вторник, 5 июля 2016 г.

Гольштейннаш-3. Мировое сообщество осуждает агрессию.

Для Дании, как и для всех остальных, вмешательство Пруссии в конфликт было громом среди ясного неба. Мы привыкли воспринимать Пруссию, как безусловную военную угрозу. Но в период 1816-1840 годов Королевство Пруссия рассматривалось скорее в качестве внешнеполитического бесплатного приложения к австрийской политике. Четверть века немецкие патриоты взывали к Пруссии, как силе которая может и должна противостоять Австрии и партикуляризму (утверждению неограниченной власти мелких немецких монархов). А Пруссия под чутким австрийским руководством беспощадно их давила.


Героические датчане торжествуют победу при Бау... они еще не знают


За Данию до Эйдера! Призывники идут в армию


Дедушки из резерва едут на фронт. Благодарное население поит их водой.

Датчане могли ожидать от прусских войск подавления немецких революционеров, но уж никак не помощи им и неспровоцированной агрессии против соседней монархии. Sancta simplicitas! Цоллферейн (таможенный союз под прусской гегемонией) остро нуждался в новых портах на Северном и Балтийском морях.


Король Фридрих-Вильгельм IV, романтик на троне


Ход военных действий для обычного читателя особого интереса не представляет. Ну что Тузик может сделать с грелкой? Вот это самое... К маю была оккупирована уже и датская Ютландия. Дания "до Эйдера" свелась к островам. Датский флот был настолько же сильнее прусского, насколько прусская армия - сильнее датской, и о переправе на них мечтать не приходилось.



Эй, вы с какого раёна? Черт, не фартануло! Пруссаки громят датчан под Шлезвигом


Раненые датчане

Дипломатически же прусская кампания была проведена совершенно без подготовки, что тут же отравило вкус побед. Швеция и Англия, которым вовсе не улыбалось иметь в проливах вместо слабой Дании сильную Пруссию, потребовали очистить Ютландию. Врангелю 25 мая пришлось тремя колоннами отойти в Шлезвиг.


Европа с нами! Героические датчане громят отходящих пруссаков под Дюббёлем

Воспрявшие духом датчане с криками "ща мы им наваляем" атаковали отступающие прусские войска, и даже имели кое-какие успехи, но быстро получили с вертушки по щщам отпор и поспешно вернулись туда, где их защищало мировое общественное мнение. На Пруссию теперь давили все великие державы. Англия угрожала послать свой флот, Николай I намекал, что он, как старший в готторпской ветви, может и вступить в конфликт, в августе подключилась Франция. Даже Австрия втайне поддерживала датчан.


Фридрих-Вильгельм IV приказал войскам очистить герцогства, но генерал Врангель заявил, что вообще-то он тут от имени и по поручению Германского Союза, поэтому ну никак не может выполнить приказ своего короля. Вот пусть союзный сейм утвердит договор, и он тут же отведет войска. Датчане не согласились и прервали переговоры. Эти прусские генералы все такие недисциплинированные, просто ужас. Приказ короля для них ничего не значит.


"Папа Врангель", между прочим, тот который башня "Врангель" в Калининграде

Перед лицом угрозы со стороны всех великих держав Фридрих-Вильгельм зассал вынужден был подписать семимесячное перемирие в Мальмё от 26 августа. Все принятые временным правительством законы отменялись само оно распускалось. Новое правительство формировалось из 2 министров со стороны Дании и 2 - назначенных Фридрихом-Вильгельмом. Председатель назначается ими совместно. Пленные и политзаключенные освобождаются, блокада прекращается, захваченные призы отпускаются. Боевые действия прекращаются, датские и немецкие войска покидают герцогства. Гольштейн может сохранить свою армию, армия Шлезвига распускается и формируется заново только из местных уроженцев.

Фридрих-Вильгельм продолжал тянуть время. Договор был послан на утверждение во Франкфурт. Парламент сначала яростно отверг его 5 сентября, но затем, понимая, что деваться некуда, ратифицировал 16 сентября. Это решение вызвало восстание 18 сентября в Франкфурте. Патриоты обвиняли Национальное Собрание в предательстве немецких интересов и тому пришлось вызвать на подмогу прусские войска. Германские патриоты в очередной раз не поняли друг друга. Недовольные рассеялись вдоль Рейна и прусские войска по просьбе Учредительного собрания отлавливали банды патриотов. Картина маслом.

Непослушный генерал Врангель вернулся в Берлин и получил верховное командование в Бранденбурге и пост губернатора Берлина. За невыполнение приказов, конечно.

Зачем же Фридрих-Вильгельм так рисковал и тянул время? Естественно, чтобы привести в порядок Шлезвиг-Гольштейнскую армию. В июле она была реорганизована под руководством прусских офицеров, а в сентябре была введена всеобщая воинская повинность. 22 октября временное правительство передало власть так называемому совместному правительству.


Совместное датско-прусское правительство герцогств. Слева направо: Александр Фридрих Вильгельм Пройссер, Адольф фон Мольтке, Теодор граф фон Ревентлов, Пауль Иоганн Фридрих Бойзен, Йозиас Фридрих Эрдманн фон Гейнце

Зима перевела конфликт в холодную фазу, немцы и датчане ждали следующей весны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий