понедельник, 29 февраля 2016 г.

Члены Тевтонского Ордена-2. Братья-священники.

2. Братья-священники: Госпитальеры и Тамплиеры первоначально не имели братьев-клириков. Вскоре они столкнулись с большими проблемами, поскольку должны были предоставлять духовную опеку больным и раненым и совершать таинства над странниками. Поэтому они обеспокоились предоставлением им дозволения иметь братьев-священников. Папа предоставил такое разрешение иоаннитам в 1154 году, тамплиерам в 1162 году.

Тевтонский Орден имел в своем составе клириков с самого начала, так как он был, как известно, основан как братство и руководим капелланом Конрадом. Его первые наследники на этом посту были тоже клириками. То, что они составляли немалую часть братства, подтверждается тем фактом, что оно уже в 1197 году могло принять госпиталь в Барлетте и монастырь Св. Троицы в Палермо. Братья-клирики немного позже объявятся также и в Бурценланде.

Окончательное формальное подтверждение права принимать в Орден клириков последовало только в уже упомянутой ранее булле от 15 января 1220. Бессловесное же фактическое разрешение Рим дал еще буллами от февраля 1196 и февраля 1199. Первая подтверждала, что Тевтонский Орден в том виде, как он существовал в 1196, был взят под защиту Святого Престола, булла 1199 подтверждала действенность для Ордена правил тамплиеров и госпитальеров. Поскольку эти ордена предусматривали братьев-священников своими правилами, Тевтонский Орден мог с полным правом применять соответствующие постановления. Формальное же признание права принимать клириков, было, как уже сказано, впервые получено только в булле 1220.

Папа принимал ее вовсе не за тем, чтобы разрешить данный вопрос юридически, а для урегулирования положения клириков в Тевтонском Ордене. Она полностью изменяла его с этого момента, особенно по сравнению с временами до 1198: Клирики должны были состоять под властью гохмейстера и капитула, с исключением любой другой власти, и они должны были иметь в пределах ордена только те права, которые предоставят им магистр и капитул. Когда папа дальше определяет, что клирики должны в еде и питье быть полностью равны другим братьям, это означает – никаких особых предпочтений для братьев-священников.

Тевтонский орден, как говорилось, отодвинул братьев-священников от высших должностей ордена еще до этого момента. Но сам он прекрасно понимал необходимость поддержания авторитета священников. Так, было установлено: „Священников и братьев-клириков должно уважать и обеспечивать необходимым вперед прочих, как этого требуют святость их сана, честь ордена и усердие в вере и орденской дисциплине."

Ради уважения духовного сословия также устанавливалось, что братья-клирики не должны были подвергаться дисциплинарным наказаниям публично, а принимали бы их исключительно втайне.
Условия принятия не устанавливают для клириков никаких других требований, кроме касающегося всех братьев: они не должны быть в собственности господина. Следовательно, не было нужно ни немецкое, ни благородное происхождение. Принимались также клирики, которые еще не получили посвящения в сан.

Братьям-священникам вменялось в обязанности буллой 1220 проведение обрядов, совершение таинств и духовное обслуживание собратьев. Приобретя в большом количестве приходские и прочие церкви, орден стремился занять их своими братьями. Булла от 22 мая 1237 удовлетворяла это его желание, и определяла, что орден может назначать в свои собственные и в церкви, находящиеся под его покровительством, орденских братьев, и епископ должен утверждать их, если они подходят. Это право, ограничивающее епископскую свободу назначения, встретило ожесточенное сопротивление, и должно было предписываться епископам папой снова и снова. Это означало расширение поля деятельности ордена и возможность учреждать новые дома, в особенности такие, которые состояли только из братьев-священников и имели комтуром священника.

Кроме духовной помощи и обрядов вменялись в обязанность клирикам заботы об искусстве и науке, и, вследствие этого, обучение собратьев, особенно в духовных областях. Наряду с этим они должны были учить студентов, находившихся во многих домах ордена, и исполнять трудоемкую работу переписывания книг, необходимых или полезных для общин ордена, а также выполнять канцелярскую службу самых различных градаций. В коммендах, почти целиком построенных на исполнении церковных обязанностей, богослужение и духовная помощь часто предъявляли к братьям-священникам большие требования: духовное окормление в средневековье было сконцентрировано в немногих больших приходах, из которых совершались многочасовые переходы, чтобы совершать богослужения в причтенных церквях, посещать больных и так далее. Эта централизация духовной службы была хорошим средством поддержания порядка, оставляя братьев-священников частью большей общности и не позволяя отучиться от орденской дисциплины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий