Программа 1881 г. не предусматривала никаких малых или прибрежных броненосцев. Считалось, что на Балтике уже имеется 20 таковых единиц (старых) и новых строить не надо. Предполагалось построить на Балтике 16 броненосцев по 8400 т с 4 305-мм и 4 254-мм пушками.
Однако в ходе строительства смета расходов хронически превышалась. С одной стороны пришлось повышать водоизмещение и скорость. С другой стороны, "Александр II" и "Николай I" оказались дороже, чем предполагалось. Попытались выйти из затруднения - заложили Гангут меньших размемерений (планируемое водоизмещение - 6 кт, реальное оказалось больше).
В августе 1889 г. адмирал Чихачев заинтересовался проектом греческого броненосца "Гидра" и поручил МТК разработать аналогичные проекты. С 1889 г. Гуляев разрабатывал различные схемы малых прибрежных броненосцев в 4-5 кт. Один вариант был - "для китайских вод".
Адмирал Чихачёв
7 мая 1890 г. Чихачев подал записку с предложением скорректировать программу 1881 г. Стало ясно, что стандартные броненосцы в 8-9 кт слабее новейших иностранных кораблей, водоизмещение которых постоянно растет. В записке изложена идея строить броненосцы 2-х типов - 6 единиц побольше 1-го класса ("Наварин" в 10,9 кт), 4 - поменьше и подешевле 2-го класса ("Гангуты"), 3 БрКр типа Рюрик и 3 броненосные канлодки типа Грозящий. Броненосцы 2-го класса - это не БрБО. Их использование для защиты берегов не предполагалось.
24 ноября 1890 г. император утвердил предложения Морского министерства. В начале 1891 г. выявилось, что броненосец 1-го класса Наварин стоит около 9 млн. руб. Ассигнованных денег не хватит на все запланированные 10 броненосцев. И тут в Морском министерстве вспомнили о проектах Гуляева. После срочной доработки в июле 1891 г. проект корабля в 4100 т. был представлен и одобрен генерал-адмиралом. Он распорядился построить 2 единицы вместо ранее запланированных 2-х Гангутов.
Так в российском флоте возродились прибрежные броненосцы, не предусмотренные 20-летним планом. 1 февраля 1892 г. приказом по Морскому министерству была введена новая позиция в классификации кораблей РИФ - ББО. Стоимость ББО составляла примерно по 4,3 млн.рублей. Для сравнения: стоимость Петропавловска составила около 9,2 млн. рублей. Итак, появление данного класса кораблей в РИФ НЕ ВЫЗЫВАЛОСЬ никакими стратегическими или тактическими соображениями. "Экономия" средств в чистом виде.
Однако в ходе строительства смета расходов хронически превышалась. С одной стороны пришлось повышать водоизмещение и скорость. С другой стороны, "Александр II" и "Николай I" оказались дороже, чем предполагалось. Попытались выйти из затруднения - заложили Гангут меньших размемерений (планируемое водоизмещение - 6 кт, реальное оказалось больше).
В августе 1889 г. адмирал Чихачев заинтересовался проектом греческого броненосца "Гидра" и поручил МТК разработать аналогичные проекты. С 1889 г. Гуляев разрабатывал различные схемы малых прибрежных броненосцев в 4-5 кт. Один вариант был - "для китайских вод".
Адмирал Чихачёв
7 мая 1890 г. Чихачев подал записку с предложением скорректировать программу 1881 г. Стало ясно, что стандартные броненосцы в 8-9 кт слабее новейших иностранных кораблей, водоизмещение которых постоянно растет. В записке изложена идея строить броненосцы 2-х типов - 6 единиц побольше 1-го класса ("Наварин" в 10,9 кт), 4 - поменьше и подешевле 2-го класса ("Гангуты"), 3 БрКр типа Рюрик и 3 броненосные канлодки типа Грозящий. Броненосцы 2-го класса - это не БрБО. Их использование для защиты берегов не предполагалось.
24 ноября 1890 г. император утвердил предложения Морского министерства. В начале 1891 г. выявилось, что броненосец 1-го класса Наварин стоит около 9 млн. руб. Ассигнованных денег не хватит на все запланированные 10 броненосцев. И тут в Морском министерстве вспомнили о проектах Гуляева. После срочной доработки в июле 1891 г. проект корабля в 4100 т. был представлен и одобрен генерал-адмиралом. Он распорядился построить 2 единицы вместо ранее запланированных 2-х Гангутов.
Так в российском флоте возродились прибрежные броненосцы, не предусмотренные 20-летним планом. 1 февраля 1892 г. приказом по Морскому министерству была введена новая позиция в классификации кораблей РИФ - ББО. Стоимость ББО составляла примерно по 4,3 млн.рублей. Для сравнения: стоимость Петропавловска составила около 9,2 млн. рублей. Итак, появление данного класса кораблей в РИФ НЕ ВЫЗЫВАЛОСЬ никакими стратегическими или тактическими соображениями. "Экономия" средств в чистом виде.
Комментариев нет:
Отправить комментарий