского переводчика, а священник должен разучивать в воскресенья и праздники молитвы и религиозные догматы, то нельзя подумать о широком применении прусского языка в церкви, тем более, что Самбия была сильно прусскоязычной областью. Сегодня заключительный вердикт еще, конечно, невозможен.
С распространением немецкого языка в 14-ом и 15-ом веке и вымиранием прусского употребление немецкого в церкви и религиозном обучении более не создавало проблем.
Христианизация пруссов в 14-ом веке может считаться законченной. То, что подтверждено еще много позже исполнение языческих ритуалов, даже жертв, нужно рассматривать только как часть того почти неискоренимого суеверия, которое мы находим и сегодня вопреки всем разъяснениям и мнимому неверию, как у христиан, так и у прочих.
О церковной службе в славянских областях орденских земель мы не осведомлены. В Поммереллии немецкие священники и монастыри действовали еще до орденских времен. Орден должен был здесь только заботиться о них заранее, по мере того как заселение делало дальнейшие успехи. Религиозная восстановительная работа в Поммереллии, где с 1309 по 1336 было возведено 60 приходских церквей, достойна признания.
В каких масштабах братья ордена участвовали в миссионерстве и в собственно церковной службе орденских земель, не зафиксировано. Епископы Кульмерланда и Помезании, Самбии и Курляндии были братьями Тевтонского Ордена. Епископ Вармийский Ансельм, тоже орденский брат, считается самым значимым епископом этой епархии.
В этих 4 епископствах Орден нес, таким образом, полную ответственность за всю религиозную жизнь. Обычно он оставлял за собой, как указывает Кульмская грамота, патронат над церквями в городах и деревнях.
Он мог назначать в силу своих привилегий служить в них братьев ордена. Число их было, безусловно, слишком мало, так что должны были также приглашаться мирские священники.
Собственно, для строго церковных кругов поведение ордена казалось даже предосудительным, когда он противостоял приобретению недвижимости церквями и монастырями и распространению других орденов. Это утверждалось снова и снова. То, что Тевтонский Орден хотел предотвратить возрастание церковного недвижимого имущества, факт. Однако, он был в этом не одинок в своих колониях. Архиепископ Риги запретил еще до вступления Тевтонского Ордена в город Рига продавать земли в городе церквям, и епископ Вармийский Флемминг сделал то же самое в Браунсберге. Да, Тевтонский Орден даже не шел до такого, а только устанавливал в мирном договоре 1249 принцип: церкви должны продавать подаренную недвижимость и довольствоваться доходом. Усматривают из этого, что в орденских землях был правильно квалифицирован неблагоприятный опыт немецкой метрополии. В Германии церковное недвижимое имущество чрезмерно возросло к неодобрению и в ущерб чести церкви. Где мы в орденских землях находим монастыри с большими владениями, они происходят из доорденских времен. В отношении оснований монастырей Орден занимал точно ту точку зрения, которая соответствовала церковным правовым нормам и городским привилегиям: монастыри могут сооружаться только с согласия городов и соборных капитулов.
В следующем списке упомянуты 54 монастыря: 47 из них ведут происхождение из времен до 1400. Из них лежали в Пруссии 27, в Ливонии 11 (6 мужских, 5 женских монастырей), в Поммереллии 19 (3 женских монастыря). Число монастырей вовсе не так незначительно, как часто считается, и при этом Пруссия, где Орден был владельцем больше чем двух третей страны, показывает результат гораздо лучше, чем почти вдвое большая Ливония, где епископские земельные доли составляли полстраны.
Иоанниты: Шлаве-Старгард (сер.12 в), Шёнек.
Калатрава: Тимау (1124).
Цистерцианцы: Буков (1248?), Бышев-Кроне (1251), Доберан, Дюнамюнде (1201), Фалькенау (до 1234), Олива (1178), Падис (в 1305 как развитие Дюнамюнде), Рига (1257), Самбурия, Пельплин (1258).
Августинцы: Хайлигенбайль, Райн, Рёссель (1347).
Премонстранты: Зукау (1143?).
Доминиканцы: Данциг (1227), Диршау (1289), Дорпат (1300), Эльбинг (1238), Гердауэн (1407), Кульм (1233?), Пернау (впервые после 1500), Нарва (впервые после 1500), Нойенбург (1282), Ревель (1240 до 1246), Рига (до 1257), Штольп (1278), Торн (1282).
Францисканцы: Браунсберг (1296), Голуб, Данциг (1419), Кульм (1255), Нойенбург (1282), св.Катарины в Риге (до 1257), Св.Духа в Риге, Торн (1239), Вартенберг (1364), \Велау (1311?).
Кармелиты: Данциг.
Картезианцы: Картхауз под Данцигом (1380).
Бегинки: Эльбинг (до 1300), Кёнигсберг (1409), Рига?
Бенедиктинки: Кёнигсберг (1349 в знак благодарности за победу при Рудау), Кульм, Торн.
Бригиттки: Данциг (до 1396), Мариендаль или Пирита (1407?).
Францисканки: Рига (1478).
Премонстрантки: Штольп (после 1284).
Магдалинки: Марии Магдалины в Риге (1251?,1258).
Цистерцианки: Жарновитц (1279), Лиал, Рига (1255).

Следует упомянуть касательно церковной жизни еще, что орденские земли в праздновании праздников: Троицы, Зачатия Марии, Успения и праздника тела Христова опережала по времени остальной христианский мир: первые 2 праздника были возведены в 1334 и 1340 в государственные праздники, прочие при магистре Винрихе фон Книпроде.

Комментариев нет:

Отправить комментарий