воскресенье, 6 марта 2016 г.

Великое Восстание в Землях Ордена -5.

Решающего перелома в пользу ордена можно было достичь, конечно, только помощью извне. Она прибыла в годы 1265 и 1266, когда князья Тюрингии, Брауншвейга и Бранденбурга собрали огромную рать. Но мягкие зимы препятствовали серьезным операциям. Папа Урбан IV, который способствовал миру 1249 еще как легат Якоб фон Люттих, неутомимо старался призвать новых крестоносцев. В его короткий понтификат с 1261 до 1264 было издано не менее 22 булл крестового похода. Он побудил также могущественного короля Оттокара II к новому крестовому походу.

Оттокар сделал это, конечно, не как бескорыстный помощник ордена, а в попытке создать свою великую империю, которая должна была протянуться от Балтийского моря вплоть до Адриатики. Он уже добился в 1254 году  руководства армией крестоносцев, имел с 1264 разрешение от папы оставлять за собой все завоевания на севере, получил в 1268 20 и 26 января от папы разрешение на повторное основание литовского королевского трона и свободное распоряжение над всеми отнятыми у язычников странами, обещал помощь ордену в завоевании Галиндии, Судавии и Литвы 19 сентября 1267 года в обмен на гарантии того, что владения ордена останутся в границах 1260 года и требовал почти в то же время от папы возвышения Ольмюца до архиепископства для всех этих областей. Папа отказал в этом, видимо, в булле от 20 января 1268, но 25 января 1268 объявил о своей готовности, перенести в Ольмюц руководство упомянутыми странами. Очень мягкая зима расстроила в 1268 году его предприятие.

Таким образом война в Пруссии тянулась без конца. Лучше шли дела в Ливонии. Здесь братья были в состоянии соорудить в 1265 году 2 могущественных укрепленных замка: Митаву, в сердце Курляндии, и Вайсенштейн в северной Эстонии. Из Митавы они смогли настолько часто беспокоить куршей, что подчинили их себе в августе 1267. Курши получили очень мягкие условия мира: право наследовать до четвертого колена, право убирать по принципу: кто где сеял, он - господин; за это возлагалась на них подать только в 2 шеффеля зерна с каждого хуфа и каждой рабочей лошади, далее по 2 рабочих дня на работах по уборке урожая летом и рубке леса зимой, повинность по строительству замков и участие в военных походах.  В отношении чинша сообщается: 2 лопа ржи или вместо этого 1 лоп ячменя и овса. Одна треть побережья также предоставлялась куршам, в то время как 2 трети должны были отойти ордену. Заключение мира произошло вовремя.

В феврале 1268 года 30 000 русских из Новгорода выступили в Эстонию. Ландмейстер Отто фон Луттерберг сумел, однако, все силы Ливонии бросить им навстречу, 18 000 человек с 180 братьями ордена. При Махольме они сошлись в яростной битве (Некоторые называют ее битвой при Везенберге). В битве нашел свою смерть епископ Дерпта Александр. Русские отступили, понеся потери в 5000 человек. Ландмейстер приказал вывести все корабли и всех моряков в Чудское озеро, переправил все свои вооруженные силы через озеро и поставил под угрозу Псков. Это побудило Новгород к заключению мира. С тех пор могущественная республика отбросила все агрессивные планы против Ливонии. Позже происходили незначительные стычки с Новгородом, как, например в 1367-1371, но в целом на восточном фронте господствовала тишина.

Ландмейстер вскоре предпринял последовательно 3 похода против сильных замков Терветен, Месотен и Суттен.

Теперь орден подчинил себе и земгалов. Они получили в договоре от 6 августа 1272 еще более благоприятные условия чем курши: Зерновой чинш мог оплачиваться в деньгах или шкурках, и ежегодно должны были обеспечиваться 3 дня заседаний суда .

Комментариев нет:

Отправить комментарий