Можно выделить древние легенды, группирующиеся вокруг огромных камней, содержащих отверстия или "следы". Просверлить круглое отверстие в камне означало оплодотворить хтоническую силу, которая проживает в камне. Дождевая вода, скапливающаяся в этих отверстиях, приобретала магические свойства. До недавнего времени балтийские крестьянки, идущие домой с работы, останавливались у таких камней, чтобы снять боли и усталость, омыв себя водой. Камни, найденные на землях балтов, часто гравированы солярными символами и змеями, и очень похожи на те, что существовали в других местах Северной и Западной Европы Бронзового века. Огромный камень в форме женского торса, известный из девятнадцатого века Литвы, обладал магическими свойствами, в частности, как считалось, делал плодовитыми бесплодных женщин. Из описания, сделанного в 1836, мы узнаем, что в Литве были каменные памятники - обычно приблизительно 6 футов высотой, гладко оббитые, и окруженные канавой - которые были посвящены богиням, проводившим свое время в камнях за пряжей человеческих судеб. В 1605 году иезуит сообщал о культе камней в западной Литве: “Огромные камни, с плоской поверхностью, называют богинями. Такие камни покрыты соломой и почитаются как хранители злаков и животных.”
Огромное число рек и озер названы Šventa, Šventoji, Šventupė, Šventežeris, в Литве, и Svētā upe, Svētupe, Svētais ezers в Латвии, именами, происходящими от слов švent-as, švent-a (литовский язык) и svēt-s, svēt-a (латышский), что означает "священный", "святой". Кроме того, есть много рек по имени Alkupė, Alkupis, которые все были священными и почитались в старину, а некоторые из них все еще пользуются уважением. Никто не смел пачкать их живительную воду, которая имела очищающие, заживляющие и плодотворящие свойства. Если цветы и деревья поливали священной водой, они обильно расцветали. Поля окроплялись святой водой, чтобы гарантировать хороший урожай злаков, животных опрыскивали ею, чтобы поддержать их здоровье. Умывание чистой ключевой водой излечило бы глазные и кожные заболевания. В начале лета, во время праздника солнца (ночь Ивана Купала у славян, ночь Святого Иоанна в христианской традиции), люди шли плавать в священных водах, чтобы стать здоровыми и красивыми и для того, чтобы молодые люди вскоре поженились. Святыми были те ручьи и потоки, которые текут к востоку, навстречу солнцу.
Водные духи был красавицами с длинными грудями, очень длинными белыми волосами и рыбьим хвостом. Они были немы. Когда людям случалось увидеть их, они молча смотрели назад, распустив влажные волосы и пряча свои хвосты. Упоминания исторических записей и фольклор сохранили названия отдельного божества рек (литовский Upinis (Упинис)), озер (литовский Ežerinis (Ежеринис)), и морского шторма (литовский Bangpūtys (Бангпутис), “бог волн”, который плывет по бурному морю в лодке с золотым якорем). У латышей была juras māte (Юрас мате), “мать моря”. В описаниях прусских богов от шестнадцатого века мы находим Autrimpas (Аутримпс), бога моря и больших озер; Patrimpas (Потримпс), бога рек и весны; и Bardoyats (Бардойтс), бога кораблей. Было также отдельное божество дождя: литовский Lytuvonis (Лиетуонис), известный из источников шестнадцатого столетия. Божества вод требовали жертвоприношений. Речному богу Упинису, например, жертвовали белых поросят-сосунков, чтобы воды были ясными и прозрачными.
Феи, называемые laumės, необычного вида голые женщины с длинными волосами и длинными грудями, жили в лесах, около водных пространств и камней. Они постоянно смешивались с людьми и, тоскуя по материнству, часто имели обыкновение похищать младенцев или маленьких детей и наряжать их в самую нарядную одежду. Они могли быть как чрезвычайно добродушными так и чрезвычайно несдержанными. Лауме были совершенно иррациональными женщинами. Они могут быстро работать, быстро и прясть и стирать, но разозлившись, они немедленно разрушат дело своих рук.
Своего рода верховной богиней, общей для всех балтов, была Laima (Лайма), богиня судьбы. Она распределяла человеческое счастье и несчастье, а также определяла длину жизни человека. Она управляла не только человеческой жизнью, но также и жизнью растений и всех живых существ. Ее название неотделимо от laimė, "счастья". Судьба обычно появляется в форме этого божества, но упоминаются в сказаниях три или даже семь богинь судьбы, аналогичных греческим moirae-мойрам и германским Nornen- норнам. В литовских песнях о ней иногда называют двойное имя Laima-Dalia (Лайма-Далия), "счастье" и "судьба". У латышей также была Dekla (Декла), которая сильно сочувствовала человеческой жизни, заботилась о маленьких детях, и оплакивала рождение ребенка, которому была предопределена несчастная жизнь. Лайма, хотя и тесно соприкасается с земной жизнью, связана своими функциями с Dievas (Диевасом), богом неба, и с Солнцем.
Великий импульс земли, дарующий рождение, согласовывался с динамизмом неба и мужского начала природы, обеспечивающего стимулирующие жизнь и поражающие зло силы. Оживляющие и динамичные силы небесных тел - солнца, луны и звезд - и явлений, таких как гром, молния, огонь и радуга; самцы, такие как олень, бык, жеребец, козел, баран, петух, лебедь и самцы других птиц; а также рептилий - змей и жаб, как все верили, осуществляли большое влияние на развитие растений и животных и человеческую жизнь. Божественное значение несущих жизнь и свет сил вдохновляло персонификацию солнца, луны, утренней и вечерней звезды, грома и ясного неба, давая начало образам небесных божеств. Самцы животных, птиц и рептилий, из-за их сексуальной природы или их способности предсказывать изменения погоды и регулярное пробуждение природы, стали непременными спутниками небесных божеств.
Огромное число рек и озер названы Šventa, Šventoji, Šventupė, Šventežeris, в Литве, и Svētā upe, Svētupe, Svētais ezers в Латвии, именами, происходящими от слов švent-as, švent-a (литовский язык) и svēt-s, svēt-a (латышский), что означает "священный", "святой". Кроме того, есть много рек по имени Alkupė, Alkupis, которые все были священными и почитались в старину, а некоторые из них все еще пользуются уважением. Никто не смел пачкать их живительную воду, которая имела очищающие, заживляющие и плодотворящие свойства. Если цветы и деревья поливали священной водой, они обильно расцветали. Поля окроплялись святой водой, чтобы гарантировать хороший урожай злаков, животных опрыскивали ею, чтобы поддержать их здоровье. Умывание чистой ключевой водой излечило бы глазные и кожные заболевания. В начале лета, во время праздника солнца (ночь Ивана Купала у славян, ночь Святого Иоанна в христианской традиции), люди шли плавать в священных водах, чтобы стать здоровыми и красивыми и для того, чтобы молодые люди вскоре поженились. Святыми были те ручьи и потоки, которые текут к востоку, навстречу солнцу.
Водные духи был красавицами с длинными грудями, очень длинными белыми волосами и рыбьим хвостом. Они были немы. Когда людям случалось увидеть их, они молча смотрели назад, распустив влажные волосы и пряча свои хвосты. Упоминания исторических записей и фольклор сохранили названия отдельного божества рек (литовский Upinis (Упинис)), озер (литовский Ežerinis (Ежеринис)), и морского шторма (литовский Bangpūtys (Бангпутис), “бог волн”, который плывет по бурному морю в лодке с золотым якорем). У латышей была juras māte (Юрас мате), “мать моря”. В описаниях прусских богов от шестнадцатого века мы находим Autrimpas (Аутримпс), бога моря и больших озер; Patrimpas (Потримпс), бога рек и весны; и Bardoyats (Бардойтс), бога кораблей. Было также отдельное божество дождя: литовский Lytuvonis (Лиетуонис), известный из источников шестнадцатого столетия. Божества вод требовали жертвоприношений. Речному богу Упинису, например, жертвовали белых поросят-сосунков, чтобы воды были ясными и прозрачными.
Феи, называемые laumės, необычного вида голые женщины с длинными волосами и длинными грудями, жили в лесах, около водных пространств и камней. Они постоянно смешивались с людьми и, тоскуя по материнству, часто имели обыкновение похищать младенцев или маленьких детей и наряжать их в самую нарядную одежду. Они могли быть как чрезвычайно добродушными так и чрезвычайно несдержанными. Лауме были совершенно иррациональными женщинами. Они могут быстро работать, быстро и прясть и стирать, но разозлившись, они немедленно разрушат дело своих рук.
Своего рода верховной богиней, общей для всех балтов, была Laima (Лайма), богиня судьбы. Она распределяла человеческое счастье и несчастье, а также определяла длину жизни человека. Она управляла не только человеческой жизнью, но также и жизнью растений и всех живых существ. Ее название неотделимо от laimė, "счастья". Судьба обычно появляется в форме этого божества, но упоминаются в сказаниях три или даже семь богинь судьбы, аналогичных греческим moirae-мойрам и германским Nornen- норнам. В литовских песнях о ней иногда называют двойное имя Laima-Dalia (Лайма-Далия), "счастье" и "судьба". У латышей также была Dekla (Декла), которая сильно сочувствовала человеческой жизни, заботилась о маленьких детях, и оплакивала рождение ребенка, которому была предопределена несчастная жизнь. Лайма, хотя и тесно соприкасается с земной жизнью, связана своими функциями с Dievas (Диевасом), богом неба, и с Солнцем.
Великий импульс земли, дарующий рождение, согласовывался с динамизмом неба и мужского начала природы, обеспечивающего стимулирующие жизнь и поражающие зло силы. Оживляющие и динамичные силы небесных тел - солнца, луны и звезд - и явлений, таких как гром, молния, огонь и радуга; самцы, такие как олень, бык, жеребец, козел, баран, петух, лебедь и самцы других птиц; а также рептилий - змей и жаб, как все верили, осуществляли большое влияние на развитие растений и животных и человеческую жизнь. Божественное значение несущих жизнь и свет сил вдохновляло персонификацию солнца, луны, утренней и вечерней звезды, грома и ясного неба, давая начало образам небесных божеств. Самцы животных, птиц и рептилий, из-за их сексуальной природы или их способности предсказывать изменения погоды и регулярное пробуждение природы, стали непременными спутниками небесных божеств.
Комментариев нет:
Отправить комментарий