четверг, 28 апреля 2016 г.

Приобретение Северной Эстонии и Помереллии - 2.

Еще более важным было приобретение Поммереллии, местности примерно в 8000 кв км величиной в низовье Вислы. В этой области, гарантирующей ему свободную связь с метрополией, государство ордена не могло допустить появления чуждой великой державы. Поэтому ландмейстеры пытались еще раньше обосноваться в Поммереллии, и добились дарениями и покупками обладания большими участками земли.

С другой стороны, Поммереллия из-за ключевой позиции по течению Вислы уже давно являлась целью польской экспансии и подчинялась до 1227 Пястам. Уже знакомый нам по войне с Тевтонским Орденом Святополк добился независимости страны,и боролся, хоть и без успеха, за ее объединение. Его сын Мествин (Мстивой) продолжил дело отца, столь же безуспешно и пагубными средствами. Так, он постоянно вербовал себе союзников со всей округи видами на наследство после его ожидающейся бездетной смерти. Оно обещалось сначала князю Рюгена, несколькими годами позже Асканиям, в 1282 князю Пржемыслу Великопольскому и потом князю Владиславу Локотку (Локетку) Куявскому. Владислав вынужден был отказаться, видимо, в 1292 от этих прав, однако, не думал всерьез сдержать свое слово.

К этим кандидатам прибавлялись находящиеся в свойстве с Пржемыслом чешские Пржемысловичи. После смерти Мествина в 1295 году эти кандидаты выдвигали по очереди свои претензии и теряли господство над Поммереллией, быстро сменяя друг друга: Герцог Пржемысл принял страну, но был убит уже в 1296; Владислав Локоток должен был уступить в 1301 королю Чехии Венцелю II; он умер уже в 1305 году, а его сын и наследник Венцель III был убит в 1306 году. Венцель III обменял Поммереллию в 1305 на Мейсен с Асканиями. После его смерти магнаты Поммереллии провозгласили князем Владислава Локотка. Он потерял страну вскоре после этого вплоть до Данцигского (Гданьского) замка из-за Асканиев, которых призвал поммерелльский военачальник страны Сфенца.

Так как Владислав не мог срочно послать своему военачальнику Богассе дважды запрошенную помощь, он поручил ему, чтобы тот попросил Тевтонский Орден о помощи и предоставил ему для этого ползамка в Данциге. Тот сейчас же энергично ухватился за эту возможность. Сначала из страны были выпровождены бранденбуржцы, но потом вынужден был также и Богусса очистить замок Данциг вплоть до уплаты 10 000 марок в компенсацию военных расходов. Когда Владислав предложил только 300 марок, армия ордена заняла всю страну. Она должна была оставаться вплоть до уплаты 10 000 марок военных расходов в залоге у Ордена. В 1310 году он выкупил у Асканиев их права на Поммереллию за 10 000 марок.

Тихое выжидание и мгновенный захват Поммереллии были мастерским политическим трюком, конечно, мало подобающим духовному ордену. Польский народ рассматривал конфискацию Поммереллии как грабеж польского имущества и был с тех пор ожесточенным противником Тевтонского Ордена. Чисто юридически говоря, поляки не имели на Поммереллию в то время никакого юридически действительного права, чтобы устойчиво владеть страной и рассматривать ее как сферу влияния. Для орденского государства добыча Поммереллии была вопросом существования, так как прогрессирующая Польша не долго довольствовалась бы этим тонким коридором, и после этого стремилась бы завладеть всей Пруссией.

Согласно польских исковых заявлений произошла между Богуссой и войсками Ордена битва, в которой погибли 10 000 человек, и Владислав вынужден был умолять Ландмейстера стоя на коленях о возврате Поммереллии. Рыцарь ордена Зигфрид фон Вайфинфельс якобы укрепил массу веревок на поясе обещая не есть, пока на каждой веревке не будет висеть поляк. Также Данциг якобы был разрушен. 25 польских свидетелей на процессе 1320 года ничего не знают о разрушении Данцига, то же самое характерно для процесса 1339 года. То, что в тогдашнем Данциге едва ли 10 000 человек могли пасть, ясно.

По сообщениям прусских епископов в Данциге были убиты 15 или 16 человек. То, что 300 марок были издевательским возмещением военных расходов, следует из того, что последующий процесс об издержках потребовал 1600 марок серебра.

При оценке правовой ситуации необходимо учесть следующее:

a) У Тевтонского Ордена имелись значительные интересы в Поммереллии: Земля Меве (Гнев) была присуждена ему в 1282 как наследство Ратибора, брата Святополка, вступившего в Тевтонский Орден. Тевтонский орден осуществлял также здесь обширные земельные закупки.

b) Польша потеряла Поммереллию в 1227 году и получила в 1294 не как часть Польши, а как личное наследство князя Пржемысла. Его наследником был, как зять, Венцель Чешский, но никак не родственный только в шестой степени Владислав Локоток. Венцель законно уступил Поммереллию Асканиям. Владислав Локоток овладел Поммереллией ненадолго, но торжественно отказался в 1292 году от прав на нее. Отчетливо видно, что Поммереллия в 1294 году как раз не была больше членом союзного государства Польши и не принадлежала к нему в силу захвата, а состояла только в личной унии с польским князем. Так говорят также польские свидетели в 1309 году. Только на процессе 1339 года конструировалось право польской короны, а именно через неверные аргументы, что Кульмская земля и Поммерелия всегда уплачивали по ius polonicum пфенниг Святого Петра.

Еще упомянем, что поляки спустя немного времени оккупировали чисто русскую восточную Галицию и Холмскую землю, области, многократно превышающие Поммереллию. Они находили это допустимым с точки зрения законности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий