понедельник, 23 ноября 2015 г.

В мире Ктулхов. Неуловимый Кракен.

Гигантский кальмар Architeuthis dux (Архитевтис) давно перекочевал из таблоидных книг в солидную научную литературу. Но до 2005 года ни разу ученым не удавалось заснять его живьем. При том, что экземпляры поступали десятками, но это были дохлые, умирающие, выброшенные на берег или попавшие в трал животные. Десятилетиями шла "охота" на неуловимого кракена, но лишь в сентябре 2005 года японским ученым с помощью дистанционно управляемых глубоководных аппаратов, оборудованных специальными камерами удалось впервые заснять архитевтиса живьем на глубине 900 метров.



Выглядит Архитевтис как обычный кальмар, только тело у него дряблое. Ткани водянистые, мускулатура слабая. Туловище узкое, цилиндрическое спереди и коническое сзади, вытянуто в недлинный хвост. Плавники небольшие, полуовальные, сидят на туловище в месте его перехода в хвост и немного не доходят до конца тела. Восемь рук и пара щупалец. Руки длинные, слабые, спинные покороче, брюшные самые длинные, что удобно для животного, которое обитает у дна и добычу ловит наощупь. На руках два ряда присосок. Щупальца в 3 - 5 раз длиннее туловища, с тонким эластичным стеблем и вытянутой, слабо расширенной ловчей частью (булавой) на конце.

На булаве четыре ряда присосок, из которых два средних ряда (12 - 14 пар) очень крупные, до 5 см в диаметре; их роговые кольца вооружены по всему периметру 40 - 50 одинаковыми треугольными зубцами. У обычных кальмаров зубцы, расположенные на дальней от головы стороне кольца присоски, гораздо больше и острее, чем на ближней, — так лучше удерживать пытающуюся удрать добычу. У гигантских кальмаров все наоборот, при их тонких щупальцах удобнее иметь присоски, которые в случае нужды можно быстро отцепить от добычи.

У основания булавы - кучка из 50 - 100 чередующихся присосок и бугорков-кнопок; ряд таких же присосок и кнопок протягивается вдоль большей части стебля. Это для соединения обоих щупалец, чтоб при плавании они не болтались как попало и не создавали помех движению.

Голова маленькая. Глаза очень крупные, размером до 38 см. Окраска однотонная, красно-бурая или пурпурная, в том числе и на внутренней поверхности мантии (обычно у кальмаров мантия изнутри не окрашена). Могут менять цвет, но много хуже, чем обычные кальмары. Органов свечения нет.

Со щупальцами рекордный размер 17,4 м. Такой кальмар был выброшен в 1887 г. на берег Новой Зеландии. Чуть меньшего выбросило в 1878 г. на берег Ньюфаундленда: 16,8 м со щупальцами (в том числе 6,1 м — туловище с головой и 10,7 м щупальца). В зависимости от того, поймали кальмара тралом или подобрали на берегу, оттаяли после заморозки или сразу запихнули в бочку с формалином, щупальца могут быть на метр-другой больше или меньше. Поэтому ученые меряют кальмаров по спинной стороне туловища (мантии). У мантии есть жесткая опора — гладиус; эта внутренняя скелетная пластинка не растянется и не сожмется. Длина мантии бывает до 5 м.

Наибольшая масса кальмара предположительно до 1 т. Такие крупные особи были зарегистрированы только в Северной Атлантике в конце XIX и начале XX в. Обычно самки гигантского кальмара имеют длину туловища 1,5 - 2,5 м и весят 150 - 250 кг. Самцы мельче, около 1 - 1,5 м, а весят 20 - 30 кг или немногим больше.

Живут Архитевтисы в умеренных и субтропических зонах. В Северной Атлантике: на западе — от западной части Гренландии и юга Лабрадора до Флориды и в северной части Мексиканского залива; на востоке — от Исландии, Шпицбергена и севера Норвегии до островов Азорских, Мадейры и Канарских. В северной части Тихого океана: от Южных Курил и южной части Японского моря (здесь они достигают 38° с. ш.) до о-вов Бонин и от Британской Колумбии до Калифорнийского п-ова, встречаются и у Гавайских о-вов. В южных частях Атлантического, Индийского и Тихого океанов: приблизительно от 28 - 30° ю. ш. до Субантарктики; особенно их много у Аргентины, Юго-Западной и Южной Африки, Южной Австралии, Тасмании, Новой Зеландии; попадались также у берегов Бразилии и о. Маврикия. В экваториальные воды они чуть-чуть проникают только в Юго-Восточной Атлантике, где близко подходят к экватору южные субтропические воды — область размножения архитейтисов. Так что три крупных района их распространения — Северная Атлантика, северная часть Тихого океана и Южный океан — друг с другом не соприкасаются.

Молодые и полувзрослые гигантские кальмары живут в толще воды открытого океана, на глубинах от нескольких до 500 - 600 м, иногда - у поверхности. Взрослые водятся главным образом у дна, приблизительно на глубинах от 100 - 200 до 1000 - 1100 м, чаще всего от 200 до 600 м.

Сколько существует видов гигантских кальмаров - никто не знает! В течение десятилетий, с 1857 до 1935 г., почти каждый новонайденный экземпляр описывали как новый вид и даже род, так что всего набралось восемь родов и около 20 видов, и было совершенно непонятно, чем они друг от друга отличаются. Потом, запутавшись в этом многообразии, ученые вообще перестали определять архитевтисов до вида и в последние полвека называют их попросту Architeuthis sp., т.е. архитевтис неизвестно какого вида. Даже в самом полном современном справочнике по систематике головоногих моллюсков не сказано, сколько в этом роде видов.

В водах России североатлантический архитевтис не зарегистрирован, но может быть встречен на западе Баренцева моря, поскольку отмечен у Шпицбергена и северной части Норвегии почти до Нордкапа. Северотихоокеанских гигантских кальмаров в наших водах видели живыми только однажды - на поверхности океана юго-восточнее о. Шикотан; их длину со щупальцами оценили приблизительно (с палубы) в 10 - 12 м. В конце 1940-х и в 1950-е годы, когда у нас били китов, характерные клювы архитевтисов часто находили в желудках кашалотов у всех Курильских о-вов, у Камчатки, в Беринговом море, у Алеутских о-вов и в заливе Аляска, однако в глубоководных тралах, даже достаточно крупных, они ни разу не попадались ни в Беринговом, ни в Охотском море, ни с океанской стороны Камчатки и Курил.

Гигантские кальмары размножаются в субтропических водах, а нагуливаются в умеренных и субполярных водах обоих полушарий, причем в дальних миграциях участвуют в основном неполовозрелые самки, самцы же обычно не отходят далеко от мест размножения. Миграции на нагул происходят главным образом пассивно, с теплыми течениями, а обратно на нерест — уже активно, против течения. Обычно к концу лета соответствующего полушария они достигают богатых жизнью районов, лежащих на стыке теплых и холодных течений. Там много пищи, но есть и опасность: с наступлением зимы, когда вода охлаждается, кальмар может попасть в холодную воду. Тогда он обречен. Субтропические по происхождению, эти кальмары плохо переносят резкое понижение температуры и, попав зимой в погоне за добычей в холодные воды у Ньюфаундленда, Исландии, Норвегии, в Японском море, у Аргентины и т.п., теряют силы, всплывают к поверхности океана и дрейфуют по ветру или течению, пока их мертвыми или полумертвыми не выбросит на берег. Именно поэтому почти все находки архитевтисов на берегах приходятся на холодную половину года: в Северном полушарии - с сентября по март, в Южном - с мая по октябрь. Находки архитевтисов на берегах обычно приурочены к тем местам, где невдалеке от берегов теплые течения встречаются с холодными («полярные фронты» у Ньюфаундленда, Исландии, в Японском море и др.), причем именно с теплой стороны фронтов, или там, где теплые течения идут параллельно берегу, постепенно охлаждаясь (Ирландия, Норвегия), в более тепловодных районах их обычно находят там, где большие глубины отмечены близко к береговой черте (восточная часть Флориды, Азорские о-ва, Мадейра, южная часть Японии, пролив Кука и о. Южный Новой Зеландии, острова южной части Индийского океана).

Самцы созревают при небольших размерах. В Северном полушарии, на юге ареала, они совсем мелкие (самцы с длиной мантии 60 - 70 см могут быть уже зрелыми), а на севере ареала покрупнее, метр - полтора. Самки созревают при длине мантии 1,5 - 2,5 м.

У самцов для предстоящего спаривания видоизменяются (гектокотилизируются) обе брюшные руки. Кроме того, самцы имеют очень длинный (почти метр) пенис, мускулистый, с грибовидной головкой; он может на полметра с лишним высовываться за край мантии наружу. У обычных кальмаров есть либо гектокотиль, либо длинный пенис, а архитевтис - единственный, у кого есть и то, и другое! Как у всех головоногих, сперма заключена в сперматофоры - сложно устроенные пакеты со специальными запирательным и выталкивающим механизмами. У гигантских кальмаров и сперматофоры громадные: в зависимости от размера самца их длина от 10 - 12 до 20 - 24 см, или до четверти длины мантии. Они заключены в слизистый чехол, который отсутствует у других головоногих и предположительно облегчает перемещение сперматофоров по половым путям самца. Затем самец переносит их, вероятно пенисом, в развилку между основаниями брюшных рук самки. Здесь сперматофоры вонзаются или еще каким-то образом внедряются под кожу в боковых частях одной или обеих брюшных рук, лопаются, сперма изливается между кожей и мускулатурой рук и там хранится. Предполагают, что яйца при нересте выводятся наружу через воронку и оплодотворяются, проходя между брюшными руками.

Яйца архитевтисов мелкие (2,0 - 2,5 мм) и очень многочисленны. В 20-килограммовом яичнике одной далеко не самой крупной самки (длина мантии 162 см) насчитали 12 млн. яиц! Но уже выметанных яиц никто не видел. Вероятно, они заключены в объемистые студенистые яйцевые кладки, плавающие в придонном слое воды. Выметав весь (или почти весь) запас яиц, предельно истощенная самка погибает и всплывает к поверхности океана. Самец после единственного в жизни нереста тоже погибает, но скорее всего тонет.

Из яйца выходит маленькая пелагическая личинка. Пока известна только одна. Ее выловили на глубине 20 м у юго-востока Австралии; длина туловища была всего 1 см. Исключительно редко попадают в руки ученых и мальки гигантского кальмара - по пальцам одной руки пересчитать можно. Молодь архитевтисов впервые была описана по двум экземплярам, обнаруженным в желудках хищных полуглубоководных рыб алепизавров. Почему она так редка — никто не знает.
Архитевтисы - кальмары с нейтральной плавучестью (большинство обычных кальмаров тяжелее воды). Не тонут и не всплывают. Нейтральная плавучесть обеспечивается накоплением в тканях множества мелких и легких пузырьков с раствором хлористого аммония (NH4Cl). Это удобно, так как экономит силы. Но пузырьки занимают место мышц, поэтому ткани становятся водянистыми. Мускулисты только стебли щупалец. Поэтому архитевтисы — малоподвижные животные. Не охотятся вдогон, подобно волкам, а нашаривают добычу или подстерегают ее. Но способны подчас хватать крупную добычу резким броском.

Возраст кальмаров, как и рыб, определяют по числу суточных отметок («колец роста») на слуховых камешках (статолитах) во внутреннем ухе. Такие подсчеты для архитевтисов дали неожиданный результат. Оказалось, они живут столько же, сколько обычные кальмары, коих продают в магазинах! Возраст неполовозрелой самки с длиной мантии 42 см, выловленной у Юго-Восточной Австралии, был лишь 5 мес, а зрелых самок (161 - 162 см), добытых у Новой Зеландии и Аргентины, и зрелых самцов (98 - 108 см), выловленных западнее Ирландии, — 10-14 мес. Самцы созревают не раньше самок, просто самки растут быстрее. С крохотной личинки до особи ростом с человека архитевтис вырастает всего за год! Свой вес они увеличивают на 3 - 4% в сутки. Так что за первый год самки архитевтисов вполне могут вырасти до 160 - 180 см, на втором году жизни дозреть, отнереститься и... закончить жизненный цикл.

Архитевтисы - одиночные, не стайные животные. По-видимому, они в основном медленно плавают вдоль дна, хвостом вперед (реактивным способом), с вытянутыми назад руками и щупальцами, или висят в воде с опущенными конечностями, поджидая добычу. Чем питаются, не очень хорошо известно. Скорее всего, разными пелагическими и придонными рыбами и кальмарами, от мелких до очень больших.

Врагов у гигантского кальмара только в ранней молодости много, личинку или молодь всякая хищная рыба съесть не поленится. Молодых архитевтисов едят меч-рыбы, разные тунцы, акулы и прочие. У взрослых кальмаров один главный враг - кашалот.

Большинство кашалотов, особенно самцов (они ныряют глубже самок и хватают более крупную добычу), имеют на морде вокруг рта шрамы, оставленные присосками щупалец, что говорит об отчаянной, но безуспешной борьбе кальмаров с этими хищниками. Средний по размерам самец кашалота весит 40-50 т, в две-три сотни раз больше среднего архитевтиса. Так что схватка всегда заканчивается одинаково: кашалот съедает кальмара. Кстати, питается кашалот в основном стайными кальмарами, а на одиночек-архитевтисов, если судить по количеству жертв, приходятся ничтожные доли процента. Но по массе это более чем существенно! Еще морской слон его ест, тоже гигантский и глубоко ныряющий хищник.
В пище альбатросов архитевтисы по количеству занимают, как и у кашалота, совершенно ничтожную долю, зато по массе, особенно у странствующих альбатросов, - от 10 до 25%. Птицы находят издыхающих самок кальмаров, которые всплывают после нереста к поверхности, и расклевывают их. Ну а самцов, если те на самом деле тонут, поедают на дне всякие рачки и улитки.



Опасен ли гигантский кальмар для человека? Ну, если тот окажется в открытом океане и не помрет, а кальмар вдруг зачем-то решит всплыть - то да. Если атаковать издыхающего кальмара без должных предосторожностей - тоже можно влететь.
Но для обычного купальщика и ныряльщика опасности с их стороны нет - у берегов архитевтисы не живут.

Комментариев нет:

Отправить комментарий