четверг, 17 марта 2016 г.

Миссионерство в Пруссии

Как первый христианский проповедник в Пруссии известен епископ Пражский Адальберт. Адальберт, сын чешского графа, обучавшийся в Магдебурге, став епископом, кормил ежедневно 12 бедняков, спал на голой земле и показывал во всем образец христианской жизни. Но ему, кажется, недоставало дара долготерпения. Так как его проповеди были не в состоянии покончить с некоторыми дурными обычаями, он покинул Прагу и оставался 5 лет в Италии. Вернувшийся мольбами своих прихожан и встреченный ликованием, он снова покинул Прагу из-за грубого нарушения права церковного убежища и был уполномочен миссионерствовать в Пруссии. Князь Болеслав Великолепный предоставил в его распоряжение корабль с 30 солдатами. С ними и 2 помощниками по миссии Адальберт спустился по Висле и начал проповедь евангелия, вероятно, в Самбии. Однако он натолкнулся на ожесточенное сопротивление. Оно побудило его к немедленному отходу. Ранее он изложил свою теорию миссионерства письменно: миссионер должен быть полностью „одним из них", он живет с обращаемыми, одевается как они и трудится с ними, и, чтобы не устрашать их, исполняет духовное служение втайне. Еще до запланированного отъездом на Адальберта напали в апреле или мае 997 и убили. Его могила считается расположенной у Танкиттено в Самбии.

Десятью годами позже Бруно Кверфуртский начал свою большую миссию в Пруссии. Побуждался ли он к тому императором или князем Польши служит предметом дискуссий. Бруно, в противоположность Адальберту, провел обширную подготовку. Он сначала получил 18 затворников из Равенны в качестве сотрудников, позволил им выучить польский язык и затем послал их, чтобы основать монастырь в Польше как исходный пункт прусской миссии. Когда вспыхнувшая война между Германией и Польшей расстроила этот план, Бруно быстро решил двинуться через Венгрию в Киев. Здесь его апостольское усердие востретило такое восхищение, что князь разрешил ему миссионерство среди судавов, оказывая при этом содействие, хотя речь шла о русской сфере влияния. К сожалению, Бруно со своими спутниками вскоре также встретил мученическую кончину.

Так прусская миссия была отложена на столетие. Пожалуй, призвался поляками Отто Бамбергский и в 1141 Генриха Моравский уполномочивался для прусской миссии; но Отто действовал только в Померании и только в 1124 и 1125, а Генрих никогда, кажется, и не прибывал в Пруссию. Только по мере продвижения ливонской миссии пробудились миссионерские замыслы и в Польше или, скорее, в занятом немецкими монахами Гнезненском монастыре Лекно, дочернем монастыре аббатства Альтеберге. Аббат Готтфрид сам уполномочил их на прусскую миссию в 1206 году и начал ее тут же со своего брата Филиппа. С большой проницательностью он попытался обращать не каждого прусса в отдельности, а, прежде всего, глав родов.

Он мог рассчитывать при этом на успех, так как только родовое собрание принимало решения по важным вопросам, обязательные для всех членов рода. Ему действительно удалось обратить 2 глав родов, обозначаемых летописцами как король Содрех и герцог Фалет. Имена звучат совершенно не по-прусски и ветхозаветно. Поэтому не напрасно было предположено, что Sodrech и Phalet идентичны с позже появляющимися главами родов Свавабуно и Варпода. Тогда Готтфрид, видимо, чтобы быть полностью свободным, сложил с себя сан аббата и под именем Кристиан продолжил свою деятельность. К этому предположению склоняет наряду с другими обстоятельствами тот факт, что аббат Готтфрид полностью исчезает с 1210 из прусской миссии и на его месте появляется как признанный руководитель до сих пор вообще никогда не упомянутый Кристиан. Этот Кристиан был посвящен в 1215 в епископы Пруссии. Кристиан оказался исключительно деятельным и сообразительным миссионером. Он заботился, прежде всего, о том, чтобы ему его братство посылало миссионеров, однако, за исключением непригодных элементов. Он обращал внимание на то, чтобы не отпугнуть пруссов ни нищенским видом, ни властными действиями миссионеров; и он энергично вступался, наконец, за своих неофитов, когда польские князья начали их притеснять. Так же энергично он действовал против таких языческих дурных привычек, как многоженство, покупка жен и выбрасывание детей.

Кристиан стремился как можно скорее поставить прусскую миссию на собственные ноги получением устойчивых доходов и подготовкой местного духовенства. Он достиг первой цели через дарение новообращенных глав родов Свавабуно и Варпода, которые подарили ему земли Ланзания и Лёбау. При этом речь шла, пожалуй, не о землях, а о больших комплексах владений. Где он лежали, не зафиксириовано. Тогда Кристиан принялся за дело освобождения прусскую церкви от польской, которой та была подчинена в 1210 году. Св. Престол пошел навстречу этому стремлению буллой от мая 1218: Пруссия непосредственно подчинялась Св. Престолу.

До сих пор Кристиан действовал только мирными средствами. Но в 1217 году он внезапно добился для себя разрешения вербовать крестоносцев для защиты неофитов и благословлять к началу крестового похода. Побуждал ли его к этому отказ в помощи и пример епископа Альберта Рижского? Или началась сильная языческая реакция? Последнее имеет наибольшую вероятность. Вербовка крестоносцев началась в Польше уже в 1217 году, в Германии годом позже. Напротив, Кристиан с его призывами ко всеобщему крестовому походу, должен был дожидаться лучших времен, видимо, из-за большого предприятия против Дамиетты, происходившего тогда. В 1221 году смог начаться крестовый поход в Пруссию. В нем участвовали князья Силезии, Кракова и Мазовии, епископы Гнезно, Познани и Вроцлава, Кракова, Куявии и Лебуса. Из Германии двинулись в поход 500 мужей под руководством Генриха Мейсенского, проректор Нойверка и люди из Галле. Эта могущественная сила действовала в Пруссии почти 2 года. Не слышно, однако, ничего об ее успехах. Как мало силы пруссов были затронуты, выяснилось после ухода крестоносной армии: в 1224 году началось прусское контрнаступление. Оно уничтожило молодую прусскую церковь вплоть до немногих христиан, которым удалось бежать, и принесло в течение следующих лет несказанное бедствие северной Польше. В то время как Кульмскую землю опустошили полностью, в Польше разрушили якобы 10 000 деревень, 250 приходских и много других церквей, 20 000 человек были убиты и уведены в рабство 5000. Только замок Плоцк на Висле Конрад Мазовецкий смог оставить и дело дошло до того, что „он не решался отказывать ни в чем, всякий раз как пруссы посылали гонцов за лошадьми и прекрасной одеждой".

Ввиду крайней нужды князь Конрад просил Тевтонский орден о помощи. Однако, Германа фон Зальца невозможно было сподвигнуть по горькому опыту в Бурценланде к оказанию помощи неопределенными обещаниями, и переговоры шли медленно. Тогда герцог Конрад и епископ Кристиан решили основать рыцарский орден по образцу действующих в Ливонии братьев-меченосцев.

В августе 1228 некий Бруно с 14 рыцарями учредили новый орден Воинов Христа. Князь Конрад снабдил их замком Добрин и поместьем Седелице в Куявии. От него они получили имя „Добринцы". Рыцари были, по всей видимости, немцами. Но молодой и неразвитый орден был не в состоянии многого добиться: „Пруссы, получив сообщение об этом, рассвирипели еще больше, атаковали упомянутый замок Добрин большими силами и были к братьям столь враждебны, что едва ли кто из них мог выйти за укреплениях замка в одиночку."

Вследствие этого герцог Конрад Мазовецкий был вынужден принять все требования магистра Германа фон Зальца. Теперь, в 1230 году, тот вмешался в прусские дела.

Комментариев нет:

Отправить комментарий