вторник, 8 марта 2016 г.

Политическая борьба за орденские земли.

В области правобережья Двины политический порядок установился задолго до прибытия Тевтонского Ордена. В Ливонии и в стране латгалов Альберт фон Апельдерн добился для себя положения суверена. Но оно было сильно ущемлено, когда он вынужден был отдать в 1210 году одну треть страны братьям меченосцам.


То, что они теоретически оставались держателями лена от епископа, мало изменяло фактическое положение вещей. Для Эстонии по папской булле 1210 года было принято неясное решение: Епископ Риги не должен иметь нигде, кроме как в Ливонии и Леттланде, никаких прав, но Орден Меченосцев должен самостоятельно договариваться о разделе завоеванных им себе областей с назначенными туда епископами или устанавливать границы по указанию Св.Престола. Следовательно, не хватало решения о том, что должно происходить с совместно завоеванными странами. Впоследствии победил тот же самый принцип разделения, что и в Ливонии. Вследствие этого, орден получил одну треть земель в немецких епископствах Дерпт и Эзель-Вик, а 2 трети отходили епископам. В Курляндии то же было установлено в договоре между епископом Энгельбертом и Меченосцами. Этот договор потерял свою прочность со дня битвы при Сауле.

При слиянии Тевтонский Орден встал на ту точку зрения, что Курляндия была возвращена преимущественно им, и поэтому он имеет право, как и в Пруссии на 2 трети страны. Она была признана Вильямом Моденским 7 февраля 1245 года и Св. Престолом 16 октября 1257 года. Договор между епископом Энгельбертом и орденом Меченосцев считается пропавшим, но известен из папской буллы от 16 октября 1257 года. 7 февраля 1245 Вильгельм принял решение, а 21 февраля 1251 он обосновал его тем, что 2 трети Курляндии должны отойти Ордену, поскольку он снова завоевал страну, так как если бы это была часть Пруссии, а Папа подтвердил его распоряжение 16 октября 1257, 25 января и 19 апреля 1260 года.
Владения епископов Ливонии
Владения епископов Ливонии



В Пруссии епископ Кристиан, как уже было сказано, стремился достичь господства над страной. Тем не менее, после его взятия в плен Тевтонский Орден добился, чтобы Св.Престол взял страну под защиту как вотчину Св.Петра и отписал ее ордену на вечные времена; но орден должен был предоставить надлежащую часть учреждаемым в стране епископствам и церквям. По каноническому учреждению 4 прусских епископств епископская доля земель устанавливалась в одну треть. Только епископ Кульма не получал части страны, но сохранял 600 хуфенов земель в собственности и десятину во всей Кульмской земле. Реальное деление затянулось, так как страна еще долго была завоевана только в меньшей своей части. Принятое для Пруссии решение создавало надежную и простую юридическую основу и полностью исключало вместе с тем на будущее споры о владениях между орденом и епископами.

В Ливонии же существовали между орденом и епископами, по крайней мере, действующим архиепископом Риги, спорные моменты. Борьба шла, видимо, преимущественно вокруг того, должен ли орден состоять в ленной зависимости от епископа. Ливонский магистр должен был склониться во французском Сансе 12 декабря 1254 года в присутствии ливонских епископов перед судебным решением Дойчмейстера, что он должен признать старые епископские права и обещать им послушание.

Но в Пруссии нужно было исключить прочих претендентов. Прежде всего, могущественный Любек, который теперь хотел заложить по примеру его колонии Висбю на Готланде такую же на Липце, называемой нынче Преголей, чтобы господствовать в торговле Балтийского моря. Ландмейстер Генрих фон Вейда предоставил 31 декабря 1241 года одну треть Замланда городу под давлением восстания пруссов за оказание помощи. Однако Любек ее не оказал. Поэтому орден тоже не собирался выполнять договор. Но хитрые дипломаты ганзейского города добились 10 марта 1246 года судебного решения епископа Кульма Хейденрейха, по которому строящийся город на Липце должен был получить кроме трети Замланда 2500 хуфенов напротив Бальги, так что он управлял бы более чем 30 000 хуфенов или 4500 кв.км. Тем не менее, дипломаты ордена настояли, что город должен был строиться совместно орденом и Любеком. После этого Любек отказался от своих планов. Это было, без сомнения, удачей для развития Пруссии.

Как курьез можем упомянуть, что Замланд был отписан папой 18 декабря 1252 года королю Норвегии Хакону.

Владения епископов Пруссии
Владения епископов Пруссии



Яблоко раздора между орденом и князем Куявии образовывала маленькая, глубоко вклинивающаяся в область ордена земля Лёбау (Любавская земля). Обе стороны договарились в 1242 году об арбитраже Вильяма Моденского. Но герцог не появился на переговорах ни лично, ни через посланника. В результате орден предоставлял ему 20 сентября 1242 года одну треть Любавы за оказание помощи, а 28 декабря 1254 года - даже половину за отказ Куявии от области Мазур. Последнее князь позволил себе подтвердить Папе в 1253 году. Однако, в сентябре и октябре 1257 года Куявия отказалась от Любавы насовсем. Она должна была перейти наполовину к ордену, наполовину к церкви в Кульмзее. 

Примыкающая к Любаве крошечая земля Михелауэр (Михалёво) оставалась последним анклавом князя Куявского в Пруссии. Орден получил ее в 1304 году в залог за 300 марок серебра. Она должна была остаться за ним, если сумма залога не будет возвращена в течение двух лет. Так как князья не могли и думать об погашении долга, скорее им требовались новые ссуды, они в 1317 году сочли себя вынужденными уступить крошечную страну ордену насовсем.


Орден должен был бороться за Мазурскую область, а также Судавию, называемую Ятвягией, этот юго-восточный бастион Пруссии, защищенный ожерельем озер, против множества конкурентов. Это была древнерусская сфера влияния. В 1254 году орден предоставил князьям Мазовии и Галича по одной трети страны. Но теперь Краков и Куявия тоже выступили в качестве претендентов. Галич, самый опасный противник, и Мазовия вынуждены были отказаться в 1259 году под натиском монголов от Судавии, остальные польские князья выбыли добровольно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий