воскресенье, 24 апреля 2016 г.

Высшее руководство Ордена - 3. Великий Магистр.

В 1309 году Великий Магистр принял правление Пруссией. Только с этого момента он выступает на международную арену в качестве князя. Был ли Великий Магистр в качестве регента Пруссии связан согласием и советом генерального капитула и своих ближайших советников, верховных сановников, в той же степени как в руководстве Орденом, еще недостаточно ясно. При магистрах 14-ого века, которых можно назвать, пожалуй, всех без исключения умными и дальновидными правителями, развилось состояние внешне выглядещее так, будто гохмейстерская централизация управления и полноты власти приблизилась к абсолютным монархиям Нового Времени. В это время почти никогда не слышно о конфликтах или борьбе компетенций между Великим Магистром и верховными сановниками. Только в 1413 году дело дошло до тяжелого столкновения, когда магистр Генрих фон Плауэн захотел начать наступательную войну против Польши, а другие сановники были резко против. Злополучный спор закончился снятием с должности спасителя Мариенбурга.

Великому Магистру ордена присваивались почетные права, которые выделяли его из общей массы братьев. Он имел, прежде всего, в качестве должностных регалий кольцо и печать, которые торжественно передавались ему при интронизации. Когда эти регалии введены, мы не знаем. Также мы не можем ничего сказать уверенно об особенностях кольца. Напротив, печать хорошо известна. На ней изображены - как и на печати генерального капитула - Мария с ребенком, но уже в полный рост, и надпись: S MAGRI HOSPIT. S MARIAE THEUTONICOR. Этой простой почитаемой за древность печатью все магистры вплоть до Фридриха Саксонского удостоверяли документы и письма. Магистр также оставлял за собой право запечатывать черным воском.

Во-вторых, ему, в противоположность всем другим братьям, дозволялось использование аристократических материй и существенно иной формы знака ордена. Крест на щите, мантии и боевой одежде магистра - не простые черные полосы, а золотые, оканчивающиеся лилиями, с подрубленным черным краем полосы, который нес одноглавого золотого орла на черном поле в центре. Как возникла эта инсигния, нельзя сказать с уверенностью.

В-третьих, Великому Магистру был положен значительный штат сопровождающих и соответствующая конюшня. Он должен был иметь: „боевого коня и 3 других коней, в поле сверх этого Палафрида или Туркомана (командующий легкой вспомогательной конницей), всегда одного священника и школяра с 3 лошадьми, одного пишущего по-сарацински и одного туркопола (вспомогательный легкий конник, как правило, из аборигенов) в качестве гонца и третьим одного казначея. В поле он должен иметь четвертым сверх этого одного повара, всех с одной лошадью. Сверх этого он может иметь при более долгих поездках двух братьев рыцарей как сопровождающих и одного брата-сержанта в качестве проводника, но в поле их (сержантов) двоих и сверх этого двух пеших слуг для исполнений поручений и почтовой службы". В поле для Великого Магистра разбивался так называемый большой шатер.
Четвертое почетное право магистра - только у него была собственная спальня и он должен был получать за столом конвента 4 блюда рыбы и мяса, чтобы мочь наделять наказанных и других братьев.
За умершего Великого Магистра каждый брат обязан был прочитать 100 Отче наш.

Для содержания магистра использовалась казна Главного Дома. Тем самым отдельные баллеи могли не обременяться этим. Это установление было пригодно, до тех пор пока у магистра не было поста правителя земли, который вызвал необходимость права распоряжения большими денежными суммами. Магистр Вернер фон Орзельн создал свою собственную гохмейстерскую казну, в тот момент, когда он превратил несколько комменд Кульмской земли в фогтства и присвоил прибыль от их доходов. Винрих фон Книпроде продолжил эту политику конфискацией нескольких должностей в Поммереллии. В гохмейстерскую казну поступали также меньшие взносы из баллей, по крайней мере, из камер-баллей Великого магистра (тех, которые управлялись непосредственно им).

Выборы Великого магистра происходили по совершенно отличному от современного методу проведения выборов, который был заимствован из правил Тамплиеров. После смерти соответствующего магистра конвентом назначал местоблюстителя (штатгальера) магистра. Он должен был пригласить в течение не определенного точно времени 3 ландмейстеров и ландкомтуров Армении и Романии, Апулии и Австрии к выборам магистра и допустить на выборы других членов ордена согласно их ходатайству. В самый день выборов происходило торжественное богослужение, состоящее из мессы Святому Духу, 15 Отче наш каждого отдельного брата и трапезы 13 бедняков. После богослужения собирался конвент, из присутствующих в доме братьев ордена, в зале для собраний.

Здесь местоблюститель называл брата-рыцаря, который будет выборным комтуром. Конвент мог согласиться или потребовать другого. Выборный комтур отправлялся после этого из зала для собраний в помещение для выборов для формирования выборной коллегии. Он должен был запросить „по своей душе" оттуда другого брата, этот второй - третьего и так далее, до тех пор пока не наберется тринадцать. Из этих 13 должны были быть 8 братьев-рыцарей, 4 других (братьев-сержантов), один брат священник, все насколько возможно из различных баллей. Но конвент мог отказываться от каждого из запрошенных и избирать другого. Если эта коллегия тринадцать или один ее член имели в виду выбрать в магистры члена коллегии, его должны были призвать покинуть помещение для выборов. Если он не отзывался, а требовал выбрать другого брата, то исход выборов больше не был сомнителен.

Коллегия тринадцати вступала после этого снова в зал для собраний и клялась здесь на евангелии, „что они ни из любви, ни из ненависти, ни из страха не дадут отвлечь себя с правого пути, а по чистой совести хотят избрать того, кого они признают по его качествам самым достойным для принятия на себя должности магистра". Затем местоблюститель должен был избирателям еще раз напомнить о значимости их выбора. Все братья в зале для собраний должны были поклясться на евангелии признать Великим магистром того, которого изберет выборная коллегия или ее большинство. Кто позже стал бы говорить, что он против него или проголосовал бы за другого, должен был быть извержен из ордена как предатель капитула. После этого 13 избирателей отправлялись снова в помещение для выборов. Как только они там занимали места, выборный комтур называл им кандидата на должность магистра которого считал самым подходящим.

Другие избиратели действовали после этого так же один за другим. Как только абсолютное большинство вокруг одного имени объединялось, выборы считались проведенными как предписано. Выборная коллегия появлялась снова в зале для собраний и называла имя избранного. Он должен был встать и велся к алтарю под звон всех церковных колоколов и звуки Tedeums местоблюстителем, получал напоминание исполнять достойно должностные обязанности, и получал кольцо и печать как знаки своей должности.

Странный способ проведения выборов показывает, что чистому образу мыслей и осознанию своего долга выборным комтура доверяли почти неограниченно. Это доверие никогда не было обмануто на протяжении всего средневековья: никогда не слышно о выборных интригах, об измене тайне капитула, о некорректных или противоречивых выборах.

Никогда дело не доходило до выбора неспособного или недостойного: Магистры до 1498 были людьми совершенно безупречного образа жизни и образцового орденского воспитания, очень часто замечательными государственными деятелями и организаторами. (Тумлер здесь как-то забывает о Мальберге - прим мое) Выборы Великого Магистра являются славной страницей в истории Тевтонского ордена и свидетельством его доброго гения. Происхождению придавалось мало значения, больше, напротив, доказанными делом способностям. Так мы находим среди Великих Магистров 2 имперских князей, 4 графов, 5 баронов, затем 7 министериалов и 17 неизвестного происхождения, наверное, они не из высшего сословия. 7 магистров носили раньше должность великого комтура, 5 должность маршала, 2 поднялись из казначеев и госпитальеров к высшей должности, 5 были раньше ландмейстерами, 5 - простыми комтурами.

Почитаемых древних инструкций о выборе магистра непреложно придерживались до 1498. Тогда внезапно повели речь не по долгу службы - о самом достойном среди братьев ордена, а о княжеском сыне, который мог бы гарантировать семейными связями возврат потерянного Пруссии. Таким образом дошло до избрания юного, еще не принадлежащего к ордену герцогского сына Фридриха Саксонского. Фридрих был, пожалуй, достойным магистром, но не человеком, добившимся того, ради чего его избрали. Все же был привлечен после него двадцатилетний принц Альбрехт Бранденбургский, который так же еще совершенно был не знаком с жизнью Ордена. Эксперимент кончился тем, что магистр вышел из ордена после напрасных попыток сбросить польское господство, и принял Пруссию в лен от Польши как светское герцогство. Таков был для ордена конечный результат противоречащего почтенным древним инструкциям выбора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий