По Эриху Машке в переводе В.Соловьевой.
А то может кто-то думал, что про то, где спать и что есть я для красного словца ляпнул.
Святой рыцарский орден госпиталя пресвятой Девы Марии немецкого дома немало позаботился о том, чтобы его украшали собой многие почтенные члены. Ибо они рыцари и избранные воины, что из любви к закону и отечеству сильной рукою истребляют врагов веры. Движимые безграничной любовью, они также и странноприимники гостей и паломников, и бедняков. И служат они также с душевной пылкостью из сострадания к хворым, что лежат в госпитале. Из преамбулы
Во славу Святой Троицы даны здесь правила братьев госпиталя пресвятой Девы Марии немецкого дома в Иерусалиме; они подразделяются на три части. В первой части говорится о целомудрии и послушании и о жизни без собственности. Во второй части говорится о госпиталях, как и где надлежит их содержать. В третьей части говорится о заповедях, которые братья обязаны соблюдать. Вот правила братьев Немецкого дома пресвятой Девы Марии
ландкомтур с советом мудрейших братьев сие одобрит или не одобрит. В других же домах этого ордена, где нет госпиталя, не следует возводить госпиталей без особого распоряжения магистра с советом мудрейших братьев.
А то может кто-то думал, что про то, где спать и что есть я для красного словца ляпнул.
Здесь говорится об основных заповедях: о целомудрии и послушании и о том как жить без собственности
Три заповеди, изложенные в этих правилах, являются устоями всякой духовной жизни. Первая есть вечное целомудрие, вторая есть отказ от собственной воли, то есть послушание до самой смерти, третья есть обет бедности, дабы жить без собственности. В трех этих вещах — целомудрии, послушании и жизни без собственности — заключается сила этих правил, столь незыблемая, что магистр ордена не вправе освободить от них кого-либо, ибо, нарушив раз, уничтожишь правила совершенно.
Да пребудет их имущество и наследство в общине
Однако вследствие больших расходов братьев, которые имеют они благодаря многим людям, госпиталям и рыцарскому служению, благодаря хворым и бедным, пусть владеют они сообща от имени ордена и их капитула движимым и недвижимым наследуемым имуществом, как-то: земли и пашни, виноградники, мельницы, крепости, деревни, приходы, капеллы, десятины и прочее, насколько позволяют им их привилегии. И да владеют они по вечному праву также людьми, женского и мужского пола, слугами (кнехтами) и служанками.
О содержании госпиталей
Поскольку предпочел этот орден рыцарскому служению госпитальное, как ясно сие из его названия, ибо именуется он госпиталем, то постановляем, чтобы в главном доме или там, где рекомендуют магистр и капитул, во все времена содержался госпиталь. Если же пожелают учредить где-либо уже существующий госпиталь с его доходами, пустьландкомтур с советом мудрейших братьев сие одобрит или не одобрит. В других же домах этого ордена, где нет госпиталя, не следует возводить госпиталей без особого распоряжения магистра с советом мудрейших братьев.
Как и во что надлежит братьям одеваться
Братьям ордена позволено использовать и носить изо льна рубахи и исподнее, штаны и простыни, постельные принадлежности и другие вещи, как им будет впору. Прочая одежда, которую носят они сверху, должна быть духовного цвета. Рыцарям надлежит носить белые плащи как знак принадлежности к рыцарству, однако в остальном они не должны отличаться одеждой от других братьев. Постановляем, чтобы на накидке, плаще и воинском одеянии каждый из братьев носил черный крест, особо свидетельствующий о его принадлежности к ордену.
Как и где надлежит братьям спать
По справедливости, все здоровые братья спят вместе в одном помещении, однако старший может приказать, чтобы некоторые братья, принимая во внимание их должности, спали где-либо в ином месте. И когда они спят, должны они лежать подпоясанными поверх их рубах и в исподнем и штанах, как и подобает людям духовным. Каждому также надлежит спать отдельно, если нет необходимости в ином. Там, где спит большинство братьев, не должно быть ночью недостатка в свете.
О том, что не должны братья иметь особых замков
Членам ордена надлежит всячески сторониться собственности, а потому мы желаем, чтобы у братьев, живущих в домах ордена, не было замков на их шкафах или иных вещах, которые могут быть заперты. Исключение составляют братья, находящиеся в отъезде, и должностные лица, которым такие вещи полагаются ввиду их службы для общего блага дома.
О том, что относится к рыцарскому служению
Поскольку целью ордена является в особенности рыцарское служение для борьбы с врагами креста и веры и поскольку, учитывая боевые обычаи стран и врагов, в бою необходимо использовать различные средства и виды оружия, то касательно всего того, что относится к рыцарской службе — коней, оружия, слуг и других вещей, используемых братьями в бою — решение вверяется старшему среди них. Ему надлежит все правильно организовать и решить, воспользовавшись советом мудрейших братьев той земли, где ведется война, или, по меньшей мере, присутствующих, если задержка, необходимая для вызова других, сулит опасность. Но особое внимание следует обратить на то, чтобы не использовали без нужды седла, узды и щиты позолоченные, посеребренные или покрашенные в иной мирской цвет. Не должны иметь чехлов древки копий, щиты и седла, однако надлежит покрывать отточенные наконечники копий, с тем чтобы они были острее и могли лучше поразить врага.
Как братьям надлежит жить в братской любви
Всем братьям надлежит относиться друг к другу так, чтобы добросердечие и лад, свойственные имени «брат», не обратились в жестокосердие, но должны они к тому прилагать усилия, чтобы жить согласно в братской любви и благосклонно являть друг другу дух кротости и чтобы по праву можно было сказать о них: как хороша и как радостна жизнь братьев в согласии. Дабы всякий, если он может, нес бы ношу другого, и, по слову апостола, каждый старался бы уважать другого.
Как братьям надлежит собираться на советы
Если магистр ордена или его заместитель намереваются окончательно договориться о чем-либо и полагают, что это касается всего ордена, или желают назначить и сместить с должности или продать земли, для чего требуется позволение магистра и капитула, или принять в орден братьев, тогда необходимо собрать всех присутствующих братьев, и совету лучших из них надлежит последовать магистру и его заместителям. Однако если нет среди них единого мнения о том, кто лучшие из них, определить это надлежит магистру или его представителям, но смотря не по множеству братьев, а по их благочестию, опытности, почтенности и благоразумию. Прочие мелкие совещания могут они проводить лишь с участием наиболее мудрых братьев, которые при них состоят. Мелкие дела они могут разрешить и сами.
Как братьям надлежит подавать людям добрый пример
Отправляясь в поход на врага или по другому делу, братья должны добрым примером своих деяний — ибо крест, символ доброты, носят они снаружи как знак их ордена — и нужными словами доказывать людям, что Бог с ними и в них. Ночуя в пути, также после вечерней и перед утренней молитвой могут они говорить о вещах полезных и благонравных, но только не на постоялом дворе, после того, как была ими произнесена вечерняя молитва, кроме соответственно описанного выше случая. Надлежит им избегать мест и хозяев с дурной славой, если о том им известно. Если ночуют они на постоялом дворе, то пусть свет горит ночью рядом с их постелями, если раздобыть его не составляет большого труда, дабы не навредили они этими заботами своей доброй репутации. Когда переезжают они в пути с места на место, то могут они довольствоваться богослужением тех, к кому прибыли, а, вернувшись домой, усталые от строевой службы и долгого пути, могут они на следующее утро пропустить заутреню, испросив на то позволение. Однако не только уставшие с дороги могут получить на то позволение, но и те, кто занят полезными для дома делами. Братья не должны посещать свадьбы, рыцарские и иные публичные собрания, а также театральные представления, кои своей мирской манерой исполнения служат дьяволу, если только не понуждают их к тому дела их ордена или борьба за человеческую душу. Братьям следует избегать разговоров с женщинами, в особенности с молодыми, в сомнительных местах и в неподходящее время; целовать же женщин, что является прямым признаком нечистоты и мирской любви, тем более запрещено, и они не могут целовать даже своих матерей и сестер. Никому из братьев не следует помогать в делах непозволительных отлученным от церкви и тем, чье отлучение от церкви объявлено публично. Братьям не следует становиться крестными, если только возможному крестнику не грозит смерть.
Об испытательном сроке для желающих вступить в орден
Тому, кто вступает в общину этого почетного братства, следует дать подобающий испытательный срок, дабы мог он изведать строгость ордена и нравы братьев, если только не откажется он от этого права, заручившись позволением тех, кто его принимает, и не примет сразу же полное послушание. И тогда старший, присутствующий там, либо священник должен дать ему плащ с крестом, освященный обычной молитвой и окропленный святой водой, ибо только орденское платье с крестом отличает братьев, которые уже дали обет послушания, от послушника.
Как надлежит принимать в орден детей
Мы также желаем, чтобы ни одного ребенка не облачали и не принимали в орден, пока не достигнет он четырнадцати полных лет. Если же отец или мать, или опекун приводит ребенка, не достигшего четырнадцати лет, либо если дети приходят сами, и если их хотят принять в орден, то надлежит их воспитывать в духе благочестия до этого возраста, а потом, если сами они и братья на то согласны, принять в орден как обычно.
О том, как магистру надлежит заботиться о братьях
То, что прут лежал в ковчеге вместе с хлебом небесным, показывает нам, что и в вожде должны присутствовать два качества: милосердно увещевающее сострадание и добивающееся справедливости повиновение. Оттого магистр, поставленный над всеми остальными и призванный сам всем братьям подавать пример добрыми деяниями, должен также строго предупреждать беспокойных, принимать немощных и заботиться о больных и быть ко всем им терпеливым в своей кротости. В руке должен он нести розгу и жезл, по слову пророка: недремлющая розга, чтобы во время ночного бдения пас он сам свое стадо, бдительно изгоняя смертельный сон и пренебрежение святым благоговением из носящих их в себе и карая за всякое непослушание с усердием справедливости; а жезл нужен затем, чтобы отеческой любовью и состраданием поддерживать сердца слабые и разбитые горем, дабы не изнурило их отчаяние одиночества и дабы слабые стали сильнее.
О скромности лиц, исполняющих должности
Всем братьям, исполняющим должности, будь они большими или малыми, надлежит стараться быть добросердечными и скромными, давая другим братьям то, что им причитается, или отказывая в этом, чтобы по их вине другие не были опечалены. Не следует им ни с кем поступать так, как они не хотят, чтобы другие с ними поступали, но как хотят они, чтобы другие с ними поступали, так следует и им поступать с другими. И самих себя им надлежит считать более слугами других, нежели их господами. И не только один брат должен добровольно поступать так по отношению к другому, но всем братьям надлежит стараться быть примером праведного жития, справедливости и повиновения для всех людей, с коими они имеют дело.
О трапезе братьев и магистра
Сидеть магистру и всем здоровым братьям надлежит за столом для собраний и вкушать надлежит одинаковые пищу и напитки. Братья, прислуживающие за столом, должны стараться равномерно раскладывать кушанья и разливать питье, однако магистру надлежит рыбы и мяса давать столько, сколько четверым другим братьям, чтобы мог он наделить из своего избытка братьев, которые должны удовлетворить свой голод, или кого он сам пожелает.
Благоразумие в поступках
Во всех предстоящих делах надлежит принимать во внимание время, место, способ и возможность их исполнения, а также то, что действовать следует благоразумно.
О послушании, к которому братьям надлежит стремиться
Поскольку благодаря послушанию можем мы вернуться туда, откуда нас изгнали за непослушание, братьям надлежит жить в смирении и во всем преломлять свою волю. Своенравных же надлежит укрощать с помощью выговоров, порицаний и строгих наказаний, ибо, щадя строптивых, ослабевает и сам орден.
О том, что любовь озлащает все благие начинания
Утверждают, что Соломон покрыл позолотой храм и все, что было внутри него, и велел изготовить золотые щиты. Золото украшает, щиты оберегают. Если же недостает нашему Божьему дому золота любви, то и мы не защищены и не украшены, ибо любовь есть основа духовной жизни, она придает силы и утешает тех, кто в труде, и она есть плод и награда для верных. Без любви ни орден, ни труд не знают истинной святости, но лишь подобие святости. Любовь — это клад, с которым и бедняк, что имеет его, богат, и без которого богатый, что не имеет его, беден. И потому должны все братья с прилежанием стремиться не только не обременять друг друга, но проявлять по отношению друг к другу любовь, услужливость и покорность, дабы возвыситься на небесах, ибо сказано в Евангелии: и да возвысится тот, кто унижен.
Когда проводится генеральный капитул
Каждый год 14 сентября надлежит проводить генеральный капитул. На него следует собирать комтуров из Армении и с Кипра и других, которых магистр намерен привлечь к совету. Если созывают генеральный капитул, то все должностные лица, которых назначают на генеральный капитул, должны предварительно сложить с себя свои обязанности. Братьям, обремененным меньшими поручениями, надлежит исполнить то же самое, обращаясь к магистру и братьям, которых он пожелает включить в капитул, или к тому, кто в тот момент является старшим. Ландкомтурам также надлежит раз в год собирать генеральный капитул, заставляя своих подчиненных отказаться от поручений на время капитула, таким образом, каждое должностное лицо дает письменный отчет в принятии и сдаче дома с деньгами и долгами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий