Становление духовно-рыцарских орденов происходило тихо и скромно, неуверенно двигаясь на ощупь и пробуя. Крестоносцы были их учредителями, серьезные проблемы христианских государств Ближнего Востока - основной причиной их возникновения. Две проблемы кричали на весь свет, требуя решения: потребность в воинах и "тыловая служба". Христианские государства Востока должны были защищать длинные, постоянно угрожаемые границы в среднем не более, чем тремя тысячами бойцов. Того, что мы сегодня называем тыловыми службами, то есть обеспечение размещения и снабжения масс крестоносцев, уход за ранеными и больными, совершенно не существовало.
Никому неизвестный Магистр Герхард подошел к решению вопроса тылового обеспечения. Он основал вскоре после 1 Крестового похода госпиталь близ церкви Гроба Господня в Иерусалиме. Он получил в патроны имя часовни: госпиталь Святого Иоанна в Иерусалиме. Название оставалось официально неизменным даже после того как скромный «Госпиталь» стал могучим Орденом Иоаннитов.
В 1113 году уже имелись госпитали Магистра Герхарда в важных пунктах сбора крестоносцев: в Сен-Гилле в Провансе, в Асти в Пьемонте и в Пизе, в Бари, в Таранто и Мессине. В 14-ом веке орден Иоаннитов насчитывал более 100 домов, распределенных по всему Западу.
В 1118 году началась организация военной службы охраны. Ее основателем был северо-французский рыцарь Гуго де Пэйен или "de Paganis". Он образовал монастырскую организацию с 8 или 9 крестоносцами и принес перед патриархом Иерусалима обет бороться за веру. Король Балдуин поселил юный орден на месте Иерусалимского Храма. Отсюда он назывался „Milites templi" (Воины Храма) или попросту „Templer" (Храмовники). По своему желанию и с рекомендательными письмами патриарха и короля Гуго отправился в Рим, чтобы добиться папского утверждения своего товарищества. Папа медлил с согласием на абсолютно новую идею объединения креста и меча, монашества и рыцарства.
Он перенес решение вопроса на созванный в Труа собор, на котором Бернар Клервосский пользовался большим авторитетом. Бернар был в восторге от новой идеи и разработал устав Тамплиеров, будучи уполномоченным на то собором. Затем 300 рыцарей вступили в юный орден, принесли обет и последовали за Гуго на Восток. Орден Тамплиеров, первый настоящий рыцарский орден, встретил воодушевленный прием на Западе и в течение немногих десятилетий распространился по нему не слабее Иоаннитов.
Но классической страной рыцарских орденов стал Иберийский полуостров. Здесь, где уже 400 лет боролись за освобождение подавляемых братьев по вере, возникло не менее 7 рыцарских орденов. Первым видимо был "Nova Militia" (Новое Воинство), основанный в 1145 королем Португалии. Это объединение приняло в 1162 году статут, выведенный цистерианским аббатом Цуритой из правил цистерианцев, и стал тем самым орденом в строгом смысле этого слова. Папское удтверждение произошло в 1202 году. С 1212 года постепеноо приходит на место наименования "Нова Милития" - „рыцари Авис", по городу Авиц, резиденции ордена с 1212.
В Испании братья Бариентос основали в 1157 году религиозное сообщество. Им разработал правила так же цистерианец, епископ Саламанки. Папское утверждение произошло в 1177 году. В 1213 братья приобрели город Алькантару и называли себя после этого „рыцари Алькантара".
Всего лишь годом позже этого ордена возник знаменитый орден Калатрава, основанный благодаря аббату цистерианцев Раймунду де Фитеро. Аббата Раймунда побудил к этому член его монашеского ордена Дидакус Феласквец, чтобы попробовать спасти город Калатраву, который был покинут Тамплиерами перед лицом приближающейся армии мавров. Раймунд собрал ополчение воинов и занял ими Калатраву. Здесь он жил отныне в слкращенной цистерианской обители как цистерианец и одновременно воин за веру.
Еще более характерным является начало знаменитого ордена Сантьяго. Рыцари-пираты взяли, чтобы искупить свои преступления, под вооруженную защиту пилигримов, совершающих великое паломничество к Сант-Яго де-Компостела. Но вскоре война за веру стала их основной деятельностью. Чисто религиозный идеал, конечно, был затемнен тем, что он дозволял брак. Орден был, тем не менее, утвержден Папой, видимо, в 1175 году.
Один испанец основал в 1180 году в Иерусалиме орден "Mont joio" (Монжуа). Рыцари потянулись в него, но вскоре вернулись в Испанию и влились в ряды тамплиеров. Маленький состав имел также португальский Орден "Крыла Святого Михаила". Он никогда не был рыцарским орденом в строгом смысле слова, потому что не требовал войны за веру, и дозволял брак.
Чисто почетными и недолговечными были ордена "Лилии" и "Пояса". Названия происходит от их знаков различия.
Последними орденами, которые появились на Пиренейском полуострове, были Монтеза и Орден Христа, которые являются всего лишь продолжением ордена тамплиеров, запрещенного в 1314 году. Они возникли потому, что короли Арагона и Португалии в 1316 и 1319 году собрали их из бывших тамплиеров под другими именами.
За пределами Испании национальные рыцарские ордена появились на свет только в Германии: "Добжинцев", "Меченосцев", "Братьев немецкого дома в Иерусалиме".
Тамплиеры и госпитальеры вскоре поняли, что на Востока военная и самаритянская службы должны быть связаны. Так тамплиеры включили медицинскую помощь в свою программу, госпитальеры в 1137 году - защиту веры.
Идея рыцарских орденов встретила восторженный прием на Западе. Высшие и низшие, клирики и миряне, соперничали друг с другом в привилегиях и пожертвованиях. Так рыцарские ордена пережили почти невероятный с точки зрения нашего времени подъем.
Рыцари были для христианского мира - «колониальными силами безопасности» на Востоке, костяком армии. Они прямо поддерживали благодаря своим обширным связям и семейным отношениям замысел крестовых походов. Их могучие замки были главным оплотом христианских государств на Святой Земле. Рыцарские ордена вливали силу в эти хилые государственные организмы, и парализовали натиск ислама на целых два столетия, и это было их всемирно-исторической ролью и значением.
Что они означали для западного рыцарства и, следовательно, для всего этого большого периода времени, будет рассмотрено позже.
Никому неизвестный Магистр Герхард подошел к решению вопроса тылового обеспечения. Он основал вскоре после 1 Крестового похода госпиталь близ церкви Гроба Господня в Иерусалиме. Он получил в патроны имя часовни: госпиталь Святого Иоанна в Иерусалиме. Название оставалось официально неизменным даже после того как скромный «Госпиталь» стал могучим Орденом Иоаннитов.
В 1113 году уже имелись госпитали Магистра Герхарда в важных пунктах сбора крестоносцев: в Сен-Гилле в Провансе, в Асти в Пьемонте и в Пизе, в Бари, в Таранто и Мессине. В 14-ом веке орден Иоаннитов насчитывал более 100 домов, распределенных по всему Западу.
В 1118 году началась организация военной службы охраны. Ее основателем был северо-французский рыцарь Гуго де Пэйен или "de Paganis". Он образовал монастырскую организацию с 8 или 9 крестоносцами и принес перед патриархом Иерусалима обет бороться за веру. Король Балдуин поселил юный орден на месте Иерусалимского Храма. Отсюда он назывался „Milites templi" (Воины Храма) или попросту „Templer" (Храмовники). По своему желанию и с рекомендательными письмами патриарха и короля Гуго отправился в Рим, чтобы добиться папского утверждения своего товарищества. Папа медлил с согласием на абсолютно новую идею объединения креста и меча, монашества и рыцарства.
Он перенес решение вопроса на созванный в Труа собор, на котором Бернар Клервосский пользовался большим авторитетом. Бернар был в восторге от новой идеи и разработал устав Тамплиеров, будучи уполномоченным на то собором. Затем 300 рыцарей вступили в юный орден, принесли обет и последовали за Гуго на Восток. Орден Тамплиеров, первый настоящий рыцарский орден, встретил воодушевленный прием на Западе и в течение немногих десятилетий распространился по нему не слабее Иоаннитов.
Но классической страной рыцарских орденов стал Иберийский полуостров. Здесь, где уже 400 лет боролись за освобождение подавляемых братьев по вере, возникло не менее 7 рыцарских орденов. Первым видимо был "Nova Militia" (Новое Воинство), основанный в 1145 королем Португалии. Это объединение приняло в 1162 году статут, выведенный цистерианским аббатом Цуритой из правил цистерианцев, и стал тем самым орденом в строгом смысле этого слова. Папское удтверждение произошло в 1202 году. С 1212 года постепеноо приходит на место наименования "Нова Милития" - „рыцари Авис", по городу Авиц, резиденции ордена с 1212.
В Испании братья Бариентос основали в 1157 году религиозное сообщество. Им разработал правила так же цистерианец, епископ Саламанки. Папское утверждение произошло в 1177 году. В 1213 братья приобрели город Алькантару и называли себя после этого „рыцари Алькантара".
Всего лишь годом позже этого ордена возник знаменитый орден Калатрава, основанный благодаря аббату цистерианцев Раймунду де Фитеро. Аббата Раймунда побудил к этому член его монашеского ордена Дидакус Феласквец, чтобы попробовать спасти город Калатраву, который был покинут Тамплиерами перед лицом приближающейся армии мавров. Раймунд собрал ополчение воинов и занял ими Калатраву. Здесь он жил отныне в слкращенной цистерианской обители как цистерианец и одновременно воин за веру.
Еще более характерным является начало знаменитого ордена Сантьяго. Рыцари-пираты взяли, чтобы искупить свои преступления, под вооруженную защиту пилигримов, совершающих великое паломничество к Сант-Яго де-Компостела. Но вскоре война за веру стала их основной деятельностью. Чисто религиозный идеал, конечно, был затемнен тем, что он дозволял брак. Орден был, тем не менее, утвержден Папой, видимо, в 1175 году.
Один испанец основал в 1180 году в Иерусалиме орден "Mont joio" (Монжуа). Рыцари потянулись в него, но вскоре вернулись в Испанию и влились в ряды тамплиеров. Маленький состав имел также португальский Орден "Крыла Святого Михаила". Он никогда не был рыцарским орденом в строгом смысле слова, потому что не требовал войны за веру, и дозволял брак.
Чисто почетными и недолговечными были ордена "Лилии" и "Пояса". Названия происходит от их знаков различия.
Последними орденами, которые появились на Пиренейском полуострове, были Монтеза и Орден Христа, которые являются всего лишь продолжением ордена тамплиеров, запрещенного в 1314 году. Они возникли потому, что короли Арагона и Португалии в 1316 и 1319 году собрали их из бывших тамплиеров под другими именами.
За пределами Испании национальные рыцарские ордена появились на свет только в Германии: "Добжинцев", "Меченосцев", "Братьев немецкого дома в Иерусалиме".
Тамплиеры и госпитальеры вскоре поняли, что на Востока военная и самаритянская службы должны быть связаны. Так тамплиеры включили медицинскую помощь в свою программу, госпитальеры в 1137 году - защиту веры.
Идея рыцарских орденов встретила восторженный прием на Западе. Высшие и низшие, клирики и миряне, соперничали друг с другом в привилегиях и пожертвованиях. Так рыцарские ордена пережили почти невероятный с точки зрения нашего времени подъем.
Рыцари были для христианского мира - «колониальными силами безопасности» на Востоке, костяком армии. Они прямо поддерживали благодаря своим обширным связям и семейным отношениям замысел крестовых походов. Их могучие замки были главным оплотом христианских государств на Святой Земле. Рыцарские ордена вливали силу в эти хилые государственные организмы, и парализовали натиск ислама на целых два столетия, и это было их всемирно-исторической ролью и значением.
Что они означали для западного рыцарства и, следовательно, для всего этого большого периода времени, будет рассмотрено позже.
Комментариев нет:
Отправить комментарий