понедельник, 22 июня 2015 г.

Откуда на Руси есть пошли броненосцы береговой обороны

Программа 1881 г. не предусматривала никаких малых или прибрежных броненосцев. Считалось, что на Балтике уже имеется 20 таковых единиц (старых) и новых строить не надо. Предполагалось построить на Балтике 16 броненосцев по 8400 т с 4 305-мм и 4 254-мм пушками.

Однако в ходе строительства смета расходов хронически превышалась. С одной стороны пришлось повышать водоизмещение и скорость. С другой стороны, "Александр II" и "Николай I" оказались дороже, чем предполагалось. Попытались выйти из затруднения - заложили Гангут меньших размемерений (планируемое водоизмещение - 6 кт, реальное оказалось больше).

В августе 1889 г. адмирал Чихачев заинтересовался проектом греческого броненосца "Гидра" и поручил МТК разработать аналогичные проекты. С 1889 г. Гуляев разрабатывал различные схемы малых прибрежных броненосцев в 4-5 кт. Один вариант был - "для китайских вод".
Адмирал Чихачёв

7 мая 1890 г. Чихачев подал записку с предложением скорректировать программу 1881 г. Стало ясно, что стандартные броненосцы в 8-9 кт слабее новейших иностранных кораблей, водоизмещение которых постоянно растет. В записке изложена идея строить броненосцы 2-х типов - 6 единиц побольше 1-го класса ("Наварин" в 10,9 кт), 4 - поменьше и подешевле 2-го класса ("Гангуты"), 3 БрКр типа Рюрик и 3 броненосные канлодки типа Грозящий. Броненосцы 2-го класса - это не БрБО. Их использование для защиты берегов не предполагалось.

24 ноября 1890 г. император утвердил предложения Морского министерства. В начале 1891 г. выявилось, что броненосец 1-го класса Наварин стоит около 9 млн. руб. Ассигнованных денег не хватит на все запланированные 10 броненосцев. И тут в Морском министерстве вспомнили о проектах Гуляева. После срочной доработки в июле 1891 г. проект корабля в 4100 т. был представлен и одобрен генерал-адмиралом. Он распорядился построить 2 единицы вместо ранее запланированных 2-х Гангутов.

Так в российском флоте возродились прибрежные броненосцы, не предусмотренные 20-летним планом. 1 февраля 1892 г. приказом по Морскому министерству была введена новая позиция в классификации кораблей РИФ - ББО. Стоимость ББО составляла примерно по 4,3 млн.рублей. Для сравнения: стоимость Петропавловска составила около 9,2 млн. рублей. Итак, появление данного класса кораблей в РИФ НЕ ВЫЗЫВАЛОСЬ никакими стратегическими или тактическими соображениями. "Экономия" средств в чистом виде.

Комментариев нет:

Отправить комментарий