четверг, 31 марта 2016 г.

Члены Тевтонского Ордена - 5. Сестры Ордена.

Древние монашеские ордена имели в своем составе также женские ветви. Они состояли под руководством мужского ордена и имели свои дома часто в непосредственном соседстве с конвентами братьев. То, что в древних приютах точно так же были братья и сестры, мы знаем на примерах госпиталей Магистра Герхарда, Немецкого в Иерусалиме и госпиталя в Випитено. Орден Госпитальеров точно так же принимал сестер. Тамплиеры, кажется, тоже  в начале имели сестер, но потом запретили их принятие полностью.

Тевтонский орден последовал примеру иоаннитов. Но он предполагал не благородных дам в качестве сестер, а женщин из низших классов. Они должны были трудиться как благочестивые служанки. Это четко выражено в орденском правиле: „Мы предписываем, чтобы женщины не принимались в полные собратья ордена, так как мужской нрав часто вредоносно размягчается близостью женщин. Однако, так как лучше получается исполнять различные службы при больных и животных у женского пола, женщина может приниматься для такой службы, но таким образом, что для ее принятия необходимо согласие ландкомтура и что жилое место таким женщинам готовилось бы вне места проживания братьев."  В другом месте говорится:„ Нужно объяснить сводным сестрам, что они должны жить целомудренно, послушно и без собственности и те, кто нарушат эти правила, должны за это поплатиться, и, если они откажутся, исключаются из ордена".
Об одеянии орденских сестер правила ничего не говорят, как ни странно. Цвет одежды, вероятно,  был приспособлен к одежде братьев.

Мы нередко находим упомянутыми сестер ордена этого рода. Они служили в больницах, обеспечивали бельем и одеждой братьев и так далее.

В 14-ом веке, видимо, развился более независимый сестринский институт с собственными домами. Нужно ли к ним приплюсовывать сестринский дом в Бюнне, нельзя твердо сказать. Напротив, достоверно самостоятельными домами были женские монастыри в Берне и Франкфурте.

В 1330 брат ордена и Бернский приходской священник Дибольд Базельвинд основал благочестивый женский союз при приходской церкви, названный „Верхнее собрание". Другой, „Нижнее собрание", возник еще несколько ранее. Благодаря энергичной Анне фон Зеедорф, руководительнице верхнего собрания, произошло объединение обоих союзов. Она со священником Базелвиндом добивалась присоединения к Тевтонскому Ордену  и достигла его в 1342 году. Дойчмейстер сделал это под условием строительства нового, подходящего для этого, сестринского дома. После этого сестры назывались впредь белыми дамами из Рювенталь. Они приобрели посредством покупок и дарений поместья в Вальгерингене, Бальдерштале, Гизенштейне и других местностях.

Франкфуртский сестринский дом был основан Вайкером Фрош, схоластиком собора Св. Стефана во Франкфурте. Он построил в 1350 дом для 30 сестер ордена с больницей для женщин и церковью Св. Катарины. При учреждении этих сестринских домов постановили, что они должны были соблюдать правила Тевтонского ордена и состоять под его руководством, об одеждах снова ничего не говорится, как ни странно. Но спросим себя: почему Бернские сестры назывались „белые дамы из Рювенталя"? Оба этих дома закладывали основы более самостоятельного института сестринства, с уклоном в более деятельную сторону у Франкфуртских сестер, более созерцательную у Бернских сестер. Но оба дома не были в состоянии сами утвердиться на длительный срок не говоря уже о том, чтобы основывать новые филиалы. Монастырь в Рювенталь чах, до тех пор пока не прекратил существование в 1480 году. Сестры из Франкфурта испытали ту же судьбу самое позднее в 1524.

Комментариев нет:

Отправить комментарий