понедельник, 29 февраля 2016 г.

Члены Тевтонского Ордена-1. Вступление. Братья-рыцари.

Тевтонский Орден был в течение первых 7 лет своего существования госпитальным братством. Тяжелую службу ухода за больными несли крестоносцы самых различных сословий и профессий, люди низких сословий и аристократы, клирики и миряне. Мы знаем это из сообщений об истоках Тевтонского Ордена. В это время внутри братства господствовал совершенно демократический дух и полное равенство. Естественно с возвышением до рыцарского ордена ранней весной 1198 все стало иначе. Абсолютно различная деятельность - здесь уход за больными, там война за веру - формировала, даже если не сразу, 2 класса: рыцарей и нерыцарей. Дальнейшая дифференциация шла по образцу обоих более старых рыцарских орденов, тамплиеров и госпитальеров. В них уже были на то время рыцари, воины за веру недворянского происхождения, клирики, братья-прислужники или полубратья и фамилиары, живущие под послушанием ордена светские люди. У госпитальеров, кроме того, имелись сестры Ордена.


Рыцарские ордена на Востоке требовали наряду с тяжелой кавалерией также легковооруженных вспомогательных сил. Те вербовались из местных жителей и жили в замках рыцарских орденов. Они появляются в орденских правилах под именем туркополов. Где не имелось в наличии достаточного числа братьев-слуг, приходилось вербовать слуг и служанок на сельскохозяйственные и ремесленные работы.

Тевтонский Орден позднее, когда ему подарили множество приходов и церквей, из-за недостатка потребного числа братьев-священников, неоднократно вынужден был брать на службу обычных священников. Мы находим упоминания о таковых обычно под именем светских капелланы.
По обычаю монастыри и соборные капитулы в дальнейшем содержали учеников или школяров. Все упомянутые члены ордена и служащие ордену должны были размещаться в замках и коммендах ордена. В некоторых домах к этому прибавлялись сестры ордена.

Теперь коротко разберемся с каждым отдельным классом Тевтонского Ордена:

1. Братья-рыцари: Как первый воин за веру вступил в орден рыцарь Генрих фон Кирхайн из Гессена. Это произошло непосредственно при торжественном возвышении Немецкого братства до рыцарского ордена. Приток борцов за веру должен был быть очень значителен в течение следующих лет, так как орден мог выступать уже в 1209 году в Греции и в 1211 в Бурценланде как рыцарский орден.
Неблагородный элемент, кажется, вырос настолько же значительно, поскольку госпитали Тевтонского Ордена и монастыри существовали к 1205 уже в Барлетте и Палермо, в Галле, Боцене и Праге.

Рыцарство последовательно двигалось к превращению ордена в рыцарский. Они быстро оттесняло братьев-клириков от ключевых постов, занимаемых теми первоначально. Папство целиком и полностью шло навстречу стремлениям братьев-рыцарей. Папская булла от 8 Декабря 1216 устанавливала, что отныне и впредь магистры могут быть только братьями-рыцарями.
Но гораздо более важные постановления были провозглашены буллой от 15 января 1220. Она предписывала, чтобы братья-клирики не подчинялись отныне никакой другой власти помимо Гохмейстера и Орденского капитула и что они должны были пользоваться только теми правами, которые те предоставят им. Тем самым рыцарству была отдана вся полнота власти в ордене. Это оставляло братьям-священникам отныне место только в подчиненных учреждениях, и еще на должностях комтуров домов, которые были учреждены в приходских церквях и имели практически только братьев-священников в штате. На посту ландкомтура мы нередко находим священника в баллеях Тироль и Сицилия, в других баллеях - только в виде исключения.

На сильное принижение священнического сана явно указывают установления для выборов Гроссмейстера. Великого магистра должны были избирать 13 выборщиков. 8 должны быть выдвинуты из рыцарства Ордена, 4 из „других братьев" и только один из священников.

Братья-рыцари должны были быть, как и в других рыцарских орденах, благородного происхождения: „Кто не рожден рыцарем, тот не принимается в братья-рыцари, разве что дозволением гохмейстера." Выдавались ли в действительности такие разрешения, пока точно неизвестно. Кандидаты в рыцари должны были подтверждать свое благородное происхождение. Как конкретно, правилами не определено. По обычаям того времени в этом вопросе хватало клятвенного заверения человека. Это подтверждается множеством документов орденского архива в Вене. До 1406 хватало доказательства, что родители были благородного сословия. А с того года предписывалось представить доказательства четырех благородных предков. Немецкая кровь не требовалась по старым законам ордена. Но, видимо, не немецкие дворяне не подавали заявлений на принятие их в братья-рыцари.

Внесение вклада не было предписано братьям-рыцарям правилами ордена. Но, по свидетельству многих документов, оно обычно делалось и с течением времени превратилось в имеющую статус обычая необходимость. Вносимое имущество было очень разным, иногда весьма дорогостоящим.
Необычным было, что кандидатами в рыцари очень часто записывались состоящие в браке, отцы взрослых детей, молодые мужья, с согласия их супруги, часто желающей покинуть мир вместе с ними.

Комментариев нет:

Отправить комментарий