После первого прусского восстания (1242-1249 гг) Орден при посредничестве папского легата заключил с побеждёнными пруссами Христбургский договор от 7 февраля 1249 г. По этому договору пруссам, изъявившим покорность Ордену и принявшим христианство, предоставлялась личная свобода.
Если по древнему прусскому обычаю наследство переходило только сыновьям, то Орден такое право распространил и на дочерей, родителей и иных родственников умершего. Кроме того, Христбургский договор гарантировал пруссам Помезании, Вармии и Натангии почти неограниченное право распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, включая право на завещание. Единственным исключением стало условие, согласно которому землю, доставшуюся по завещанию духовному лицу или церкви, надлежало в течение года продать кровным родственникам умершего. Это условие было оговорено Орденом с целью не допустить усиления епископств, которым принадлежали церкви на территории орденских владений. Более того, церковная десятина, которую обязано было платить все население Западной Европы, в Пруссии была уменьшена в 14-15 раз. Епископам, которым в дальнейшем выделялась треть завоёванных территорий, запрещалось увеличивать с пруссов ранее установленные Орденом подати.
Налоги в Пруссии в орденское правление XIII-XIV вв. были самыми малыми в Европе, что крайне удивляет современных исследователей. Налог в XIII в. как правило, состоял из двух частей: денежной и натуральной. Денежный налог составлял 1 кёльнский пфенинг или 5 кульмских (Кульмский пфенинг равнялся 0,3 грамма серебра). Натуральная часть налога уплачивалась ордену в виде 2 марок воска (Одна весовая марка 190 г). Итого в год набегало 1,5 грамма серебра и 380 граммов воска. По западно-европейским меркам объём такого налога носил в основном символический характер. Как раз это подчёркивается и прямым указанием в Кульмской грамоте, что налог вносится в знак признания господства Тевтонского ордена. "
Внёсший налог … должен будет находиться под нашей юрисдикцией, а мы милостиво обязуемся защищать его от тех, кто причинит ему несправедливость и, насколько это в наших силах, возьмём его под свою защиту. Вышеупомянутый чинш (налог) они должны уплачивать ежегодно в день святого Мартина или в течении 15 следующих за ним дней."Если по древнему прусскому обычаю наследство переходило только сыновьям, то Орден такое право распространил и на дочерей, родителей и иных родственников умершего. Кроме того, Христбургский договор гарантировал пруссам Помезании, Вармии и Натангии почти неограниченное право распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, включая право на завещание. Единственным исключением стало условие, согласно которому землю, доставшуюся по завещанию духовному лицу или церкви, надлежало в течение года продать кровным родственникам умершего. Это условие было оговорено Орденом с целью не допустить усиления епископств, которым принадлежали церкви на территории орденских владений. Более того, церковная десятина, которую обязано было платить все население Западной Европы, в Пруссии была уменьшена в 14-15 раз. Епископам, которым в дальнейшем выделялась треть завоёванных территорий, запрещалось увеличивать с пруссов ранее установленные Орденом подати.
Налоги в Пруссии в орденское правление XIII-XIV вв. были самыми малыми в Европе, что крайне удивляет современных исследователей. Налог в XIII в. как правило, состоял из двух частей: денежной и натуральной. Денежный налог составлял 1 кёльнский пфенинг или 5 кульмских (Кульмский пфенинг равнялся 0,3 грамма серебра). Натуральная часть налога уплачивалась ордену в виде 2 марок воска (Одна весовая марка 190 г). Итого в год набегало 1,5 грамма серебра и 380 граммов воска. По западно-европейским меркам объём такого налога носил в основном символический характер. Как раз это подчёркивается и прямым указанием в Кульмской грамоте, что налог вносится в знак признания господства Тевтонского ордена. "
Упоминаемый день св. Мартина – 11 ноября. Это был традиционный день уплаты податей, приуроченный к окончанию сельскохозяйственных работ. Всего для уплаты налога давалось 15 дней. Однако дело не столько в денежных суммах получаемые от земледельцев (они, как уже сказано, были невелики) сколько в намерении орденских властей подчеркнуть свои суверенные права на завоёванные территории.
Когда к середине 15 в. после поражения в Грюнвальдской битве 1410 г. и последующего финансового кризиса положение ордена резко изменилось, он был вынужден постепенно ввести нормальные налоги. В среднем 16 скотов (1 скот = 30 пфенингов) с хуфа (17,03 гектара), то есть в 96 раз больше привычного налога в Пруссии.
После завоевания прусской земли Бартия, Орден в 1255 г захватил Самбию и продолжил наступление на Надровию. Все вновь принявшие христианство пруссы пользовались правами Христбургского договора.
В 1260 г началось второе восстание пруссов, которое затянулось на 12 лет. В этом восстании не приняли участия только Кульмская земля и Помезания. За предательство многие пруссы потеряли предоставленные им ранее привилегии. В то же время часть пруссов со своими вождями остались верны ордену, о чём имеется большое количество упоминаний в орденских хрониках. С этого времени Орден счёл себя вправе в индивидуальном порядке решать вопрос о статусе отдельных пруссов. Тем не менее орден подходил с большой осторожностью к этому вопросу и многие знатные пруссы, замешанные в восстании и даже бежавшие в Литву, были прощены и вернулись на родину.
http://apb-to.jimdo.com/%D1%82%D0%B5%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B0/%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD-%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D1%8B-1/
Комментариев нет:
Отправить комментарий