Уверен, что эта фамилия большинству россиян ни о чем не говорит. Увы, наша история чересчур продолжительна и насыщенна, чтобы помнить о каждом ее персонаже. Но чем больше мы их будем знать, тем с большим основанием сможем называть себя патриотами. И пусть по мировым меркам эти фигуры не столь масштабны, как те имена, которыми мы привыкли гордиться со школы - нам-то что за дело? Это наша история, и мы ее помним.
Итак, Блюментрост Лаврентий Лаврентьевич родился 29 октября 1692 года в Москве, в семье царского врача Лаврентия Алферовича Блюментроста. Он получил хорошее домашнее образование, а позднее закончил московскую гимназию пастора Глюка. Для дальнейшего повышения квалификации Лавруша в 1706г. отправился за границу, где с успехом обучался в нескольких европейских университетах. В 1713г. в Лейдене он защитил диссертацию и стал доктором медицины. После возвращения в Россию доктор Блюментрост в 1714г. был назначен лейб-медиком сестры императора Натальи Алексеевны. Так он стал ответственным за медицинское обслуживание царской семьи, развитие медицины в стране и осуществление контактов с зарубежными учеными.
В 1718 году Блюментрост становится лейб-медиком самого Петра и по совместительству заведующим Библиотекой и Кунсткамерой. Вполне естественно, что именно ему Петр поручил подготовку проекта положения об учреждении наук.
«Проект положения» был одобрен на заседании Правительствующего Сената, проходившем в присутствии императора 22 января 1724 г. Был установлен и размер финансирования государством Академии наук: на ее содержание ежегодно отпускалось 24912 рублей. «Проект положения об учреждении Академии наук» выполнял функции академического Устава вплоть до принятия в 1747 году «Регламента Академии наук и художеств». 28 января 1724 года императором Петром I был издан специальный указ Правительствующему Сенату «Об учреждении Академии и о назначении для содержания оной доходов таможенных и лицентных, собираемых с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга».
Первый этап организации Академии наук был завершен подписанием 20 ноября 1725 года императорского указа «О заведении Академии наук и о назначении президентом оной лейб-медика Л.Л. Блюментроста».
Однако, создать Академию и обеспечить ей финансирование - это только полдела, что прекрасно понимал Блюментрост. Для того, чтобы Академия действительно могла заниматься наукой, нужно было сделать еще множество дел.
Прежде всего, усилия новоиспеченного президента были направлены на создание академической типографии. 4 октября 1727г. был издан именной указ Верховного тайного совета. Им предусматривалось создание типографии при Академии наук «для печатания исторических книг, которые на российский язык переведены». Позднее из бывшей Синодальной типографии в Академическую типографию была передана часть оборудования – «два стана и шрифты – русской гражданской печати, немецкий и латинский» и часть персонала. В начале 1728 г. «надзор над Типографией» был поручен Г.Ф. Миллеру и уже в течение 1728 г. в Типографии было отпечатано 11 названий различных научных изданий. Ученые получили возможность публиковать свои монографические исследования, учебники, научно-популярные издания. Кроме того, в академической типографии было налажено печатание периодических научных изданий Академии наук. Результаты научных дискуссий, проводившихся Конференцией, публиковались в томах «Commentarii». Издавались первая газета «Ведомости» (с 1728 г. «Санктпетербургские ведомости»), календари и др. Масштабы издательской деятельности Академии наук и тиражи самих изданий с каждым годом возрастали. Так, в феврале 1733 г. руководство Академии наук обратилось в Правительствующий Сенат с просьбой запретить ввоз в Россию немецких календарей, так как Академия может и русскими, и немецкими календарями «всю империю удовольствовать».
При Академии наук была создана книжная лавка, в которой велась торговля академическими изданиями. Несколько позднее академическая книжная торговля была организована и в Москве. На заседании Конференции Академии наук 23 июня 1729 г. отмечалось, что в Москву отправлено две посылки с академическими изданиями: 1-я посылка 9 наименований книг, 2-я посылка – 12 наименований тиражом от 8 до 2000 экземпляров.
В результате многочисленных и настойчивых обращений президента Блюментроста к правительству Академии наук в 1727 году было предоставлено отдельное здание на Васильевском острове, специально перестроенное для этой цели из бывшего дворца царицы Прасковьи Федоровны. Здесь разместились зал для академической Конференции, книжная лавка, типография, архив, позднее рисовальная, гравировальная, инструментальная палаты, Географический департамент.
В 1727г. началось перемещение из Кикиных палат Библиотеки и Кунсткамеры в построенное для них новое здание на Васильевском острове. В здании Кунсткамеры были спроектированы анатомический театр и Обсерватория. К осени 1731г. были, в основном, завершены работы по оборудованию Обсерватории, в ней уже регулярно проводились астрономические наблюдения. В первые годы существования Академии наук астрономическими исследованиями руководил академик Ж.-Н. Делиль.
В Анатомической палате Академии наук велась не только научно-исследовательская работа, но проводились патолого-анатомические экспертизы для органов государственной власти. Так, в течение 1731г. было произведено 22 такие экспертизы. В 1731г. управление Анатомическим театром по решению президента Академии наук было возложено на академика И.Г. Дювернуа.
Инструментальные мастерские при Академии наук были созданы для изготовления инструментов для проведения научных исследований. В то время инструменты изготовлялись отдельными мастерами, и могли использоваться десятилетиями. Чаще всего в Европе каждый ученый должен был сам озаботиться приобретением или арендой инструментов. Так что доктор Блюментрост во многом опередил свое время. Эта академическая структура в то время являлась в своем роде уникальной для России организацией. Поэтому мастерским также приходилось выполнять ответственные поручения власти. В 1731г. при подготовке Генерального межевания земель Правительствующий Сенат дал Академии наук поручение изготовить необходимые для этой работы инструменты. В августе 1731г. Академией наук были направлены в Сенат 20 теодолитов и 15 готовален с инструментами. При этом руководство Академии наук сообщило Сенату, что может и еще изготовить «астролябии и инструменты самою хорошею работою, как в Англии или во Франции, а ценою гораздо дешевле».
Рисовальная и Гравировальная палаты при Академии наук также создавались, прежде всего, для обеспечения научно-исследовательской работы. Гравюры в то время являлись практически единственной возможностью снабдить академические издания иллюстрациями. Однако успехи, достигнутые в результате деятельности палат, сделали их еще одним важным исполнителем правительственных заданий.
Главной же проблемой, решение которой Лаврентий Лаврентьевич предусмотрел на стадии проекта, была подготовка русских ученых для Академии. Для этого уже в первые годы ее существования были созданы Университет и Гимназия. В 1726 году в Гимназию было принято 112 учащихся, в 1727г. – 58 человек. В июле 1728г. был опубликован указ Верховного тайного совета об отсылке в Академию из всех гимназий и школ учеников, знающих латинский язык, «для отдания в науку». Первоначально Гимназия размещалась в домах П.П. Шафирова и И.П. Строева, находившихся на Петербургском острове. А весной 1728 года ее перевели на Васильевский остров в здание Академии наук.
С воцарением на российском престоле в 1730 г. императрицы Анны Иоанновны положение Л.Л. Блюментроста при императорском дворе пошатнулось. Он был оставлен в качестве только лейб-медика сестры императрицы, герцогини Екатерины Ивановны Мекленбург-Шверинской. Ослаб интерес верховной власти и к самой Академии наук, в частности, начались перебои с ее финансированием. В июле 1733г. решением Анны Иоанновны Блюментрост был снят с должности президента Академии наук. Он переехал на постоянное жительство в Москву, где начал активно заниматься частной медицинской практикой. В 1738г. он был назначен на должность главного доктора Московского военного госпиталя и одновременно с этим стал директором госпитальной школы.
1754 г. он был назначен куратором создававшегося Московского университета и возвращен в Петербург. Скончался Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост 27 марта 1755 г. в Петербурге в возрасте 63 лет и был похоронен на лютеранской части кладбища невдалеке от церкви Сампсония Странноприимца на Выборгской стороне.
По сути, Лаврентий Блюментрост создал не столько Академию Наук, сколько российскую науку как единую и целостную систему, самообеспечивающуюся и самовоспроизводящуюся.
Так что, когда мы гордимся российской наукой, можно сказать, что мы гордимся доктором Блюментростом, лейб-медиком.
Итак, Блюментрост Лаврентий Лаврентьевич родился 29 октября 1692 года в Москве, в семье царского врача Лаврентия Алферовича Блюментроста. Он получил хорошее домашнее образование, а позднее закончил московскую гимназию пастора Глюка. Для дальнейшего повышения квалификации Лавруша в 1706г. отправился за границу, где с успехом обучался в нескольких европейских университетах. В 1713г. в Лейдене он защитил диссертацию и стал доктором медицины. После возвращения в Россию доктор Блюментрост в 1714г. был назначен лейб-медиком сестры императора Натальи Алексеевны. Так он стал ответственным за медицинское обслуживание царской семьи, развитие медицины в стране и осуществление контактов с зарубежными учеными.
В 1718 году Блюментрост становится лейб-медиком самого Петра и по совместительству заведующим Библиотекой и Кунсткамерой. Вполне естественно, что именно ему Петр поручил подготовку проекта положения об учреждении наук.
«Проект положения» был одобрен на заседании Правительствующего Сената, проходившем в присутствии императора 22 января 1724 г. Был установлен и размер финансирования государством Академии наук: на ее содержание ежегодно отпускалось 24912 рублей. «Проект положения об учреждении Академии наук» выполнял функции академического Устава вплоть до принятия в 1747 году «Регламента Академии наук и художеств». 28 января 1724 года императором Петром I был издан специальный указ Правительствующему Сенату «Об учреждении Академии и о назначении для содержания оной доходов таможенных и лицентных, собираемых с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга».
Первый этап организации Академии наук был завершен подписанием 20 ноября 1725 года императорского указа «О заведении Академии наук и о назначении президентом оной лейб-медика Л.Л. Блюментроста».
Однако, создать Академию и обеспечить ей финансирование - это только полдела, что прекрасно понимал Блюментрост. Для того, чтобы Академия действительно могла заниматься наукой, нужно было сделать еще множество дел.
Прежде всего, усилия новоиспеченного президента были направлены на создание академической типографии. 4 октября 1727г. был издан именной указ Верховного тайного совета. Им предусматривалось создание типографии при Академии наук «для печатания исторических книг, которые на российский язык переведены». Позднее из бывшей Синодальной типографии в Академическую типографию была передана часть оборудования – «два стана и шрифты – русской гражданской печати, немецкий и латинский» и часть персонала. В начале 1728 г. «надзор над Типографией» был поручен Г.Ф. Миллеру и уже в течение 1728 г. в Типографии было отпечатано 11 названий различных научных изданий. Ученые получили возможность публиковать свои монографические исследования, учебники, научно-популярные издания. Кроме того, в академической типографии было налажено печатание периодических научных изданий Академии наук. Результаты научных дискуссий, проводившихся Конференцией, публиковались в томах «Commentarii». Издавались первая газета «Ведомости» (с 1728 г. «Санктпетербургские ведомости»), календари и др. Масштабы издательской деятельности Академии наук и тиражи самих изданий с каждым годом возрастали. Так, в феврале 1733 г. руководство Академии наук обратилось в Правительствующий Сенат с просьбой запретить ввоз в Россию немецких календарей, так как Академия может и русскими, и немецкими календарями «всю империю удовольствовать».
При Академии наук была создана книжная лавка, в которой велась торговля академическими изданиями. Несколько позднее академическая книжная торговля была организована и в Москве. На заседании Конференции Академии наук 23 июня 1729 г. отмечалось, что в Москву отправлено две посылки с академическими изданиями: 1-я посылка 9 наименований книг, 2-я посылка – 12 наименований тиражом от 8 до 2000 экземпляров.
В результате многочисленных и настойчивых обращений президента Блюментроста к правительству Академии наук в 1727 году было предоставлено отдельное здание на Васильевском острове, специально перестроенное для этой цели из бывшего дворца царицы Прасковьи Федоровны. Здесь разместились зал для академической Конференции, книжная лавка, типография, архив, позднее рисовальная, гравировальная, инструментальная палаты, Географический департамент.
В 1727г. началось перемещение из Кикиных палат Библиотеки и Кунсткамеры в построенное для них новое здание на Васильевском острове. В здании Кунсткамеры были спроектированы анатомический театр и Обсерватория. К осени 1731г. были, в основном, завершены работы по оборудованию Обсерватории, в ней уже регулярно проводились астрономические наблюдения. В первые годы существования Академии наук астрономическими исследованиями руководил академик Ж.-Н. Делиль.
В Анатомической палате Академии наук велась не только научно-исследовательская работа, но проводились патолого-анатомические экспертизы для органов государственной власти. Так, в течение 1731г. было произведено 22 такие экспертизы. В 1731г. управление Анатомическим театром по решению президента Академии наук было возложено на академика И.Г. Дювернуа.
Инструментальные мастерские при Академии наук были созданы для изготовления инструментов для проведения научных исследований. В то время инструменты изготовлялись отдельными мастерами, и могли использоваться десятилетиями. Чаще всего в Европе каждый ученый должен был сам озаботиться приобретением или арендой инструментов. Так что доктор Блюментрост во многом опередил свое время. Эта академическая структура в то время являлась в своем роде уникальной для России организацией. Поэтому мастерским также приходилось выполнять ответственные поручения власти. В 1731г. при подготовке Генерального межевания земель Правительствующий Сенат дал Академии наук поручение изготовить необходимые для этой работы инструменты. В августе 1731г. Академией наук были направлены в Сенат 20 теодолитов и 15 готовален с инструментами. При этом руководство Академии наук сообщило Сенату, что может и еще изготовить «астролябии и инструменты самою хорошею работою, как в Англии или во Франции, а ценою гораздо дешевле».
Рисовальная и Гравировальная палаты при Академии наук также создавались, прежде всего, для обеспечения научно-исследовательской работы. Гравюры в то время являлись практически единственной возможностью снабдить академические издания иллюстрациями. Однако успехи, достигнутые в результате деятельности палат, сделали их еще одним важным исполнителем правительственных заданий.
Главной же проблемой, решение которой Лаврентий Лаврентьевич предусмотрел на стадии проекта, была подготовка русских ученых для Академии. Для этого уже в первые годы ее существования были созданы Университет и Гимназия. В 1726 году в Гимназию было принято 112 учащихся, в 1727г. – 58 человек. В июле 1728г. был опубликован указ Верховного тайного совета об отсылке в Академию из всех гимназий и школ учеников, знающих латинский язык, «для отдания в науку». Первоначально Гимназия размещалась в домах П.П. Шафирова и И.П. Строева, находившихся на Петербургском острове. А весной 1728 года ее перевели на Васильевский остров в здание Академии наук.
С воцарением на российском престоле в 1730 г. императрицы Анны Иоанновны положение Л.Л. Блюментроста при императорском дворе пошатнулось. Он был оставлен в качестве только лейб-медика сестры императрицы, герцогини Екатерины Ивановны Мекленбург-Шверинской. Ослаб интерес верховной власти и к самой Академии наук, в частности, начались перебои с ее финансированием. В июле 1733г. решением Анны Иоанновны Блюментрост был снят с должности президента Академии наук. Он переехал на постоянное жительство в Москву, где начал активно заниматься частной медицинской практикой. В 1738г. он был назначен на должность главного доктора Московского военного госпиталя и одновременно с этим стал директором госпитальной школы.
1754 г. он был назначен куратором создававшегося Московского университета и возвращен в Петербург. Скончался Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост 27 марта 1755 г. в Петербурге в возрасте 63 лет и был похоронен на лютеранской части кладбища невдалеке от церкви Сампсония Странноприимца на Выборгской стороне.
По сути, Лаврентий Блюментрост создал не столько Академию Наук, сколько российскую науку как единую и целостную систему, самообеспечивающуюся и самовоспроизводящуюся.
Так что, когда мы гордимся российской наукой, можно сказать, что мы гордимся доктором Блюментростом, лейб-медиком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий