Глава 1. Чиновничество.
Издание в 1722 г. закона, вводившего Табель о рангах, положило начало образованию в России чиновничества как особой группы, наделенной рядом прав и преимуществ. Собственно, введение Табели о рангах явилось своеобразным развитием закона 1682 г. об уничтожении местничества. Отныне основной путь получения дворянского звания лежал через службу. Именно с этого момента фактически появляется наряду с поместным служилое дворянство, которое с каждым годом увеличивается.
Табель гражданских чинов (мы не касаемся здесь военного и морского) устанавливала 14 классов, соответствовавших определенным должностям, однако со временем это соответствие постепенно все более и более нарушалось.
С введением Табели занятие любой классной должности в системе государственных учреждений становилось невозможным, если данное лицо не являлось чиновником. Для должностей, стоявших на самых низших ступенях служебной лестницы, игравших «техническую» роль, — канцеляристов, подканцеляристов, копиистов и т. д. — создавался специальный институт канцелярских служителей. Институт канцелярских служителей являлся начальной ступенью чиновной службы, через которую должна была проходить основная масса будущих чиновников. При этом продолжительность пребывания в ней определяла происхождение и образование.
Чиновничество, составляя особую бюрократическую касту, проводило в жизнь все указания верховной власти.
Рассмотрим основные вопросы, связанные со службой чиновничества.
Поступление на службу в гражданское ведомство определялось тремя условиями: сословным происхождением, возрастом, уровнем знаний. По «праву происхождения» вступать в гражданскую службу разрешалось: детям потомственных и личных дворян, детям священников и диаконов как православного, так и униатского вероисповедания*, а также детям протестантских пасторов и купцов первой гильдии. Помимо этих категорий разрешалось поступать на службу детям приказных служителей (т. е. канцелярских служителей, не имевших чина.— Авт.), ученых и художников, не имевших чина.
По «праву происхождения» на гражданскую службу могли поступать также дети придворных служителей, почтальонов и других низших почтовых служителей, мастеров и подмастерьев фабрик и заводов, подведомственных Кабинету и Департаменту уделов, «но с тем ограничением, что первые могут быть определены только на места Придворного ведомства, дети почтовых служителей — по Почтовому ведомству, а последние по ведомству Кабинета и Департамента уделов».
Все остальные категории населения, как указывалось в пункте 5 «Устава о службе гражданской», не могли поступать на службу. Однако в последующем пункте говорилось: «Запрещение, в ст. 5 постановленное, остается без действия, и лица, в оном означенные, получают право вступать в гражданскую службу: 1) когда кто из них по месту воспитания своего приобретет право на классный чин или вообще окончит курс учения в таком заведении, из которого на основании сего устава дозволено принимать в службу независимо от рода и звания; 2) когда кто приобретет порядком, для сего узаконенным, ученую или академическую степень» **.
Таким образом, сословные рамки несколько расширялись, так как по уставу 1804 г. доступ в университеты был открыт для лиц всех сословий, а последующий устав 1835 г. хотя и ставил своей задачей сделать университеты доступными в основном для детей дворян, но не устанавливал прямого запрещения для поступления в них лиц других сословий***, исключая детей крепостных.
* В последующих изданиях «Устава о службе гражданской» указываются и дети священнослужителей армяно-григорианского вероисповедания.
** К этим учебным заведениям относились университеты, духовные училища, лицеи и училища «высших наук князя Безбородки» в Нежине и Демидовского лицея в Ярославле («Устав о службе гражданской», ст. 60).
*** Надо заметить, что даже в наиболее реакционное время, в конце 40-х — первой половине 50-х годов, многие студенты не принадлежали к дворянскому сословию. Приведем сведения по двум факультетам Московского университета — юридическому (наиболее аристократическому по составу) и историко-филологическому (наиболее демократическому) за 1847 и 1856 гг. (в %).
Юридический факультет 1847 г. 1856 г.
Потомственные дворяне 59,4 68,2
Дети чиновников, обер-офицеров и духовенства 16,2 14,8
Разночинцы 15,6 11,7
Иностранцы и лица, сословная принадлежность которых не установлена 9,5 5,2
Историко-филологический факультет
Потомственные дворяне 35,4 41,2
Дети чиновников, обер-офицеров и духовенства 27,5 41,2
Разночинцы 26,3 11,2
Иностранцы и лица, сословная принадлежность которых не установлена 10,8 6,4
(Т. Б. Рябикова. Численный и сословный состав студентов Московского университета.—«Вестник МГУ». Серия историческая, 1974, №5, стр. 62).
Если учесть, что дети чиновников — это дети чиновников низших рангов, а обер-офицерские дети —дети солдат, выслужившихся в офицеры, то процент разночинцев будет еще выше.
Издание в 1722 г. закона, вводившего Табель о рангах, положило начало образованию в России чиновничества как особой группы, наделенной рядом прав и преимуществ. Собственно, введение Табели о рангах явилось своеобразным развитием закона 1682 г. об уничтожении местничества. Отныне основной путь получения дворянского звания лежал через службу. Именно с этого момента фактически появляется наряду с поместным служилое дворянство, которое с каждым годом увеличивается.
Табель гражданских чинов (мы не касаемся здесь военного и морского) устанавливала 14 классов, соответствовавших определенным должностям, однако со временем это соответствие постепенно все более и более нарушалось.
С введением Табели занятие любой классной должности в системе государственных учреждений становилось невозможным, если данное лицо не являлось чиновником. Для должностей, стоявших на самых низших ступенях служебной лестницы, игравших «техническую» роль, — канцеляристов, подканцеляристов, копиистов и т. д. — создавался специальный институт канцелярских служителей. Институт канцелярских служителей являлся начальной ступенью чиновной службы, через которую должна была проходить основная масса будущих чиновников. При этом продолжительность пребывания в ней определяла происхождение и образование.
Чиновничество, составляя особую бюрократическую касту, проводило в жизнь все указания верховной власти.
Рассмотрим основные вопросы, связанные со службой чиновничества.
Поступление на службу в гражданское ведомство определялось тремя условиями: сословным происхождением, возрастом, уровнем знаний. По «праву происхождения» вступать в гражданскую службу разрешалось: детям потомственных и личных дворян, детям священников и диаконов как православного, так и униатского вероисповедания*, а также детям протестантских пасторов и купцов первой гильдии. Помимо этих категорий разрешалось поступать на службу детям приказных служителей (т. е. канцелярских служителей, не имевших чина.— Авт.), ученых и художников, не имевших чина.
По «праву происхождения» на гражданскую службу могли поступать также дети придворных служителей, почтальонов и других низших почтовых служителей, мастеров и подмастерьев фабрик и заводов, подведомственных Кабинету и Департаменту уделов, «но с тем ограничением, что первые могут быть определены только на места Придворного ведомства, дети почтовых служителей — по Почтовому ведомству, а последние по ведомству Кабинета и Департамента уделов».
Все остальные категории населения, как указывалось в пункте 5 «Устава о службе гражданской», не могли поступать на службу. Однако в последующем пункте говорилось: «Запрещение, в ст. 5 постановленное, остается без действия, и лица, в оном означенные, получают право вступать в гражданскую службу: 1) когда кто из них по месту воспитания своего приобретет право на классный чин или вообще окончит курс учения в таком заведении, из которого на основании сего устава дозволено принимать в службу независимо от рода и звания; 2) когда кто приобретет порядком, для сего узаконенным, ученую или академическую степень» **.
Таким образом, сословные рамки несколько расширялись, так как по уставу 1804 г. доступ в университеты был открыт для лиц всех сословий, а последующий устав 1835 г. хотя и ставил своей задачей сделать университеты доступными в основном для детей дворян, но не устанавливал прямого запрещения для поступления в них лиц других сословий***, исключая детей крепостных.
* В последующих изданиях «Устава о службе гражданской» указываются и дети священнослужителей армяно-григорианского вероисповедания.
** К этим учебным заведениям относились университеты, духовные училища, лицеи и училища «высших наук князя Безбородки» в Нежине и Демидовского лицея в Ярославле («Устав о службе гражданской», ст. 60).
*** Надо заметить, что даже в наиболее реакционное время, в конце 40-х — первой половине 50-х годов, многие студенты не принадлежали к дворянскому сословию. Приведем сведения по двум факультетам Московского университета — юридическому (наиболее аристократическому по составу) и историко-филологическому (наиболее демократическому) за 1847 и 1856 гг. (в %).
Юридический факультет 1847 г. 1856 г.
Потомственные дворяне 59,4 68,2
Дети чиновников, обер-офицеров и духовенства 16,2 14,8
Разночинцы 15,6 11,7
Иностранцы и лица, сословная принадлежность которых не установлена 9,5 5,2
Историко-филологический факультет
Потомственные дворяне 35,4 41,2
Дети чиновников, обер-офицеров и духовенства 27,5 41,2
Разночинцы 26,3 11,2
Иностранцы и лица, сословная принадлежность которых не установлена 10,8 6,4
(Т. Б. Рябикова. Численный и сословный состав студентов Московского университета.—«Вестник МГУ». Серия историческая, 1974, №5, стр. 62).
Если учесть, что дети чиновников — это дети чиновников низших рангов, а обер-офицерские дети —дети солдат, выслужившихся в офицеры, то процент разночинцев будет еще выше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий