Он же эффект якоря. Любая информация, поступившая к вам перед началом решения, оказывает влияние на результат. Любая - это значит любая. Сколь бы абсурдной, не относящейся к делу или даже вредной она ни была - вы ее учтете. И даже знание об этом эффекте от него не спасает.
Лучше всего этот эффект изучен в области торговли. Поставили рядом с галантереей дорогущую сумочку от Луи Виттон - и люди берут дешевку по очевидно непомерной цене. Назвали завышенную цену - и покупатель возьмет товар "со скидкой", переплатив. Написал "Каждая пятая крышка участвует в розыгрыше" - и вместо одной бутылки купят две, вместо двух - три.
Но этим дело, конечно, не ограничивается. Например, если на собеседовании вам могут сказать, что, само собой, первое время зарплата будет существенно ниже. Или любимая жена скажет, что хотела бы норковую шубу к дню рождения. Шуба не шуба, но шампунем вы уже не отделаетесь.
Каково же лекарство?
Во-первых, принимать решение заранее. Если не окончательное, то рамочное. Решили для себя, что вам нужен ноутбук не дороже 20000 рублей - и все, все ухищрения впарить вам его за 40000 пошли лесом.
Во-вторых, фильтруйте исходные данные. Пользуйтесь только надежными источниками. Не смотрите цену сразу в крутых магазинах, гляньте лучше цену производителя или оптовую.
В-третьих, как только вы заметили разводку такого рода - разворачивайтесь и уходите. Если этого нельзя сделать в прямом смысле, увиливайте от окончательного ответа, обещайте "подумать"
В-четвертых, пользуйтесь строгими расчетами и методиками. не пытайтесь получить ответ сразу, проходите все этапы последовательно. Тогда вам не придется, к примеру, ломать ноги о лишние стройматериалы, которые вы закупили, прикинув необходимое количество "на глазок".
Лучше всего этот эффект изучен в области торговли. Поставили рядом с галантереей дорогущую сумочку от Луи Виттон - и люди берут дешевку по очевидно непомерной цене. Назвали завышенную цену - и покупатель возьмет товар "со скидкой", переплатив. Написал "Каждая пятая крышка участвует в розыгрыше" - и вместо одной бутылки купят две, вместо двух - три.
Но этим дело, конечно, не ограничивается. Например, если на собеседовании вам могут сказать, что, само собой, первое время зарплата будет существенно ниже. Или любимая жена скажет, что хотела бы норковую шубу к дню рождения. Шуба не шуба, но шампунем вы уже не отделаетесь.
Каково же лекарство?
Во-первых, принимать решение заранее. Если не окончательное, то рамочное. Решили для себя, что вам нужен ноутбук не дороже 20000 рублей - и все, все ухищрения впарить вам его за 40000 пошли лесом.
Во-вторых, фильтруйте исходные данные. Пользуйтесь только надежными источниками. Не смотрите цену сразу в крутых магазинах, гляньте лучше цену производителя или оптовую.
В-третьих, как только вы заметили разводку такого рода - разворачивайтесь и уходите. Если этого нельзя сделать в прямом смысле, увиливайте от окончательного ответа, обещайте "подумать"
В-четвертых, пользуйтесь строгими расчетами и методиками. не пытайтесь получить ответ сразу, проходите все этапы последовательно. Тогда вам не придется, к примеру, ломать ноги о лишние стройматериалы, которые вы закупили, прикинув необходимое количество "на глазок".
Комментариев нет:
Отправить комментарий