Под правилами понимают свод законов, письменно зафиксированные нормы жизни орденского сообщества. Часто используемый раньше термин «устав» („Ordo") точнее выражает их характер, чем принятый сегодня - "правила". Исходя из вида и способа, которым такие жизненные нормы устанавливаются, можно говорить о 4 типах правил.
Первый воплощают собой почтенные древние правила св.Бенедикта. Они дают самые детальные распоряжения по всем вопросам поведения и времяпрепровождения, управления и хозяйствования общины ордена. Диаметральную противоположность им образуют правила Франциска Ассизского: святой оставил своим ученикам только несколько основных принципов и предоставил им самим выводить нормы повседневной жизни из них. Третий тип пытается связать в одном кодексе воедино вечно неизменные и преимущественно касающиеся религиозной жизни установления с детальнейшими распоряжениями в области повседневной жизни, проводя резкое различие между "правилом" и "законом".
Винсент де Поль создал в своих правилах для Милосердных сестер четвертый тип: он не столько хотел установить, что члены ордена могут делать и что им позволено, сколько указать как они в идеале должны жить.
Правила старого Тевтонского Ордена следовали, как и основной их источник, правила Тамплиеров, третьему типу, но переходя от деления на две части к делению уже на три части, они делали различия между "правилом", "законом" и "обычаем". Правила сегодняшних сестер Тевтонского Ордена принадлежат к упомянутому здесь четвертому типу.
Мы знаем правила старого Тевтонского ордена из внушительного количества средневековых рукописей и пергаментов. Они написаны на латинском и средневерхненемецком, нидерландском и французском языках. Оригинал, вероятно, был на латинском. Исследования правил опираются, как правило, на более поздние печатные издания Дуэллиуса, Шёнгута, Хеннига и Перлбаха.
Изложенные в кодексе правила ордена - продукт долгого развития. Первые братья ордена в Акре соблюдали часть правил ордена иоаннитов и, вероятно, законы этого ордена. При возвышении Немецкого госпиталя до рыцарского ордена, ранней весной 1198, братьям предписывались правила ордена Иоаннитов для убогих и больных, для рыцарей, священников и других братьев, напротив, правила Тамплиеров.
Это распоряжение санкционировалось папской буллой от 19 февраля 1199. В следующие десятилетия действовали законы Тамплиеров и издавались свои собственные. Это одновременное существование различных установлений делало правила темными и неясными.
Папской курии это стало ясно, когда орденские братья обратились в 1243 или в 1244 году к ней насчет исключения нескольких малозначительных пунктов. Папа выдал запрошенное разрешение в булле от 9 февраля 1244. Кроме того, он предоставлял им полномочия: „Изменять пункты их правил, в соблюдении которых не содержалось бы ни духовной пользы, ни разумной дисциплины, всем конвентом или большей и мудрейшей частью его, имея все же всегда перед глазами Бога и избегая прочего ущерба." Это было очень далеко идущее и вызывающее определенные сомнения полномочие.
Эта индульгенция побудила Орден к систематической кодификации и созданию полностью новой редакции всех действительно важных постановлений. Когда это произошло, мы не знаем. Вряд ли мы ошибемся, если предположим, что она была начата вскорости по издании папской буллы и была закончена в 1251. Кто озаботился новой редакцией, не зафиксировано. Не исключено, что этой работой занимался Вильгельм Моденский, который оказал большие услуги Ордену как папский легат в Пруссии и Ливонии.
В новой редакции все действующие установления ордена обобщались в „правила братьев Немецкого дома Св. Марии в Иерусалиме". Они разделялись на правила, законы и обычаи. Существовала примерная схема: в правила вносить основные принципы и основные законы духовной жизни, в обычаи - устройство и организацию, наконец, в законы, - изданные орденом законы. Этот порядок распределения выказывал уважение к истории, так как отражал ход развития материала. Конечно, удачную мысль деления на три эти части не удавалось проводить до конца последовательно.
Правила и законы составляют соответственно 37 и 44 коротких глав примерно одинакового объема. Обычаи составляют 63 главы, некоторые довольно длинные.
Правила Тевтонского Ордена, как уже говорилось, не представляют собой оригинального творения. Орден присоединялся в своем законодательстве к разумным, проверенным временем нормам, как он поступал и во многих других случаях. Он заимствовал для своих правил куски из правил св.Августина и госпиталя Св. духа, доминиканцев и ордена иоаннитов. Но основной объем материала все же происходит из правил Тамплиеров.
Редактор не списал рабски и нанизал эти образцы, а свел разнообразные части в подлинное единство и переписал тексты куда более кратко, точно и красноречиво, чем предполагали образцы. Так возникали такие главы классической четкости, мощи и глубины, как 1, 8, 10, 18 и 19, 24-26 и 35. Первая глава изложена простыми до лапидарности предложениями: „Три вещи составляют оплот духовной жизни каждого, кто принимает одеяние этого ордена, и руководят всеми правилами, первая - вечное целомудрие, вторая - отказ от собственной воли, послушание до смерти, третья - бедность, жизнь без собственности. Эти три вещи ставят и направляют присоединившихся людей на путь Господа Нашего Иисуса Христа... они по существу своему настолько незыблемы, что даже магистр ордена... не может освободить от них."
Правила Тевтонского Ордена повторили ошибку правил Тамплиеров, неправильное распределение прав и обязанностей верховных сановников Ордена, глав провинций и домов. Тамплиеры при создании правил отдавали предпочтение военным соображениям перед повседневными. Стратификация их Ордена на самостоятельные дома, распределенные по провинциям, была проведена уже позже. После того, как Орден состоял уже из отдельных домов, провинций и общеорденских учреждений, по логике, ни в коем случае не должны были бы оставлять за собой гроссмейстер и генеральный капитул права и обязанности, которые разумно принимать в расчет разве только главе дома. Этого не смогли сделать Тамплиеры и не удалось правилам Тевтонского Ордена. Поэтому они устанавливают: Магистр и генеральный капитул должны принимать решения о продажах недвижимости и принятии братьев; каждый год генеральный капитул должен собираться, с привлечением комтура Армении и Кипра.
Вопреки некоторым недостаткам правила Тевтонского Ордена - это поистине выдающийся памятник средневекового законодательства. Особенно в свете требований, которые они ставят. Они стремились заставить людей жить по христианской вере. Всем братьям вменялось в обязанность ежедневно не менее 5 ч. посвящать молитве и духовным упражнениям. Мера развлечений и отдыха была сжата ими до минимума: развлечения вне Дома и особенно рыцарские игры и охота были запрещены. В самом Доме не предполагалось длинных вечерних посиделок, в дополнение к сказанному, должно было господствовать самое строгое молчание. Мясо подавалось только три раза в неделю, а в 120 дней года не подавались даже молочные блюда и блюда из яиц, только чисто постные блюда. Про другие постановления будет сказано в других частях.
Первый воплощают собой почтенные древние правила св.Бенедикта. Они дают самые детальные распоряжения по всем вопросам поведения и времяпрепровождения, управления и хозяйствования общины ордена. Диаметральную противоположность им образуют правила Франциска Ассизского: святой оставил своим ученикам только несколько основных принципов и предоставил им самим выводить нормы повседневной жизни из них. Третий тип пытается связать в одном кодексе воедино вечно неизменные и преимущественно касающиеся религиозной жизни установления с детальнейшими распоряжениями в области повседневной жизни, проводя резкое различие между "правилом" и "законом".
Винсент де Поль создал в своих правилах для Милосердных сестер четвертый тип: он не столько хотел установить, что члены ордена могут делать и что им позволено, сколько указать как они в идеале должны жить.
Правила старого Тевтонского Ордена следовали, как и основной их источник, правила Тамплиеров, третьему типу, но переходя от деления на две части к делению уже на три части, они делали различия между "правилом", "законом" и "обычаем". Правила сегодняшних сестер Тевтонского Ордена принадлежат к упомянутому здесь четвертому типу.
Мы знаем правила старого Тевтонского ордена из внушительного количества средневековых рукописей и пергаментов. Они написаны на латинском и средневерхненемецком, нидерландском и французском языках. Оригинал, вероятно, был на латинском. Исследования правил опираются, как правило, на более поздние печатные издания Дуэллиуса, Шёнгута, Хеннига и Перлбаха.
Изложенные в кодексе правила ордена - продукт долгого развития. Первые братья ордена в Акре соблюдали часть правил ордена иоаннитов и, вероятно, законы этого ордена. При возвышении Немецкого госпиталя до рыцарского ордена, ранней весной 1198, братьям предписывались правила ордена Иоаннитов для убогих и больных, для рыцарей, священников и других братьев, напротив, правила Тамплиеров.
Это распоряжение санкционировалось папской буллой от 19 февраля 1199. В следующие десятилетия действовали законы Тамплиеров и издавались свои собственные. Это одновременное существование различных установлений делало правила темными и неясными.
Папской курии это стало ясно, когда орденские братья обратились в 1243 или в 1244 году к ней насчет исключения нескольких малозначительных пунктов. Папа выдал запрошенное разрешение в булле от 9 февраля 1244. Кроме того, он предоставлял им полномочия: „Изменять пункты их правил, в соблюдении которых не содержалось бы ни духовной пользы, ни разумной дисциплины, всем конвентом или большей и мудрейшей частью его, имея все же всегда перед глазами Бога и избегая прочего ущерба." Это было очень далеко идущее и вызывающее определенные сомнения полномочие.
Эта индульгенция побудила Орден к систематической кодификации и созданию полностью новой редакции всех действительно важных постановлений. Когда это произошло, мы не знаем. Вряд ли мы ошибемся, если предположим, что она была начата вскорости по издании папской буллы и была закончена в 1251. Кто озаботился новой редакцией, не зафиксировано. Не исключено, что этой работой занимался Вильгельм Моденский, который оказал большие услуги Ордену как папский легат в Пруссии и Ливонии.
В новой редакции все действующие установления ордена обобщались в „правила братьев Немецкого дома Св. Марии в Иерусалиме". Они разделялись на правила, законы и обычаи. Существовала примерная схема: в правила вносить основные принципы и основные законы духовной жизни, в обычаи - устройство и организацию, наконец, в законы, - изданные орденом законы. Этот порядок распределения выказывал уважение к истории, так как отражал ход развития материала. Конечно, удачную мысль деления на три эти части не удавалось проводить до конца последовательно.
Правила и законы составляют соответственно 37 и 44 коротких глав примерно одинакового объема. Обычаи составляют 63 главы, некоторые довольно длинные.
Правила Тевтонского Ордена, как уже говорилось, не представляют собой оригинального творения. Орден присоединялся в своем законодательстве к разумным, проверенным временем нормам, как он поступал и во многих других случаях. Он заимствовал для своих правил куски из правил св.Августина и госпиталя Св. духа, доминиканцев и ордена иоаннитов. Но основной объем материала все же происходит из правил Тамплиеров.
Редактор не списал рабски и нанизал эти образцы, а свел разнообразные части в подлинное единство и переписал тексты куда более кратко, точно и красноречиво, чем предполагали образцы. Так возникали такие главы классической четкости, мощи и глубины, как 1, 8, 10, 18 и 19, 24-26 и 35. Первая глава изложена простыми до лапидарности предложениями: „Три вещи составляют оплот духовной жизни каждого, кто принимает одеяние этого ордена, и руководят всеми правилами, первая - вечное целомудрие, вторая - отказ от собственной воли, послушание до смерти, третья - бедность, жизнь без собственности. Эти три вещи ставят и направляют присоединившихся людей на путь Господа Нашего Иисуса Христа... они по существу своему настолько незыблемы, что даже магистр ордена... не может освободить от них."
Правила Тевтонского Ордена повторили ошибку правил Тамплиеров, неправильное распределение прав и обязанностей верховных сановников Ордена, глав провинций и домов. Тамплиеры при создании правил отдавали предпочтение военным соображениям перед повседневными. Стратификация их Ордена на самостоятельные дома, распределенные по провинциям, была проведена уже позже. После того, как Орден состоял уже из отдельных домов, провинций и общеорденских учреждений, по логике, ни в коем случае не должны были бы оставлять за собой гроссмейстер и генеральный капитул права и обязанности, которые разумно принимать в расчет разве только главе дома. Этого не смогли сделать Тамплиеры и не удалось правилам Тевтонского Ордена. Поэтому они устанавливают: Магистр и генеральный капитул должны принимать решения о продажах недвижимости и принятии братьев; каждый год генеральный капитул должен собираться, с привлечением комтура Армении и Кипра.
Вопреки некоторым недостаткам правила Тевтонского Ордена - это поистине выдающийся памятник средневекового законодательства. Особенно в свете требований, которые они ставят. Они стремились заставить людей жить по христианской вере. Всем братьям вменялось в обязанность ежедневно не менее 5 ч. посвящать молитве и духовным упражнениям. Мера развлечений и отдыха была сжата ими до минимума: развлечения вне Дома и особенно рыцарские игры и охота были запрещены. В самом Доме не предполагалось длинных вечерних посиделок, в дополнение к сказанному, должно было господствовать самое строгое молчание. Мясо подавалось только три раза в неделю, а в 120 дней года не подавались даже молочные блюда и блюда из яиц, только чисто постные блюда. Про другие постановления будет сказано в других частях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий