2.2. Спрос на демократию
Демократия - важное свойство легитимной конституции и востребована как система, необходимая для управления социальными конфликтами. Как минимум, демократия ассоциируется с равенством граждан и их эффективном участии в управлении, через представительство и участие в принятии правительственных решений. Инструмент оценки состояния демократии, разработанный Международным институтом демократии и содействия выборам (International IDEA) это набор из 14 вопросов, которые можно использовать для создания конституции с учетом различных аспектов.
Взаимодействие между движущими силами изменений и их институциональными интересами влияет на демократизацию. В Индии пропорциональное представительство меньшинств в Учредительном собрании, где полностью доминирует партия Индийский национальный конгресс, удалось принять благодаря положению о включении в Конституции Индии (1949) - положению, которое впоследствии было расширено с течением времени благодаря движению социальной справедливости предусмотренному конституцией же. Таким образом, конституционное строительство, которое включает в себя и дает возможность участия всем законным группам, участникам и заинтересованным сторонам, приведет к организационным решениям, которые укрепят, а не ослабят демократизацию. Практикам нужно сформулировать критерии для оценки качества или уровня демократичности, основанного на включении и участии.
Есть несколько конкретных институциональных конструкций и процессов, которые укрепляют демократизацию, хотя многое зависит от контекста. Они включают в себя защиту прав человека, доступ к правительственной информации, степень политической, административной и экономической концентрации или децентрализации, а также властные отношения между законодательной и исполнительной ветвями власти, и описаны в последующих главах самоучителя. Замечания по начальной стадии проектирования этих институтов следующие:
• отсутствие демократических институтов может быть проблемой для инициации конституционного строительства.
• большое внимание необходимо уделить типу избирательной системы, который определяет представительность. В связи со сделанным выбором могут возникнуть новые конфликты.
• новые правовые рамки могут сфокусировать внимание на выборах представителей в основные органы, уделив меньше внимания процедурным правилам, которые необходимы для поддержания демократического процесса принятия решений.
• Иногда, чтобы облегчить изменения, идут на сделки со старой гвардией. Они приводят к недемократическим моментам в демократической со всех прочих сторон конституции. Если члены старой автократии завоевывают позиции в новом конституционном порядке, их новые руководящие должности снижают возможности правовой защиты их жертв. Эти соглашения также противоречат нормативным обязательствам, расцениваясь большинством как беспринципные и несправедливые.
• Необходимость для выработки конституции мандата от избирателей, или доверия к выборам - приоритетна для принятия новой конституции, и связана с конечным успехом.
Риск заключается в том, что демократизация понимается как победа на выборах с акцентом на конкуренции за избирателя. Демократизация на практике более сложный процесс, требующий консенсуса по политическим вопросам множества групп.
• Не все участники процесса привержены демократии как результата, даже если они согласятся участвовать в демократическом процессе. Они могут свести демократизацию к процессу достижения власти, а не обеспечению народного контроля над правительством.
• Вы также должны понимать, что политические деятели используют процесс для продвижения своих интересов в новых институтах власти. Возникающая угроза демократии коренится в том, что новые институты будут вырваны из конституционного поля в исключительное пользование, разжигая конфликт интересов.
• Наконец, демократизация может быть востребована как конституционный процесс даже если на практике доминирует одна политическая партия или группа. Доминирующая партия и предопределяет позицию по конституции или имеет свой собственный конституционный проект. Риск в том, что весь процесс сосредоточится на власти и привилегиях, которые достанутся доминирующей группе, а не на прочих неотложных конституционных дилеммах.
Стоит отметить, что прочие стороны демократии столь же важны. Стремясь связать демократизацию с экономическим развитием, задайтесь вопросом: конституционное строительство поможет бедным?
Ответ зависит от того, направлено оно на поддержание статус-кво или попытку организации новых политических, социальных и экономических отношений, например, путем разрушения феодального типа правления или включения в политику экономически маргинализованных групп. Если мы используем демократию для устранения коренных причин недовольства, это требует долгосрочных перспектив, а не простого реагирования на текущие потребности той или иной группы. Серьезное неравенство, сохранившееся от старого конституционного порядка, признак провала конституции.
Демократия - важное свойство легитимной конституции и востребована как система, необходимая для управления социальными конфликтами. Как минимум, демократия ассоциируется с равенством граждан и их эффективном участии в управлении, через представительство и участие в принятии правительственных решений. Инструмент оценки состояния демократии, разработанный Международным институтом демократии и содействия выборам (International IDEA) это набор из 14 вопросов, которые можно использовать для создания конституции с учетом различных аспектов.
Взаимодействие между движущими силами изменений и их институциональными интересами влияет на демократизацию. В Индии пропорциональное представительство меньшинств в Учредительном собрании, где полностью доминирует партия Индийский национальный конгресс, удалось принять благодаря положению о включении в Конституции Индии (1949) - положению, которое впоследствии было расширено с течением времени благодаря движению социальной справедливости предусмотренному конституцией же. Таким образом, конституционное строительство, которое включает в себя и дает возможность участия всем законным группам, участникам и заинтересованным сторонам, приведет к организационным решениям, которые укрепят, а не ослабят демократизацию. Практикам нужно сформулировать критерии для оценки качества или уровня демократичности, основанного на включении и участии.
Есть несколько конкретных институциональных конструкций и процессов, которые укрепляют демократизацию, хотя многое зависит от контекста. Они включают в себя защиту прав человека, доступ к правительственной информации, степень политической, административной и экономической концентрации или децентрализации, а также властные отношения между законодательной и исполнительной ветвями власти, и описаны в последующих главах самоучителя. Замечания по начальной стадии проектирования этих институтов следующие:
• отсутствие демократических институтов может быть проблемой для инициации конституционного строительства.
• большое внимание необходимо уделить типу избирательной системы, который определяет представительность. В связи со сделанным выбором могут возникнуть новые конфликты.
• новые правовые рамки могут сфокусировать внимание на выборах представителей в основные органы, уделив меньше внимания процедурным правилам, которые необходимы для поддержания демократического процесса принятия решений.
• Иногда, чтобы облегчить изменения, идут на сделки со старой гвардией. Они приводят к недемократическим моментам в демократической со всех прочих сторон конституции. Если члены старой автократии завоевывают позиции в новом конституционном порядке, их новые руководящие должности снижают возможности правовой защиты их жертв. Эти соглашения также противоречат нормативным обязательствам, расцениваясь большинством как беспринципные и несправедливые.
• Необходимость для выработки конституции мандата от избирателей, или доверия к выборам - приоритетна для принятия новой конституции, и связана с конечным успехом.
Риск заключается в том, что демократизация понимается как победа на выборах с акцентом на конкуренции за избирателя. Демократизация на практике более сложный процесс, требующий консенсуса по политическим вопросам множества групп.
• Не все участники процесса привержены демократии как результата, даже если они согласятся участвовать в демократическом процессе. Они могут свести демократизацию к процессу достижения власти, а не обеспечению народного контроля над правительством.
• Вы также должны понимать, что политические деятели используют процесс для продвижения своих интересов в новых институтах власти. Возникающая угроза демократии коренится в том, что новые институты будут вырваны из конституционного поля в исключительное пользование, разжигая конфликт интересов.
• Наконец, демократизация может быть востребована как конституционный процесс даже если на практике доминирует одна политическая партия или группа. Доминирующая партия и предопределяет позицию по конституции или имеет свой собственный конституционный проект. Риск в том, что весь процесс сосредоточится на власти и привилегиях, которые достанутся доминирующей группе, а не на прочих неотложных конституционных дилеммах.
Стоит отметить, что прочие стороны демократии столь же важны. Стремясь связать демократизацию с экономическим развитием, задайтесь вопросом: конституционное строительство поможет бедным?
Ответ зависит от того, направлено оно на поддержание статус-кво или попытку организации новых политических, социальных и экономических отношений, например, путем разрушения феодального типа правления или включения в политику экономически маргинализованных групп. Если мы используем демократию для устранения коренных причин недовольства, это требует долгосрочных перспектив, а не простого реагирования на текущие потребности той или иной группы. Серьезное неравенство, сохранившееся от старого конституционного порядка, признак провала конституции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий