четверг, 24 сентября 2015 г.

Пруссы и Орден

Оценка завоевания Пруссии Орденом обычно колеблется между двумя полюсами: на первом - миф о тотальном геноциде мирных пруссов псами-рыцарями с последующим заселением территории немецкими колонистами - так сказать "борьба за лебенсраум" по средневековому. На втором - миф о том, как кроткие и миролюбивые братья прививали христианство, гуманизм и цивилизацию кровавым дикарям-язычникам - "бремя белых" одним словом.

Начать стоит с того, что пруссы, естественно, не были такими уж миролюбивыми благородными дикарями. Они и сами были не прочь понабегать на соседей, и внутри их земли царила совершенно мрачная помесь протофеодализма с пережитками родоплеменных обычаев. Пруссы развлекались кровной местью, женщин считали за имущество, покупая их и зачастую пользуя совместно, отец мог спокойно убивать сыновей и дочерей. При этом хозяйство пруссов было довольно примитивным, и можно только догадываться, какими методами прусские протофеодалы сколачивали свои "состояния".
Орден, однако же, тоже был далек от образа кроткого агнца. И пруссов при покорении явно погибло множество. Сколько точно мы не узнаем, но очень много. Прямые свидетельства содержатся в орденских хрониках, без лишних экивоков говорящих об истреблении и грабеже прусского населения целых областей. Косвенные свидетельства тоже говорят сами за себя - если орден нашел столько пустующих земель для строительства замков, городов, привлечения немецких колонистов и переселения пруссов-скаловов с территории, занимающей половину нынешней Калининградской области, то огромное количество пруссов, заселявших ранее эти земли, явно не само собой испарилось. Вместе с тем, говорить о геноциде не приходится.

Братья отнюдь не стремились истребить всех пруссов. Им было достаточно покорить их и христианизировать.

Причем, учитывая сложные отношения Тевтонского ордена с епископами и подчиненными им клириками - христианиация здесь скорее сводилась к требованию соблюдения внешних приличий. Никакая инквизиция под Орденом разгуляться особо не могла.

Так что пруссы не вымерли и не ассимилировались. К началу 15 века население Пруссии оценивается историками в полмиллиона человек, из них пруссов - около 300 тысяч. Остальные 200 тысяч - немцы, кашубы, мазуры и прочие польские племена. Имеются факты, говорящие о том, что многие орденские рыцари знали прусский язык. Оно и понятно, он им был необходим для руководства прусскими витингами, находившихся на службе у ордена.

После реформации 1525 года по личному распоряжению герцога Альбрехта богослужебные книги переводились на прусский язык. В 16 веке пастор кирхи Побеттен – Романово (Зеленоградский р-н) перевёл катехизис. В тех деревенских приходских церквях, где священники не знали прусского языка, они пользовались услугами переводчиков. До конца 17 в. прусский язык был ещё живым. По крайней мере, известно множество свидетельств, что в быту прусские крестьяне пользовались своим родным языком.
Основной удар по еще не онемеченным пруссам нанесла эпидемия чумы 1709-10 годов. Пруссия потеряла тогда 2/3 своего населения. По видимому, прусские деревни в большинстве своем тогда вымерли, а на их место пришла уже новая волна переселенцев.

Тем не менее ещё в конце 19 в. дворянство прусского происхождения (уже целиком онемеченное) на Замланде (Зеленоградский р-н) преобладало над немецким как 3 к 2. В районе Меденау - Логвино семья фон Таубенхайм, фон Тизель, фон Дальтитц, фон дер Альбс. Эти на первый взгляд немецкие фамилии все имеют прусские корни с германизированными окончаниями. Старейшая прусская дворянская фамилия фон Пербандт родоначальником которой был прусский вождь Склоде из района Кведнау (сейчас Северная гора) известна с 13 века. Род начинается с Матиеса фон Виндекайм по прозванию Пербанд. Этот древнейший известный прусский дворянский род существует до сегодняшнего дня. В целом многие прусские фамилии продолжают существовать до сегодняшнего дня. Как пример: Лепа, Лушнат, Дабеке, Толе и т.д.

Немецкий язык в Пруссии подвергся большому влиянию пруссов говорящих на этом языке. Первоначально это был акцент с которым говорило местное население на немецком языке. Но некоторый акцент закрепился в языке и использовался даже немцами проживающими в Пруссии. К 20 в. это послужило образованию Восточно-Прусского диалекта немецкого языка. Он отличался своей мягкостью, несколько длиннее звучала «У» и особый звук «Э».

С конца 70-х годов в Германии существует общество «Толькемита». Обществом были сделаны попытки возрождения прусского языка. Неоднократно члены Толькемиты обращались к Топорову с просьбой, чтобы он продолжил составление прусского словаря, не законченного им в 70-80 годах. Предлагалась финансовая поддержка. К сожалению Топоров не смог продолжить свой труд, ссылаясь на преклонный возраст и здоровье.

Со второй половины 90-х годов обществом «Толькемита» неоднократно делались попытки получить статус нацменьшинства. Но все обращения в бундестаг и в Министерство культуры наткнулись на отказ. Причина была одна, отсутствие на сегодняшний день живого прусского языка. Уже много лет обществом Толькемита издаются журналы и научные исследования по истории, этнографии, языку и религии пруссов. В 1999 г. был издан «Базовый русско-прусский словарь» для дальнейшей рекреации лексики (Замландский диалект). Автором этого словаря является русский, имеющий литовское гражданство, он издал книгу под прусским псевдонимом Миккелс Клуссис. Словарь посвящён «Памяти Зигрид фон Пербандт потомка прусской знати 13 в. идеолога возрождения пруссов». Книга была издана с поддержкой объединения Толькемита.

Регулярно проводятся конференции на которые приглашаются пруссы, которых судьба раскидала по разным странам. В 2001 г в Германии и части Литвы был проведён опрос среди жителей бывшей Восточной Пруссии. В нём на вопрос "кем вы себя ощущаете, немцем, литовцем или пруссом" около 2-х миллионов людей причислили себя к пруссам.

Таким образом, хотя Орден и истреблял пруссов в товарных количествах, но прямо в их исчезновении он никоим образом не виноват. Подобная двойственность характерна и для всех прочих сторон орденско-прусских взаимоотношений. С одной стороны все пруссы были сделаны им лично свободными - с другой стороны все они находились в полной воле Ордена. Даже прожив несколько поколений в городе и полностью онемечившись, прусс не мог получить гражданство города - он оставался полностью под юрисдикцией Ордена. С другой стороны, помешанный на дисциплине и забюрократизированный Орден был все-таки защитой от произвола и беззакония господ. Передавая земли в собственность других владельцев, Орден стремился всячески оградить пруссов от их произвола, устанавливая допустимый размер повинностей и платежей, которые могли взиматься с пруссов. С одной стороны, взимая чисто символические налоги как суверен, Орден все-таки оставался крупнейшим феодалом Пруссии, и, следовательно, богател за счет пруссов, зависевших от него как землевладельца.

Но при этом неоспорима огромная заслуга Ордена в усилиях по повышению урожайности, мелиорации земель, разведению новых пород скота и доселе неизвестных пруссам культур.

В общем, взаимоотношения пруссов и ордена по сути - практически неизученная тема и поистине богатейшее месторождение для гуманитарных наук.

Комментариев нет:

Отправить комментарий