четверг, 3 марта 2016 г.

Церковная организация орденских земель-2. Пруссия.

Церковная организация Пруссии началась с епископского посвящения Кристиана. В 1218 году он освобождался от всякого административного подчинения Альберту Рижскому и получил право учреждать епископства в Пруссии по своему усмотрению. Вместе с тем было совершенно очевидно намерение Святого Престола создать в Пруссии несколько епископств. Но Кристиан рассматривал себя как епископа - полного господина Пруссии. Как таковой он и выступал против Тевтонского Ордена. Именно чтобы быть господином здесь, он и прибыл в Пруссию. При таких обстоятельствах был неизбежен спор между орденом и епископом Кристианом. Но Кристиан вышел из него еще до начала, в то самое время когда он, как уже было упомянуто, на переходе 1232/33 года попал в плен к пруссам и оставался там до 1240.

Теперь Тевтонский Орден осуществил свои намерения без затруднений. Святой Престол передал ему буллой от 3 августа 1234 полное господство над всей Пруссией. Тем самым все светские планы Кристиана были уничтожены. Двумя годами позже церковные так же сошли на нет, когда Святой Престол поручил легату Вильгельму Моденскому разделить Пруссию на 4 епархии. Это мероприятие нельзя было, конечно, быстро и легко провести, так как большая часть страны была еще совсем недосягаема. Поэтому Кристиан застал дела при своем избавлении в 1240 году в не до конца проясненном состоянии. Это воодушевило его к борьбе за свои прежние права. Сразу же начался тяжелый спор между ним и орденом, в котором обе стороны осыпали друг друга упреками. Однако, Святой Престол остался непреклонным в своем решении 1236 года.

30 июля 1243 Пруссия была разделена на епархии Кульмерланд, Помезания, Эрмланд и Замланд, области которых были разграничены и Кристиану предложили выбирать одну из 4 епархий. Напрасно он пытался спасти свое дело через капитул цистерцианцев. Папа Иннокентий IV поставил его 16 января 1245 в острой как нож, крайне короткой булле перед выбором - выбрать одно из прусских епископств или сложить сан. Кристиан не смог решиться на это, зачах, по всей видимости, будучи совершенно сломленным человеком и умер в тишине и забвении. Он не умел действовать как мирные миссионеры, невзирая на всякое сопротивление, или сам, как Альберт фон Апельдерн, умудряться создавать необходимые средства поддержания власти. Поэтому его планы были неоправданно честолюбивыми. Судьба его, как человека, неутомимо участвующего в прусских делах на протяжении 30 лет, все же глубоко трагична.

Церковное разделение и организация Пруссии было в целом готовым, но неотделанным зданием. Конечно еще не в полной мере. Епископство Замланд пока что не могло вовсе быть основано, и никаких капитулов и церковных приходов не существовало, пожалуй, пока в других епархиях, кроме немногих основанных орденом городов, и, вероятно, при нескольких обращенных родах, если они не были уничтожены в первом восстании пруссов. Деятельность миссии, связанная с церковной организацией, могла по-настоящему развиваться только после заключения мира в 1249 году. По нему пруссы обязывались, как известно, построить 21 церковь в Натангии, Помезании и Вармии. Однако, они, кажется, не спешили с этим. Во всяком случае, меньше половины этих церквей было закончено, когда великое восстание 1260 создало угрозу уничтожения всех плодов работы по обращению.

Комментариев нет:

Отправить комментарий