Баллея Богемия была одной из самых сильных орденских баллей до 1417. Она насчитывала минимум 17 богатых комменд и еще большее количество патронируемых церквей. Комменды и церкви располагались по всему тогдашнему королевству Чехия: в Чехии, Моравии, Силезии и до самых Лужиц.
В Богемии орден, видимо, получил свое первое западноевропейское владение. Это следует из грамоты 1222 года короля Оттокара II, в которой торжественно подтверждаются все дарения герцога Конрада и маркграфа Владислава братьям. Конрад был герцогом Богемии в 1189 году и умер в 1191 году в императорском полевом лагере под Неаполем. Познакомился ли он там с посольством ордена, которое прибыло весной этого года за утверждением госпиталя Акры у папы? Что именно подарили герцог Конрад и маркграф Владислав, грамота короля Оттокара не говорит. Однако, мы знаем из папской буллы 1204, что у ордена в этом году были уже владения в Праге, Троппау и других местах. Они могли возникнуть только из упомянутого дарения.
Первая комменда баллеи возникла в столице империи Праге. Она существовала, согласно упомянутой папской булле, уже в 1204 году при церкви Св. Петра. Церковь, в некоторых частях сохранившаяся еще с того времени, демонстрирует полновесные романские формы. Между 1232 и 1235 Дом перенесли к Св. Бенедикту близ королевского замка. Комменда владела уже в 1207 году 5 деревнями и приобрела позже еще Рыбник и Граско.
О других владениях, которые лежали довольно рассеянно, нет никакой ясности. Дому подчинялась кроме собственной церкви Св. Бенедикта также приходская церковь в Рыбнике, церковный приход которого лежит в границах сегодняшней Праги. Церковь Св. Петра была продана в 1233 году.
Могущественная орденская комменда развилась в Комотау (Хомутов) в северо-западной Чехии. Владетели Хомутовы передали в 1252 году свою деревню Комотау Тевтонскому ордену. Комотау была поднята королевской привилегией 1261 до ярмарки и подчинялась как на низовом, так и на высшем уровне юрисдикции ордена. Комменда приобрела посредством закупки и дарений еще одну ярмарку и не менее 15 деревень, Так была куплена в 1281 году ярмарка Крима с деревнями Чошль, Нейдорф и Глиден, Дюренталь и Виссет, Ходовице, Мейнхардсдорф и Турч. В годах 1295, в 1335 и 1338 присоединились деревни Удвиц и соответственно Шёпль, Штебен и Ченчин, а также Альманнсдорф и Беркен. Дом имел во владении практически все протяжение бассейна Хомутовки и патронат над церквями в Комотау и Криме, Платене и Беркине, Траушковице и Штебене. На его печати изображалась церковь с 2 мощными башнями.
В принадлежащем к Хомутовской патронатной церкви Билине, в 30 км к востоку от Комотау, который был приобретен в 1302 году вместе с больницей Елизаветы, была время от времени комменда. Большей частью, однако, имел резиденцию в этом доме ордена только священник.
К владениям Комотау примыкали на востоке, непосредственно на Эльбе, комменды Репин и Пишковиц, покровительствующие на северо-восток в богемско-саксонском пограничном районе нескольким церквям. Самой важной из последних была Кёнигштайн в Саксонии с ее причтенной церковью в Устье, иначе Аусзиг. Когда она приобретена, не известно. Присоединились - также в неизвестное время - приходские церкви в Папстдорфе, Рацманнсдорфе и Райнсдорфе.
Деревня Репин на левом берегу Эльбы уже в папской булле 1207 года названа владением ордена. Ее приход также замещался братьями ордена. Комтуры упоминаются здесь неоднократно.
Гораздо богаче Дома в Репине был Пишковиц. Деревня вместе с покровительствуемой церковью и деревнями Нёссель, Гросс-Ауйезд и Пирнай была предоставлена в 1233 году монастырем Тепль в обмен на орденские владения вблизи от Тепля. В 15-ом веке комменда владела 5 следующими деревнями: Бабина и Куттлиц, Трибш, Тенцль и Таубервиц. Несмотря на это Дом, кажется, не всегда имел комтуров.
Напротив важная комменда развилась в верхней долине Эльбы в Милетине. Домислава Милетин подарила ордену в 1242 году деревню Милетин вместе с покровительством над ее церковью и сверх этого деревни Маслойед, Задови и Вилек. Не менее 15 филиалов принадлежали к этому далеко простирающемуся приходу.
Дом ордена в Кёниггреце связывал Милетину с большим юго-восточным орденским владением в Чехии. У баллеи были в Кёниггреце приходская церковь Св. Якова в Пражском пригороде и больница Елизаветы. Комменда меняла в 1253 году мельницы в городе. Больше о ней ничего не слышно.
В юго-восточной Чехии, на большой дороге из долины Эльбы в Моравию, лежало старое владение ордена. Но, по всему видно, оно было продано в 1233 году. Вскоре после этого, однако, орден благодаря весьма богатому дарению смог снова возвратиться. Иоанн Польнский предоставил ему в 1252 деревни Добровиц, Прибиславиц, Замплец и Врози целиком, а также половину Винара и сверх этого покровительство церквям в Добровице и Польна. После смерти супруги Иоанна деревни Потех и Тупадль вместе со второй половиной Винара должны были достаться ордену. Так как деревни Яновиц и Янны принадлежали к церкви Польна, были выиграны этим дарением 9 деревень, все расположены на небольшом пространстве вокруг Каслау. В то же время братья получили 7 церквей, число которых они довели благодаря учреждению 4 следующих приходов до 11. Так упомянутый Дом в Добровице, также называемом Дрововиц или Траговиц, стал самой могущественной коммендой Баллеи. Орден также оснастил ее больницей.
В Дойчброд, филиале Добровица, была организована независимая комменда и вместе с ней больница ордена.
Появление в Южной Чехии сделалось возможным благодаря сеньорам фон Нойхауз. Они подарили 2 деревни ордену, которые тот получил в 1255 году, и дали сверх этого приходскую церковь в Нойхаузе и различные владения. Орден обязывался соорудить при церкви госпиталь для 13 больных.
В 1294 году владелец замка Нойхауз предоставил его целиком покровительству ордена. Но он мог получить во владение из-за возражения сонаследников только церкви в Блауеншлаг и Ригершлаг. Комменда продолжала пользоваться богатством и влиянием.
В западной Чехии были только в 2 местах братья ордена: один в Клаттау в качестве немецкого проповедника и капеллан в церкви Св. Георга и в Пльзене в приходской церкви Св. Варфоломея. Орден никогда не мог принять тамошнюю больницу Елизаветы, так как руководство и покровительство принадлежали семье основателя.
У северо-восточной границы королевства при Троппау лежало, упоминающееся как часть комменды Прага, старое владение ордена. Оно могло восходить к дарению герцога Конрада. Городская приходская церковь Троппау, должно быть, приобретена в 1216 году. Однако, комтуры там доказанно появляются лишь с 1243.
Комменда владела деревней Рейхенбах вместе с патронируемой церковью и деревнями Голасовиц, Никловиц и Снидесдорф, которые предположительно идентифицируются с деревнями Крейцерндорф, Крайсевиц и Шнайсдорф. У нее был также патронат над церквями в Фрайштадте и Рейхенбахе в Бреславской епархии, в Троппловиц, Голасовиц и Неплаховиц при Троппау. Как ни странно, комтуры называются в 1301 году также в маленьких отдаленных местах Неплаховиц, Голасовиц и Рейхенбах.
Важным приобретением было приобретение городской приходской церкви в Егердорфе. Она была подарена ордену в 1281 году герцогом Николаем фон Троппау. Наследник герцога отнял ее насильственно, однако в 1357 году возвратил. Религиозные требования к городской приходской церкви предполагали больший конвент ордена.
В южной Моравии, где было старое владение ордена, упомянута комменда Аустерлиц, также известная как Новоседелиц или Нойштерлиц, важнейший филиал Ордена. Было тамошнее владение, как утверждается, принято с дарением герцога Конрада. По великой королевской булле 1237 баллея владела, во всяком случае, ярмаркой Аустерлиц вместе с патронируемой церковью и сверх этого 4 деревнями. Позже была куплена еще деревня Нешковиц . Комтуры Аустерлица регулярно упоминаются позднее. В годы 1258 и 1259 брат дома действовал как епископский судья в важных процессах. Комменде Аустерлиц подчинялась также церковь в Креновице, где однажды был комтур. Так же могли быть только священники в орденских церквях Деблина, Битички и Хроттовица, которые ставились комтуром Аустерлица. Однако, мы также находим упоминания о комтурах там. Хроттовиц был уже в 1237 году во владении ордена, Битичка, кажется, подарена в 1264 году, Деблин в 1294 году.
В Крумау, сейчас Мехриш-Кромау, должен был быть больший конвент, так как здесь были упомянуты в 1384 году 4 брата и 3 обычных капеллана. Хостерлиц или Хострадиц, самой южной коммендой баллеи, была патронируемая церковь комменды Троппау, которая владела также поместьями в этом месте. Из-за большого удаления ее возвысили до независимомой комтурии. Она имела в 1382 году 6 братьев. Остатки старой трехнефной орденской церкви существуют и сегодня.
Как последний, но известный только по имени филиал ордена в чешской империи мы знаем орденскую больницу Гёрлица в Лужицах. Она была передана ордену еще до 1242.
В Нижней Силезии братья ордена получили в дар от герцога Генриху Силезского в 1231 году деревню Глауше. Владение было обменяно в 1249 году на поместья во Вроцлаве.
Баллея Богемия в 13-ом и 14-ом веке имела счастье почти непрерывного мирного развития. Брат Герман и ландкомтур Лео пользовались при королевском дворе большим влиянием, первый как исповедник и советник Венцеля II, второй как посредник в семейных раздорах короля Иоганна. Только король Венцель IV принял однажды очень угрожающее положение, когда магистр был недостаточно уступчив в денежных делах.
Только гуситские войны сломили процветание баллеи.
В Богемии орден, видимо, получил свое первое западноевропейское владение. Это следует из грамоты 1222 года короля Оттокара II, в которой торжественно подтверждаются все дарения герцога Конрада и маркграфа Владислава братьям. Конрад был герцогом Богемии в 1189 году и умер в 1191 году в императорском полевом лагере под Неаполем. Познакомился ли он там с посольством ордена, которое прибыло весной этого года за утверждением госпиталя Акры у папы? Что именно подарили герцог Конрад и маркграф Владислав, грамота короля Оттокара не говорит. Однако, мы знаем из папской буллы 1204, что у ордена в этом году были уже владения в Праге, Троппау и других местах. Они могли возникнуть только из упомянутого дарения.
Первая комменда баллеи возникла в столице империи Праге. Она существовала, согласно упомянутой папской булле, уже в 1204 году при церкви Св. Петра. Церковь, в некоторых частях сохранившаяся еще с того времени, демонстрирует полновесные романские формы. Между 1232 и 1235 Дом перенесли к Св. Бенедикту близ королевского замка. Комменда владела уже в 1207 году 5 деревнями и приобрела позже еще Рыбник и Граско.
О других владениях, которые лежали довольно рассеянно, нет никакой ясности. Дому подчинялась кроме собственной церкви Св. Бенедикта также приходская церковь в Рыбнике, церковный приход которого лежит в границах сегодняшней Праги. Церковь Св. Петра была продана в 1233 году.
Могущественная орденская комменда развилась в Комотау (Хомутов) в северо-западной Чехии. Владетели Хомутовы передали в 1252 году свою деревню Комотау Тевтонскому ордену. Комотау была поднята королевской привилегией 1261 до ярмарки и подчинялась как на низовом, так и на высшем уровне юрисдикции ордена. Комменда приобрела посредством закупки и дарений еще одну ярмарку и не менее 15 деревень, Так была куплена в 1281 году ярмарка Крима с деревнями Чошль, Нейдорф и Глиден, Дюренталь и Виссет, Ходовице, Мейнхардсдорф и Турч. В годах 1295, в 1335 и 1338 присоединились деревни Удвиц и соответственно Шёпль, Штебен и Ченчин, а также Альманнсдорф и Беркен. Дом имел во владении практически все протяжение бассейна Хомутовки и патронат над церквями в Комотау и Криме, Платене и Беркине, Траушковице и Штебене. На его печати изображалась церковь с 2 мощными башнями.
В принадлежащем к Хомутовской патронатной церкви Билине, в 30 км к востоку от Комотау, который был приобретен в 1302 году вместе с больницей Елизаветы, была время от времени комменда. Большей частью, однако, имел резиденцию в этом доме ордена только священник.
К владениям Комотау примыкали на востоке, непосредственно на Эльбе, комменды Репин и Пишковиц, покровительствующие на северо-восток в богемско-саксонском пограничном районе нескольким церквям. Самой важной из последних была Кёнигштайн в Саксонии с ее причтенной церковью в Устье, иначе Аусзиг. Когда она приобретена, не известно. Присоединились - также в неизвестное время - приходские церкви в Папстдорфе, Рацманнсдорфе и Райнсдорфе.
Деревня Репин на левом берегу Эльбы уже в папской булле 1207 года названа владением ордена. Ее приход также замещался братьями ордена. Комтуры упоминаются здесь неоднократно.
Гораздо богаче Дома в Репине был Пишковиц. Деревня вместе с покровительствуемой церковью и деревнями Нёссель, Гросс-Ауйезд и Пирнай была предоставлена в 1233 году монастырем Тепль в обмен на орденские владения вблизи от Тепля. В 15-ом веке комменда владела 5 следующими деревнями: Бабина и Куттлиц, Трибш, Тенцль и Таубервиц. Несмотря на это Дом, кажется, не всегда имел комтуров.
Напротив важная комменда развилась в верхней долине Эльбы в Милетине. Домислава Милетин подарила ордену в 1242 году деревню Милетин вместе с покровительством над ее церковью и сверх этого деревни Маслойед, Задови и Вилек. Не менее 15 филиалов принадлежали к этому далеко простирающемуся приходу.
Дом ордена в Кёниггреце связывал Милетину с большим юго-восточным орденским владением в Чехии. У баллеи были в Кёниггреце приходская церковь Св. Якова в Пражском пригороде и больница Елизаветы. Комменда меняла в 1253 году мельницы в городе. Больше о ней ничего не слышно.
В юго-восточной Чехии, на большой дороге из долины Эльбы в Моравию, лежало старое владение ордена. Но, по всему видно, оно было продано в 1233 году. Вскоре после этого, однако, орден благодаря весьма богатому дарению смог снова возвратиться. Иоанн Польнский предоставил ему в 1252 деревни Добровиц, Прибиславиц, Замплец и Врози целиком, а также половину Винара и сверх этого покровительство церквям в Добровице и Польна. После смерти супруги Иоанна деревни Потех и Тупадль вместе со второй половиной Винара должны были достаться ордену. Так как деревни Яновиц и Янны принадлежали к церкви Польна, были выиграны этим дарением 9 деревень, все расположены на небольшом пространстве вокруг Каслау. В то же время братья получили 7 церквей, число которых они довели благодаря учреждению 4 следующих приходов до 11. Так упомянутый Дом в Добровице, также называемом Дрововиц или Траговиц, стал самой могущественной коммендой Баллеи. Орден также оснастил ее больницей.
В Дойчброд, филиале Добровица, была организована независимая комменда и вместе с ней больница ордена.
Появление в Южной Чехии сделалось возможным благодаря сеньорам фон Нойхауз. Они подарили 2 деревни ордену, которые тот получил в 1255 году, и дали сверх этого приходскую церковь в Нойхаузе и различные владения. Орден обязывался соорудить при церкви госпиталь для 13 больных.
В 1294 году владелец замка Нойхауз предоставил его целиком покровительству ордена. Но он мог получить во владение из-за возражения сонаследников только церкви в Блауеншлаг и Ригершлаг. Комменда продолжала пользоваться богатством и влиянием.
В западной Чехии были только в 2 местах братья ордена: один в Клаттау в качестве немецкого проповедника и капеллан в церкви Св. Георга и в Пльзене в приходской церкви Св. Варфоломея. Орден никогда не мог принять тамошнюю больницу Елизаветы, так как руководство и покровительство принадлежали семье основателя.
У северо-восточной границы королевства при Троппау лежало, упоминающееся как часть комменды Прага, старое владение ордена. Оно могло восходить к дарению герцога Конрада. Городская приходская церковь Троппау, должно быть, приобретена в 1216 году. Однако, комтуры там доказанно появляются лишь с 1243.
Комменда владела деревней Рейхенбах вместе с патронируемой церковью и деревнями Голасовиц, Никловиц и Снидесдорф, которые предположительно идентифицируются с деревнями Крейцерндорф, Крайсевиц и Шнайсдорф. У нее был также патронат над церквями в Фрайштадте и Рейхенбахе в Бреславской епархии, в Троппловиц, Голасовиц и Неплаховиц при Троппау. Как ни странно, комтуры называются в 1301 году также в маленьких отдаленных местах Неплаховиц, Голасовиц и Рейхенбах.
Важным приобретением было приобретение городской приходской церкви в Егердорфе. Она была подарена ордену в 1281 году герцогом Николаем фон Троппау. Наследник герцога отнял ее насильственно, однако в 1357 году возвратил. Религиозные требования к городской приходской церкви предполагали больший конвент ордена.
В южной Моравии, где было старое владение ордена, упомянута комменда Аустерлиц, также известная как Новоседелиц или Нойштерлиц, важнейший филиал Ордена. Было тамошнее владение, как утверждается, принято с дарением герцога Конрада. По великой королевской булле 1237 баллея владела, во всяком случае, ярмаркой Аустерлиц вместе с патронируемой церковью и сверх этого 4 деревнями. Позже была куплена еще деревня Нешковиц . Комтуры Аустерлица регулярно упоминаются позднее. В годы 1258 и 1259 брат дома действовал как епископский судья в важных процессах. Комменде Аустерлиц подчинялась также церковь в Креновице, где однажды был комтур. Так же могли быть только священники в орденских церквях Деблина, Битички и Хроттовица, которые ставились комтуром Аустерлица. Однако, мы также находим упоминания о комтурах там. Хроттовиц был уже в 1237 году во владении ордена, Битичка, кажется, подарена в 1264 году, Деблин в 1294 году.
В Крумау, сейчас Мехриш-Кромау, должен был быть больший конвент, так как здесь были упомянуты в 1384 году 4 брата и 3 обычных капеллана. Хостерлиц или Хострадиц, самой южной коммендой баллеи, была патронируемая церковь комменды Троппау, которая владела также поместьями в этом месте. Из-за большого удаления ее возвысили до независимомой комтурии. Она имела в 1382 году 6 братьев. Остатки старой трехнефной орденской церкви существуют и сегодня.
Как последний, но известный только по имени филиал ордена в чешской империи мы знаем орденскую больницу Гёрлица в Лужицах. Она была передана ордену еще до 1242.
В Нижней Силезии братья ордена получили в дар от герцога Генриху Силезского в 1231 году деревню Глауше. Владение было обменяно в 1249 году на поместья во Вроцлаве.
Баллея Богемия в 13-ом и 14-ом веке имела счастье почти непрерывного мирного развития. Брат Герман и ландкомтур Лео пользовались при королевском дворе большим влиянием, первый как исповедник и советник Венцеля II, второй как посредник в семейных раздорах короля Иоганна. Только король Венцель IV принял однажды очень угрожающее положение, когда магистр был недостаточно уступчив в денежных делах.
Только гуситские войны сломили процветание баллеи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий