Первые члены ордена в Акре, вероятно, одевались по форме и цвету по образцу других монашеских орденов. Какие именно цвета использовались, остается под вопросом. Так как красный и фиолетовый цвета оставлялись за канониками и высшим духовенством, орден мог использовать черный, белый, коричневый или серый цвет. Братья-священники были обязаны носить согласно церковным предписаниям закрытое платье, подобное талару (рясе католических священников – с широкими рукавами, доходящей до пят) одеяние. Для прочих братьев полностью закрытая одежда не была, пожалуй, предписана церковью, но находилась в повсеместном употреблении.
Едва ли что-то могло быть изменено в одежде братьев Тевтонского ордена в связи с возвышением ордена до рыцарского. Так же маловероятно, что это сделано в лишь много позже законченных правилах.
В сфере шитья одежды орден должен был заранее позаботиться о 6 различных классах своих членов: рыцарях, священниках, так называемых других братьях, полубратьях, служащих братьях, орденских сестрах и, наконец, о фамилиарах, то есть мирянах под руководством ордена.
Для братьев, живущих в домах ордена, по практическим соображениям и по примеру других орденов стремились к в возможно большей степени унификации одежды. Это в итоге было закреплено правилами. В отношении одежды сестер правила, как ни странно, не содержат инструкций.
В отношении одежды братьев ордена в строгом смысле этого слова правила дают, по-видимому, ясные тем указания. Однако, фактически их нелегко истолковать. В качестве иллюстративного материала, который был бы очень полезен для этого, до 1400 г. имеется только несколько надгробных плит. Картины с изображениями орденских рыцарей в прусских коммендах и церквях бесполезны для решения вопроса об одежде ордена, так как они показывают рыцаря не в его повседневном одеянии, а в полном боевом облачении.
Согласно инструкциям правил братья носили нижнюю одежду из некрашеного полотна и верхнюю одежду, цвета подобающего духовным лицам, вероятнее всего из шерсти. Нижней одеждой служили рубашка, набедренная повязка и штаны. Они назывались соответственно camisia или hemede; femoralia или nidercleit; caligae или hosen. В качестве верхней одежды полные братья носили длинную куртку, плащ (с капюшоном) и мантию.
Служащие братья имели куртку с широкими рукавами, капюшон, называемый Schaprun, и беффу – накладной воротник в виде короткого плаща. Была эта куртка, называемая туника или камзол (Jupel), до колен или доходила вплоть до ботинок и носилась ли всегда с ней мантия, нельзя ответить с уверенностью. Как обувь были предписаны ботинки без лент, пряжек и длинных носов.
В отношении цвета верхней одежды правила предписывали только цвет, дозволенный духовным лицам. Был ли тогда в употреблении у ордена белый или черный, коричневый или серый цвет, невозможно установить с уверенностью.
Все члены ордена обязаны были носить знак ордена. Полные братья носили его целиком, полубратья, фамилиары и, пожалуй, сестры – только половину. Знаком ордена был черный крест. Первоначально он состоял из 4 тонких полос одинаковой длины без белого обрамления. Белая мантия была передана братьям-рыцарям гроссмейстером Тамплиеров как знак воина за веру при возвышении ордена до рыцарского. Правила ордена предписывали носить ее рыцарям. На этом они стояли вопреки сопротивлению Тамплиеров, жаловавшихся в 1210 году, что из-за белых мантий доходит до вредной путаницы между Тамплиерами и братьями Тевтонского ордена. Папа в 1230 году запрещал Тамплиерам всякие последующие претензии к Тевтонскому ордену из-за белой мантии.
Братья-священники носили ту же одежду, что и другие братья, но сначала без белой мантии рыцарей. Когда в феврале 1244 посольство ордена обратилось из-за нескольких пунктов правил к Папе, он издал 13 февраля 1244 следующую буллу:
„Послужит росту чести и пользы вашего ордена, если их клириков будут видеть в той одежде, которая подобает для богослужения и подобает чести духовного сословия. Поэтому мы хотим, чтобы все ваши братья-священники одеждой отличались от прочих. Поэтому мы разрешаем этим указом, чтобы они носили беспрепятственно белые талары поверх прочей их одежды."
Как дело дошло до предоставления этой привилегии? Руководство ордена, кажется, не просило этого: Папа не делает упоминания о просьбе, как это обычно было принято, и он выражается настолько туманно, что можно подумать, он желал бы ношения ими белого талара и, все же, не хотел предписывать его в приказном порядке. Интерпретация буллы представляет трудность также из-за использованного папой слова „Camisia". Но в этом контексте можно понимать под ним только талар. Орден, кажется, не пользовался этим дозволением. Либо оно шло наперекор желание братьев-священников тем, что предоставляло им белый талар вместо белой мантии?
Правила ордена заботились также о необходимых предметах одежды. Число их было очень скромным. Каждый брат имел только по паре рубашек, брюк и набедренных повязок, по одной куртке, камзолу и шапке и сверх этого одну или две мантии. С наступлением холодов выдавались меха и накидки из овечьей шерсти и козьего меха, а также беффы и перчатки. Материал должен был быть простым, в полную противоположность всякой светской роскоши. Особо запрещались светски украшенные сукна, а также золотые и серебряные украшения седел, щитов и упряжи.
Едва ли что-то могло быть изменено в одежде братьев Тевтонского ордена в связи с возвышением ордена до рыцарского. Так же маловероятно, что это сделано в лишь много позже законченных правилах.
В сфере шитья одежды орден должен был заранее позаботиться о 6 различных классах своих членов: рыцарях, священниках, так называемых других братьях, полубратьях, служащих братьях, орденских сестрах и, наконец, о фамилиарах, то есть мирянах под руководством ордена.
Для братьев, живущих в домах ордена, по практическим соображениям и по примеру других орденов стремились к в возможно большей степени унификации одежды. Это в итоге было закреплено правилами. В отношении одежды сестер правила, как ни странно, не содержат инструкций.
В отношении одежды братьев ордена в строгом смысле этого слова правила дают, по-видимому, ясные тем указания. Однако, фактически их нелегко истолковать. В качестве иллюстративного материала, который был бы очень полезен для этого, до 1400 г. имеется только несколько надгробных плит. Картины с изображениями орденских рыцарей в прусских коммендах и церквях бесполезны для решения вопроса об одежде ордена, так как они показывают рыцаря не в его повседневном одеянии, а в полном боевом облачении.
Согласно инструкциям правил братья носили нижнюю одежду из некрашеного полотна и верхнюю одежду, цвета подобающего духовным лицам, вероятнее всего из шерсти. Нижней одеждой служили рубашка, набедренная повязка и штаны. Они назывались соответственно camisia или hemede; femoralia или nidercleit; caligae или hosen. В качестве верхней одежды полные братья носили длинную куртку, плащ (с капюшоном) и мантию.
Служащие братья имели куртку с широкими рукавами, капюшон, называемый Schaprun, и беффу – накладной воротник в виде короткого плаща. Была эта куртка, называемая туника или камзол (Jupel), до колен или доходила вплоть до ботинок и носилась ли всегда с ней мантия, нельзя ответить с уверенностью. Как обувь были предписаны ботинки без лент, пряжек и длинных носов.
В отношении цвета верхней одежды правила предписывали только цвет, дозволенный духовным лицам. Был ли тогда в употреблении у ордена белый или черный, коричневый или серый цвет, невозможно установить с уверенностью.
Все члены ордена обязаны были носить знак ордена. Полные братья носили его целиком, полубратья, фамилиары и, пожалуй, сестры – только половину. Знаком ордена был черный крест. Первоначально он состоял из 4 тонких полос одинаковой длины без белого обрамления. Белая мантия была передана братьям-рыцарям гроссмейстером Тамплиеров как знак воина за веру при возвышении ордена до рыцарского. Правила ордена предписывали носить ее рыцарям. На этом они стояли вопреки сопротивлению Тамплиеров, жаловавшихся в 1210 году, что из-за белых мантий доходит до вредной путаницы между Тамплиерами и братьями Тевтонского ордена. Папа в 1230 году запрещал Тамплиерам всякие последующие претензии к Тевтонскому ордену из-за белой мантии.
Братья-священники носили ту же одежду, что и другие братья, но сначала без белой мантии рыцарей. Когда в феврале 1244 посольство ордена обратилось из-за нескольких пунктов правил к Папе, он издал 13 февраля 1244 следующую буллу:
„Послужит росту чести и пользы вашего ордена, если их клириков будут видеть в той одежде, которая подобает для богослужения и подобает чести духовного сословия. Поэтому мы хотим, чтобы все ваши братья-священники одеждой отличались от прочих. Поэтому мы разрешаем этим указом, чтобы они носили беспрепятственно белые талары поверх прочей их одежды."
Как дело дошло до предоставления этой привилегии? Руководство ордена, кажется, не просило этого: Папа не делает упоминания о просьбе, как это обычно было принято, и он выражается настолько туманно, что можно подумать, он желал бы ношения ими белого талара и, все же, не хотел предписывать его в приказном порядке. Интерпретация буллы представляет трудность также из-за использованного папой слова „Camisia". Но в этом контексте можно понимать под ним только талар. Орден, кажется, не пользовался этим дозволением. Либо оно шло наперекор желание братьев-священников тем, что предоставляло им белый талар вместо белой мантии?
Правила ордена заботились также о необходимых предметах одежды. Число их было очень скромным. Каждый брат имел только по паре рубашек, брюк и набедренных повязок, по одной куртке, камзолу и шапке и сверх этого одну или две мантии. С наступлением холодов выдавались меха и накидки из овечьей шерсти и козьего меха, а также беффы и перчатки. Материал должен был быть простым, в полную противоположность всякой светской роскоши. Особо запрещались светски украшенные сукна, а также золотые и серебряные украшения седел, щитов и упряжи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий